Паспорт проекта Тема «Разнообразие веществ»
материал по окружающему миру (3 класс)

Паспорт проекта

Тема «Разнообразие веществ» ( Раздел Эта удивительная природа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема «Разнообразие веществ» ( Раздел Эта удивительная природа)

Актуальность проекта

Заключается в том, что в результате данного исследования будет наглядно показана взаимосвязь веществ, их польза в нашей жизни. Так же хочется отметить, что экологическое воспитание -одно из основных направлений в системе начального образования. Младшие школьники нуждаются в общении с природой и её представлениях. Они расширяют свой кругозор и узнают много нового , например, что крапива не просто сорняк, но и растение, которое помогает нам дышать . Тем самым они учатся любить, сопереживать, понимать и наблюдать за природой. Таким образом данная тема исследования актуальная

(Необходимость можно обосновать следующим образов, в рамках этого проекта учащиеся могут изучить различные виды веществ, их свойства, состав и применение в повседневной жизни. Это позволит детям лучше понять мир вокруг себя и обогатить свои знания в области химии.)

Объект исследования

Вещества: поваренная соль, сахар, крахмал.

Цель проекта:

Для учителя:

обучение учащихся основам химических процессов, их классификации, свойств и применений различных веществ

Для ученика:

выяснить свойства и функции веществ.

Тип проекта

Исследовательский,

По количеству участников - групповой

По продолжительности – краткосрочный

По направлению - исследовательский

По учебному предмету - межпредметный

По содержанию – учебно образовательный

По масштабу - малый

По сложности - средний

По уровню контактов между участниками – внутриклассный

Этапы реализации:

1 этап. Подготовительный - определение темы, составление плана, определение цели, выбор объекта изучения

Вводная беседа о веществах, их роли в нашей жизни.

* Постановка проблемы: многообразие веществ вокруг нас.

* Формулирование цели и задач проекта.

* Формирование групп, распределение ролей.

Во время реализации исследовательской части были запланированы и выполнены такие виды работ как:

- сбор и анализ необходимой информации по теме исследования;

- диагностика опыта младших школьников в вопросах, связанных с разнообразными веществами и их деятельностью. Продукт - оформление результатов в виде дневника юного исследователя;

- проведение наблюдений «Разнообразие веществ»;

Планирование исследовательской деятельности:

- проведение опыта №1 «Соль в холодной и горячей воде»

- проведение опыта №2 «Крахмал и холод»

- проведение опыта №3 «Концентрация сахара»

- после проведения каждого опыта проводиться вывод.

3. Заключительный этап

1) Изготовление продукта: «дневник юного исследователя на тему «Разнообразие веществ», по предложенному образцу».

2) Рефлексия. В результате исследовательской деятельности углубили знания обучающихся об свойствах соли, сахара, крахмала и доказали, что эти знания актуально использовать в организации учебной деятельности, в повседневной жизни. Таким образом, выдвинутая гипотеза «если соль, сахар, крахмал обладает свойствами, то можем проверить это опытным путём.» подтвердилась.

6. Рефлексивный этап - анализ проделанной работы.

Рефлексия. В результате исследовательской деятельности углубили знания обучающихся об свойствах соли, сахара, крахмала и доказали, что эти знания актуально использовать в организации учебной деятельности, в повседневной жизни. Таким образом, выдвинутая гипотеза «если соль, сахар, крахмал обладает свойствами, то можем проверить это опытным путём.» подтвердилась.

Исследовательский этап проекта:

ЦЕЛЬ исследования:

продолжить изучение разнообразных веществ опытным путём.

Цель исследования: выяснить свойства и функции таких сыпучих веществ как соль, сахар и крахмал, чтобы понимать, как и где использовать данные вещества в повседневной жизни.


Гипотеза использования:

Гипотеза исследования: если соль, сахар и крахмал одного цвета и сыпучи, то они обладают одинаковыми свойствами.

Методы:

теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;

- проведение опытов;

- наблюдение в ходе опытов;

- педагогическое наблюдение;

- анализ полученных результатов;

- обработка полученных результатов.

Методы исследования: Изучение литературы

1. Эксперимент

2. Наблюдение

3. Интервью

4. Моделирование

5. Анализ данных

Оборудование

Для опытов:

* Соль, сахар, крахмал, сода, лимонная кислота, уксус.

* Вода, стаканы, ложки, тарелки, пипетки.

* Бумага, йод (раствор),

* Увеличительное стекло.

* Для фиксации результатов: тетради, ручки, карандаши, фломастеры, таблицы для заполнения, картинки с изображением соли, сахара, крахмала.

Ход:

Подведение учащихся к формулированию темы проекта, задач, гипотезы

Деление учащихся на исследовательские микрогруппы в соответствие с изучаемым вопросом.

Предъявление задач исследования

Актуализация правил работы в группах

Работа с интернет ресурсами по микрогруппам:

Организация представления изученной информации.

Организация работы по оформлению результатов исследования.

#1054;рганизация последовательности предоставления отчета исследования (презентация).

Подведение к общим выводам исследования (подтверждение гипотезы).

Определение перспектив проекта.

Результат: информационный отчет в виде презентации

Опыт № 1. «Соль в холодной и горячей воде»

Цель: выявить зависимость растворимости соли от температуры воды.

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Можно увидеть, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт № 2. «Крахмал и холод»

Цель: узнать, что происходит с крахмалом в холодной воде.

В холодную воду крахмал опустили. Мутный раствор недолго стоял, на дно опустился осадок – крахмал.

Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде и не набухает.

Опыт № 3. «Концентрация сахара»

Цель: удостовериться, что любое количество сахара способно растворяться в воде.

Взять четыре одинаковых стакана и стопку. В стаканы добавить сахар: 1 кубик – в 1-й стакан, 3 кубика – во 2-й стакан, 5 кубиков – в 3-й стакан, 7 кубиков – в 4-й стакан. Добавить по 5 столовых ложек воды в каждый стакан и перемешать. Сахар в каждом стакане полностью растворился.

Затем добавить по несколько капель пищевого красителя в каждый стакан: красный – в 1-й стакан, желтый – во 2-й стакан, зеленый – в 3-й стакан и синий – в 4-й стакан. Еще раз перемешать жидкость в каждом стакане. С помощью шприца аккуратно налить жидкости разного цвета в стопку слоями в следующем порядке: синяя (более концентрированный раствор), зеленая, желтая, красная (менее концентрированный раствор).

Слои не смешались за счет различной концентрации сахара в каждом из них– самый концентрированный слой снизу, слой с самой низкой концентрацией сверху.

Вывод: опыт доказал, что любое количество сахара способно раствориться в воде, чем больше сахара растворено, тем концентрированнее становится раствор.

Выдвинутая гипотеза подтверждена в результате исследовательской деятельности.

Продукт :

Дневник юного исследователя

1 страница. ФИО обучающегося.

2 страница. Общая информация: цель, гипотеза, название опытов.

3 страница. Опыт №1 название опыта, цель, оборудование, рисунок, вывод.

4 страница. Опыт №2 название опыта, цель, оборудование, рисунок, вывод.

5 страница. Опыт №3 название опыта, цель, оборудование, рисунок, вывод.

6 страница. Подведение итогов, проверка гипотезы.

Волшебная книга опытов

3 страница. Опыт №1 название опыта, цель, оборудование, рисунок, вывод.

4 страница. Опыт №2 название опыта, цель, оборудование, рисунок, вывод.

5 страница. Опыт №3 название опыта, цель, оборудование, рисунок, вывод.

6 страница. Подведение итогов, проверка гипотезы.

Перспектива:

Проектная деятельность может способствовать формированию интереса младших школьников к профессиям, относящимся к изучению естествознания.

Продолжить исследование по теме «Разнообразие веществ».

Расширение знаний о свойствах крахмала, сахара, соли будет способствовать формированию исследовательских умений. Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Формирование ценностных ориентаций.

Организация проведения научных конференций в начальной школе.

Возможность опубликовать УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме исследования в научно-популярном или школьном журнале.

Данная игра выгружается на интерактивный стол в рекреации школы. Каждый обучающийся школы может в любой момент пройти данную игру, соединяя карточки с текстом с подходящей картинкой того или иного вещества, тем самым открывая, углубляя и расширяя свои знания о сыпучих обыденных веществах - соль, сахар, крахмал.

Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Книку можно включить в серию опытов по разделам курса окр мир в начальной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие веществ".

Разработка урока окружающего мира по теме "Разнообразие веществ" для 3 класса составлена на основе учебника А.А Плешакова  УМК "Школа России". Добавлена презентация из 25 слайдов....

Конспект урока по теме "Разнообразие веществ"

Цели:Образовательные:Приобщать детей к культуре чтения; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.Формироват...

Проверочная работа по темам : "Разнообразие веществ", "Воздух", "Вода"

работа в тестовой форме по окружающему миру ОС "Школа России"...

3 класс. Учебно-методический комплект по окружающему миру по теме :"Разнообразие веществ" (конспект+презентация)

Цели: 1. Донести до учеников, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.2. Обеспечить развитие памяти, внимания.3. Вызвать интерес к уроку «Окружаю...

Задания по теме "Разнообразие веществ"

Задания по теме "Разнообразие веществ"...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".

Конспект урока по окружающему миру для  3 класса на тему "Разнообразие веществ"....