Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ольга Валерьевна Артамонова

Цель урока:   дать детям понятие основных форм земной поверхности;

           познакомить со строением холмов и гор, пояснить отличие горы от              холма;

           развивать познавательный интерес к окружающему миру, творческую  активность на уроке, коммуникативные качества детей.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: три группы по семь (шесть) человек.

Ведущие понятия: горы, равнины, овраги, холмы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okr_mir.doc80 КБ
Office presentation icon formy_relefa.ppt1002 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Борисоглебского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«МБОУ БОРИСОГЛЕБСКАЯ СОШ № 5»

Конспект урока

«Окружающий мир»

во 2 классе

                                     Тема: «Формы земной поверхности»

Учитель: Артамонова О.В.

2021-2022 учебный год

Цели:   дать детям понятие основных форм земной поверхности;

           познакомить со строением холмов и гор, пояснить отличие горы от              холма;

           развивать познавательный интерес к окружающему миру, творческую  активность на уроке, коммуникативные качества детей.

Задачи:

  1. Дидактические

- обеспечить в ходе урока формирование понятий «рельеф Земли», «гора», «холм», «овраг»;

- формировать навык самоконтроля и самоанализа.

2. Задачи развития

- развивать познавательную сферу учащихся, создавая на уроке условия для самостоятельного познания нового, получения знаний;

- развивать коммуникативные качества детей, память, внимание.

3. Воспитательные

- обеспечить здоровье и свободное развитие личности;

- воспитывать любовь к природе, родному краю, бережное отношение к природным объектам.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: три группы по семь (шесть) человек.

Ведущие понятия: горы, равнины, овраги, холмы.

Оборудование: физическая карта мира (объёмная), листы с заданиями каждой группе, карточки-задания для индивидуальной работы, таблицы по природоведению «Холмистая равнина», «Ориентирование по местным признакам», макеты горы, холма, оврага, компьютер, проектор, таблички со словами-опорами для схем, карта Воронежской области.

                                   

                                                   Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение дежурного синоптика.

- Сегодня мы с вами продолжим изучать тему нашего раздела «Путешествия». А где мы будем путешествовать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку: «Ни начала, ни конца,

                               Ни затылка, ни лица,

                               Знают все, и млад и стар,

                               Что она большущий шар» (планета Земля)

- Правильно, мы продолжим путешествие по нашей планете Земля. Цель нашего урока – изучить формы земной поверхности.

    Но, как настоящие путешественники, мы должны много знать, чтобы не заблудиться. На прошлом уроке мы учились пользоваться компасом и ориентироваться по местным признакам. Повторим это.

  1. Проверка домашнего задания.

- Наш класс разделён на три группы. От каждой группы к доске пойдёт один ученик, получит карточку с индивидуальным заданием и на своей части доски выполнит это задание.

- Все остальные ребята в это время выполняют небольшой письменный опрос-отвечают на мои вопросы одним словом.

             . Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг?

             . Запишите, как называется граница, где небо как бы сходится с

               земной поверхностью?

             . Запишите названия основных сторон горизонта.

             . Как называется прибор для определения сторон горизонта?

- Проверим нашу работу. (Учитель зачитывает вопрос – дети ответ).

- Теперь проверим работу детей, которые выполняли задание на доске.

  1. Объяснение нового материала.

- Все ребята успешно справились с заданием и доказали, что они могут быть путешественниками. Люди очень любят путешествовать и при этом видят вокруг себя очень много интересного.

- Давайте и мы посмотрим на карту полушарий и совершим небольшое путешествие по нашей планете. Рассмотрите изображение суши на нашей объёмной карте полушарий. Каким цветом она изображена?

- Подумайте, что могут обозначать эти цвета? Почему поверхность нашей карты неровная? Что это показывает? (Горы, возвышенности).

- А кому из вас доводилось долго подниматься пешком на возвышенность? Как вы себя чувствовали?

- Вероятно, вы думали, что нет ничего лучше ровной поверхности Земли, по которой легко идти. Но в таком случае мы не смогли бы жить на такой ровной планете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы бы с вами оказались на глубине двух километров.

Земная поверхность очень разнообразна. [Слайд 1] Мы видим на ней высокие горы и обширные равнины, долины рек, глубокие овраги с обрывистыми склонами, разнообразные холмы и котловины. Совокупность неровностей поверхности Земли называется рельефом. [Слайд 2] Рельеф земной поверхности изучает наука география.

- А как вы думаете, зачем нужно изучать рельеф Земли? (Имеет большое значение в природе и хозяйственной деятельности человека.)

Рельеф, который мы видим на том или ином участке земной поверхности, непрерывно изменяется. Однако эти изменения происходят так медленно, что мало заметны на глаз. Поэтому нам кажется, что горы, речные долины и другие крупные формы рельефа остаются неизменными. Но на Земле постоянно идут процессы горообразования, земная кора очень подвижна. И главной причиной разнообразия рельефа Земли является взаимодействие внешних и внутренних процессов. [Слайд 3]

- Что относится к внешним силам, формирующим рельеф? [Слайд]

- Что относится к внутренним силам, формирующим рельеф? [Слайд]

(Внутренняя теплота нашей планеты, землетрясения).

- Отгадайте загадку: «Посмотри какая даль

                                      Без конца и края,

                                      Речка тихая журчит

                                      В камышах вздыхая,

                                      Ширь полей, размах степей-

                                      Знакомая картина

                                      Это всё…»                  (Равнина)

- На нашей земле больше всего равнин. [Слайд 4]

- Попробуйте объяснить, что это такое (Слайд)

Равнины наиболее удобны для проживания людей и их занятий. Именно на равнинах появились первые древние государства. Здесь живет большая часть населения земного шара. Равнины очень удобны для занятий сельским хозяйством, строительства городов, сел, дорог. На равнинах четко видна линия горизонта.

                       (Параллельно заполняется схема «Формы земной поверхности»)

- По характеру рельефа равнины бывают плоские и холмистые. Для плоских равнин характерна ровная поверхность. Но на Земле преобладают холмистые равнины. На таких равнинах встречаются небольшие возвышенности – холмы. Кроме того на равнинах имеются иногда вытянутые углубления с крутыми склонами и растущей вершиной - это овраги. [Слайд 5]

- Отгадаем загадку о следующей форме рельефа Земли.

«Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут,

Ну, какие разговоры –

Знаешь ты, что это - ….»  (Горы) [Слайд 6]

- Горы – это часть поверхности Земли высоко приподнятая над равнинами и сильно расчлененная, с четко обозначенной вершиной. Одиночную гору встретить почти невозможно, чаще всего горы располагаются друг за другом и образуют горную цепь или горный хребет. По высоте горы разделяются на низкие – до 1000 метров, средние – от 1000 метров до 2000 метров и высокие – более 2000 метров. [Слайд 7]

  1. Физкультминутка.

В нашем виртуальном путешествии вы успели утомиться. Я предлагаю вам отдохнуть.

Дети по горам гуляли

За природой наблюдали,  (ходьба на месте)

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.   (руки вверх)

Бабочки летали,

Крыльями махали.  (имитируют взмахи крыльев)

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.   (садятся на место)

  1. Работа с учебником.

Проверим, как вы поняли мой рассказ о формах земной поверхности.

- Откройте учебник на странице 78. Сережа сделал 3 фотографии, а подписать их забыл.

- Под каким номером он сфотографировал гору, овраг, холм?

  1. Работа в группах.

- Более подробное исследование форм земной поверхности произведем в группах.

               I группа получает модель холма и будет изучать холм по плану исследования.

               II группа получает модель горы и будет изучать гору.

               III группа изучит овраги и способы борьбы с ними.

Группы могут приступать к работе. Отчеты через 4 минуты.

(I холм. 1. Дополни предложение: небольшие возвышенности на равнинах называются… 2. Подпишите части холма. 3. Лежит ли на вершинах холмов снег? Почему?

II. Гора. 1. Допишите предложение: Горы – это участки земной поверхности, которые… 2. Подпишите части горы. 3. Почему вершины высоких гор покрыты снегом и льдом круглый год?

III. Овраг. 1. Допишите предложение: Овраг - это вытянутое углубление… 2. На рисунке подпишите части оврага – дно, устье, склоны, вершина. 3. По рисунку объясните, как образуются овраги. 4. Нарисуйте деревья и кустарники в той части оврага, которую, по вашему мнению, нужно укреплять.)

  1. Проверка работы в группах.

- Проверим работу групп. (На доску вывешиваются результаты исследования.)

I группа исследовала холм. Итак, холм – это небольшая возвышенность на равнине. Части холма называются – вершина, крутой склон, пологий склон, подошва или подножие. На вершинах холмов снег не лежит. Почему?

II группа исследовала гору. Горы – это участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Части горы – это вершина, склоны, подошва или подножие. Вершины гор круглый год покрыты снегом и льдом, так как там холодно, вершины находятся далеко от поверхности земли, нагретой солнцем.

- Внимательно посмотрите на модель горы и холма. В чем сходство гор и холмов? А их различие? Ответ на этот вопрос мы можем найти на схеме на странице 77 учебника.

III группа исследовала овраг. Овраги – это вытянутые углубления с крутыми склонами. Части оврага – это дно, устье, склоны, вершина. Овраг образуется от талых вод. Склоны оврага нужно укреплять.

- Зачем человек ведет «войну» с оврагами?

Но иногда человек извлекает пользу из существующего оврага. Если по дну оврага течет ручей постоянно, то человек перегораживает его плотиной. Позже овраг постепенно заполняется водой и образуется пруд, где можно разводить рыбу, водоплавающих птиц, а так же брать воду для полива посевов. Так овраг начинает служить человеку.

  1. Изучение рельефа родного края.

- А что вы можете сказать о рельефе нашего края?

- Какие формы земной поверхности мы здесь можем встретить?

- Есть ли в нашей области настоящие горы?

- Действительно, настоящая гора на равнине – редкость. Жители равнин всякое значительное возвышение на местности издавна называли горкой или горой. Как называется холм расположенный у нашего города? (Грибановская гора) И таких названий на Русской равнине очень много – Загорье, Соколова гора, Дивногорье. О Дивногорье хочется сказать особо. На юге нашей области у слияния рек Тихая Сосна и Дон находится небольшой участок земли, известный всей России – Дивногорье. Здесь возвышаются холмы высотой до 180 метров из писчего мела. Одна из меловых глыб напоминает средневековый замок. Район Дивногорья объявлен памятником природы, так как является кладовой загадочных редких растений и насекомых, которые нуждаются в охране.

(Демонстрация видеофильма)

- Посмотрите на красоту нашей родной земли и задумайтесь, как человек должен относиться к своей планете?

  1. Подведем итог урока.

- Назовите основные формы земной поверхности.

- Что такое равнина?

- Что такое гора?

- Что такое овраг?

- В чем сходство и различие между горой и холмом?

- Какова форма поверхности в нашей области?

- Есть ли холмы, овраги?

Домашнее задание: страница 76-79 учебника, выполнить задание в тетради 1,4. I группа нарисует равнину с холмами, II приготовит сообщение о самой высокой горе в мире, горных хребтах нашей страны, III группа нарисует рельеф нашей области.

Оцените мысленно свою работу на уроке.

Оцените работу своих групп.

Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наглядный материал к уроку по теме: « Основные формы рельефа » Разработано учителем ср.школы № 5 Артамоновой О.В.

Слайд 3

Рельеф - это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте, возрасту и происхождению. Формы рельефа Равнины Горы

Слайд 4

Главная причина разнообразия рельефа Земли – взаимодействие внешних и внутренних процессов Внешние силы Внутренние силы Выветривание Ветер Ледники Текучая вода Морской прибой Тектонические движения земной коры

Слайд 5

Формы земной поверхности На Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равнины . Равнины бывают плоские и холмистые .

Слайд 6

Формы земной поверхности Возвышения на равнине – это холмы . Кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги .

Слайд 7

ГОРЫ часть земной поверхности, высоко приподнятая над равнинами и сильно расчлененная

Слайд 8

Высота гор высокие более 2000 м средние от 1000 м до 2000 м низкие до 1000 м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России" "Формы земной поверхности".

    Тема урока« Формы земной поверхности . Водоёмы .» .      Урок рассчитан на учащихся 2 класса  .      Урок позволяет ра...

Урок окружающего мира "Горы-поднятия земной поверхности"

Урок "открытие нового знания" во 2 классе ("Школа 2100"), соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока окружающего мира «Формы земной поверхности» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные:знать, какие формы земной поверхности бывают;уметь сравнивать формы земно...

Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", УМК "Школа России", 2 класс

  Урок по данной теме разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он относится к разделу "Путешествия". На уроке применялись следующие педагогические технологии...

Конспект урока окружающего мира "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний об основных формах земной поверхности и понятиях «равнина», «гора», «овраг», «холм»; формирование знаний ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Конспект урока окружающего мира "Формы земной поверхности" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные: знать, какие формы земной поверхности бывают;уметь сравнивать формы земн...