Радуга урок окружающего мирп 1 кл
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Закирова Ляйсан Махмутовна

УМК Школа России урок по окружающему миру во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx71.81 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

УМК: « Школа России »

Тема урока: Почему радуга разноцветная?

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технологии: Технология деятельностного метода, ИКТ - технологии, здоровье сберегающие технологии, технология учебного диалога, создание ситуации успеха.

Форма проведения: урок открытия новых знаний.

Формы организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре. Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь№2 «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, колонки, презентация, полоски цветной бумаги, краски, цветные карандаши, фломастеры, стихи, презентация, альбомные листы, эмблемы, шаблоны радуги, физминутка «Радуга»,тучка, солнце, капельки дождя, смайлики, стихи, черепаха, муравьишка.

Ресурсы: презентация PowerPoint.

Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение

Цель урока: формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.

.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для усвоения новых знаний;

- способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность;

- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений

Развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;

- развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей;

- развивать умение оценивать свою работу;

- развивать образное мышление, любознательность и интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки,

- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-формирование интереса к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Предметные:

- научатся называть цвета радуги, отображать последовательность цветов радуги;

- получат возможность научиться высказывать предположения о причинах возникновения радуги;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.


Сегодня у нас с вами будет красивый урок. Явление природы о котором мы сегодня будем говорить очень красивый. Послушайте сказку. Жила на свете тучка и был он очень грустный. Чуть что, сразу плачет. Пожалело его солнышко. Выглянуло из-за туч и сказало: Эй дождик хватит плакать А дождик опять знает себе плачет, солнышко ещё больше из-за туч выглянуло. А он как будто его и не заметил. Вышло тогда солнышко совсем из-за туч, протянуло дождик у свои лучики. Сквозь капельки воды прошли и стали разноцветными. Встала над землёй чудо. Тучка как увидела эту красоту, сразу плакать перестал. Что увидели тучки. Мы увидим, если посветим фонариком на тучку. Что вы видите?

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое

радуга, как и когда она появляется.

Дети, кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было, когда вы увидели радугу?

От какого слова происходит радуга?  Слово радуга похоже на слово радость. В самом деле радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительная красивая радуга. Райская дуга называли её в старину и верили, что оно приносит счастье С тех пор, так и зовут радуга

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идёт дождь)

(Слайд №3)

Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Это и есть тема нашего урока. Может вы хотите узнать ответ на интересующие вас вопросы?

Как вы думаете? (Слайд №4)

4.Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.

А)предположения детей(дети пытаются ответить на вопрос)

-На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)

-Что при этом образуется? (Радуга).

Б) объяснение учителя (Слайд №5) Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже

выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение)

Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные

лучики.

В) Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Какого цвета солнечный свет? Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета. Мы видели как белый цвет А когда на пути их встречается капли воды, она преломляется в капельке и распадается на разные цвета Сколько цветов у радуги?  Кто знает из каких цветов состоит радуга

Посмотрите, у меня круг со цветами радуги. Если их смешать, какой цвет мы получим? Давайте смешаем их, для этого будем сильно крутить диск. Что мы видим?

О чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Что бы вы хотели узнать о ней?  Что такое радуга? Как  и когда появляется радуга?  Почему радуга разноцветная?  Из каких цветов состоит радуга?

Посмотрите в мультфильм

А когда на пути их встречается капли воды, она преломляется в капельке и распадается на разные цвета Сколько цветов у радуги?  Кто знает из каких цветов состоит радуга

Практическая работа с дисперсионными кругами. Внимательно изучите, какие цвета увидели?
В радуге семь цветов и все они расположены всегда в одном порядке красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Как запомнить их по порядку. Я чтобы очень быстро запомнить цвета радуги люди придумали такие фразы подсказки: Каждый охотник желает знать где сидит в фазан. Проговорим повторим этот стишок.  

Практическая работа.

Работа в группе. Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги. Проверим работы.  

Где можем увидеть радугу?

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

Проверь себя?  

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

1 -У радуги 7 цветов?

2 - Все цвета расположены в определённом порядке?

3 - В радуге есть коричневый цвет?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

- Сверьте себя с экраном.

Игра: Третий лишний я называю три цвета А вы должны назвать тот свет которого нет в Радуге:

 оранжевый, коричневый, жёлтый,

зелёный голубой белый

фиолетовый малиновые жёлтый

Молодцы всё хорошо запомнили.  Рефлексия
Какая тема урока была? Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как возникает радуга в небе?  (на небе солнечные лучи попадая на капельки дождя распадаются на разноцветные лучики).  Из каких цветов состоит радуга?

 Рефлексия "Солнышко и тучка". В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Для любознательных на солнышке есть домашнее задание. У родителей или братьев и сестер в телефонах должны быть сканеры QR кодов. Вы сможете посмотреть мультфильм, и больше узнаете о радуге. Открыв второй QR код узнаете интересные факты о радуге.


Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга.
Радуга так же возникает и в отражённых лучах Солнца от водной поверхности морских заливов, озёр, водопадов или больших рек. Такая радуга появляется на берегу водоёмов и выглядит необычайно красиво.

Почему радуга разноцветная?
Дуги радуги разноцветные, но чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный свет кажется нам белым, но на самом деле состоит из цветов спектра. Мы привыкли различать в радуге семь цветов - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, но так как спектр непрерывен, то цвета плавно переходят друг в друга через множество оттенков.

Разноцветная дуга появляется оттого, что луч света преломляется в капельках воды, а затем, возвращаясь к наблюдателю под углом в 42 градуса, расщепляется на составные части от красного до фиолетового цвета.
Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.
Какая бывает радуга
Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что её центр находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.
Двойная радуга
Мы уже знаем, что радуга на небе появляется от того, что лучи солнца проникают сквозь дождевые капли, преломляются и отражаются на другой стороне неба разноцветной дугой. А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги. Двойная радуга получается, когда световой луч отражается от внутренней поверхности дождевых капель дважды.
Первая радуга, внутренняя, всегда ярче второй, внешней, а цвета дуг на второй радуги расположены в зеркальном отражении и менее яркие. Небо между радугами всегда более тёмное, чем другие участки неба. Участок неба между двумя радугами называется полосой Александра. Увидеть двойную радугу - хорошая примета-это к удаче, к исполнению желаний. Так что если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, поспешите загадать желание и оно обязательно исполнится.
Перевёрнутая радуга
Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу - красный.

Туманная радуга
Туманная радуга или белая появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды. Такая радуга представляет собой дугу, окрашенную в очень бледные цвета, а если капельки совсем мелкие, то радуга окрашена в белый цвет. Туманная радуга может появляться и ночью во время тумана, когда на небе яркая луна. Туманная радуга довольно редкое атмосферное явление.
Лунная радуга
Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. Лунная радуга наблюдается во время дождя, который идёт напротив Луны, особенно хорошо видна лунная радуга во время полнолуния, когда яркая Луна находится невысоко в тёмном небе. Так же лунную радугу можно наблюдать в местностях, где есть водопады.
Огненная радуга
Огненная радуга - это редкое оптическое атмосферное явление. Огненная радуга появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака под углом 58 градусов над горизонтом. Ещё одним необходимым условием для появления огненной радуги являются шестиугольные кристаллы льда, имеющие форму листа и их грани должны быть параллельными земле. Солнечные лучи, проходя сквозь вертикальные грани ледяного кристалла, преломляются и зажигают огненную радугу или округло - горизонтальную дугу, так в науке называется огненная радуга.
Зимняя радуга
Зимняя радуга - это очень удивительное явление. Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти кристаллики, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой.
Бывает ли радуга без дождя?
Радугу можно наблюдать и в солнечный ясный день возле водопадов, фонтанов, в саду при поливе цветов из шланга, зажав отверстие шланга пальцами, создавая водяную дымку и направляя шланг в сторону Солнца.
Как запомнить цвета радуги
Если вы не можете запомнить, как располагаются цвета в радуге, вам поможет известная каждому с детства фраза: «
КаждыйОхотникЖелаетЗнатьГдеСидитФазан».

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/05/29/pochemu-poyavlyaetsya-raduga

E:\Компьютер 09.12.2018\из диска Д\Мои док-ты 21.05.08\нач класс\1класс\окр мир\радуга\YQR.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....

Урок окружающего мира "Радуга"

Урок с презентацией дан  в соответствии с ФГОС....

Урок окружающего мира на тему :"Почему радуга разноцветная?"

                Урок окружающего мира в 1 классе                Тема: «Почему ...

Урок "Почему радуга разноцветная"" интегрированный урок(окружающий мир и ИЗО,

Урок  был подготовлен к семинару учителей и завучей по теме "интегрированный урок". На уроке использовались материалы по окружающему миру и изобразительному искусству....