Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по программе "Начальная школа XXI века" 2 класс "«Птицы-лесные жители»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

1. Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами обитания.

2. Развивать познавательный интерес к птицам.

3. Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy-lesnye_zhiteli.docx25.13 КБ
Файл ptitsy_-lesnye_zhiteli.pptx_repaired.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" 2 класс.

Цели:

1. Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами обитания.

2. Развивать познавательный интерес к птицам.

3. Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое.

Задачи:

1) Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения

2) Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала

3) Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня наш урок будет проходит в небольших группах по 4 человека.

2.Сообщение темы занятия (слайд 2)

-Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, – мы свои!

— А чтобы узнать, кто таится в чудесном лесу, нам нужно отгадать. На столе у вас лежат карточки с буквами, вам надо составить слово, и мы узнаем о ком сегодня мы с вами будем говорить.

- Что у вас получилось(птицы)

(слайд 3)

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ...

– Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема занятия  «Птицы — лесные жители».

3. Объяснение материала

Лес — одна из основных сред обитания птиц. В любое время года больше всего пернатых встречается в лесу. Там птицы находят себе пищу, строят свои гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов.

У каждой лесной птицы есть и особенности, позволяющие ей как можно лучше приспособиться к жизни в лесу.

Особенно звонкие и красивые песни поются весной. Прибывают перелетные , и лес наполняются их голосами.

Я подготовила для вас загадки, давайте вместе попробуем отгадать некоторых птиц, обитающих в лесу.

Слайд 4

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка …(Дятел)

Дятел — это небольшая птица, большинство из них размером как две ладони. Тело птиц имеет вытянутую форму. Клюв продолговатый, острый и прочный. Лапы короткие — два пальца спереди и два сзади. Крылья небольшие, за счет чего дятел может очень просто передвигаться между деревьями. А также ползать по стволам и даже висеть вниз головой на ветвях деревьев. Голова дятла надежно защищена от сотрясений. Выглядят эти птицы очень по-разному — одна, пестрая с красным хохолком, другая — белая с серыми крыльями. Встречаются с полосатыми крыльями и пятнистыми шеями. Некоторые их перья имеют золотистый, или зеленый оттенок. Как украшение их окрас — красная шапочка на голове или румяные щечки.

Когда дятел стучит по дереву, он закрывает свои глаза, таким образом, защищает себя от щепок и древесной пыли. Нос птицы создан так, чтобы внутрь не попадали стружки. В любой момент можно услышать крики этих птиц вместе со стуком. Порой, звуки напоминают барабанную дробь.

Давайте прослушаем, как стучит дятел.

Слайд 5

Прилетели, сели,

Песенку пропели,

Две подружки, две сестрички,

По прозванию…..(Синичка)

Синица – ближайший родственник всем нам известного воробья, очень похожа на него внешне и повадками, издали их даже можно спутать, но только издали, посмотрите на фото, правда, дети синица очень красивая птица. Ярко желтое брюшко с черным «галстуком», на голове шапочка черного с синевой цвета, на горлышке тоже черный шарфик, щечки белые, спинка желто-зеленая, крылья и хвост серенькие с синевою.

Давайте прослушаем, как поет синичка.

Слайд 6

Для заросшей речки в мае

Этой птицы нет главней,

— Как он чудно напевает

Голосистый … (Соловей)

Соловей -певчая птичка с весьма невзрачным оперением. Многие люди, слыша чистые трели соловья, ожидают увидеть яркий окрас, на самом деле, тельце представителей этого вида оливково-бурое. Хвост темный, с рыжеватым отблеском, брюшко белесое, бока серо-бурые. На зобе можно увидеть серо-желтое пятно. Размерами соловей немного больше воробья, весит около 25 грамм, длина туловища – до 20 см

Давайте прослушаем, как поет соловей.

Слайд 7

Нам часто слышится в леску

Между ветвей: — Ку-ку! Ку-ку!

Какая пёстренькая птичка

В чужом гнезде снесла яичко? Кукушка

Кукование кукушки раздаётся в лесу далеко. Его слышали все, хотя мало кто видел эту осторожную птицу. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.

Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда сама не выкармливает своих птенцов.

Но несмотря на это , кукушки –один самых полезных наших птиц. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которые не едят другие птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывает случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Давайте прослушаем, как звучит кукушка.

Физкультминутка .

Руки подняли и помахали –

Это деревья шумят.

В сторону руки и помахали –

Это к нам птицы летят.

Быстро присели, руки сложили –

В норке зверюшки сидят.

Встали и тихо за парты все сели.

Дети учиться хотят.

Слайд 8

Белобокая красотка

Балаболит, как трещотка.

Все блестяшки издалёка

Тащит в гнёздышко.. (Сорока)

Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный черный с зеленоватым отливом хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Голова, шея, зоб, спина и верх груди черные. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая.

Давайте прослушаем, как поет сорока.

Слайд 9

Днём спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает.

В темноте горят глаза – кто это?.. Сова

Сова – это хищная ночная птица. В зависимости от места жительства у нее может быть разная окраска оперения, маскирующая сову под окружающую местность. Голова совы круглая с большими глазами, когти длинные и острые, а клюв хищный и короткий.

Давайте прослушаем, как звучит сова.

Слайд 10

Красный клюв

И пестрый хвост –

Как красив поющий … Дрозд

Дрозды- ловкие, подвижны, очень умные птицы, которые к тому же одарены незаурядными способностями к пению. Это очень общительные птицы, хотя их нельзя назвать миролюбивыми. Дрозды живут только в лесах, причем в любых. Органы чувств развиты у дроздов очень хорошо. Достаточно сказать, что самых маленьких насекомых дрозды видят издалека. Слух у них очень тонкий, иначе бы они не смогли так великолепно петь.

Давайте прослушаем, как поет дрозд.

Слайд 11

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв — крестом,

Птичку ту зовут … (Клестом)

Птица небольшая, до 20 см, относящаяся к отряду воробьиных, с плотным сложением, раздвоенным хвостом и необычным клювом. Его половинки загнуты и расходятся в разные стороны, в результате образуя крест. С таким клювом идеально вылущивать из шишек семена.

Давайте прослушаем, как звучит клест.

-Ребята, а сейчас вы мне поможете ответить на вопросы: (слайд 12)

Зачем птицам клюв?

Для чего птицам перья?

А зачем птицам летать?

Почему птицы поют?

Значение птиц в жизни человека.

Я даю вам подсказки, а вы должны выбрать правильные ответы.

 Слайд 13

Клюв птицам необходим потому, что:

+для птиц он является носом, руками и ртом.

+добывают пищу, строят гнёзда, кормят птенцов, чистят пёрышки, защищаются.

-он служит маскировкой и привлекает внимание самочек.

Слайд 14

Перья птицам необходимы для того, чтобы:

-высматривать добычу на земле  и добираться до тёплых мест.

+ защищаться от перегрева, холода и ушибов.

+ летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде.

 Слайд 15

Птицы летают для того, чтобы:

+ высматривать добычу на земле и добираться до тёплых стран.

- помогать людям отдыхать.

+ строить гнёзда повыше, спасаться от врагов, ловить добычу в воздухе.

Чем покрыто тело птиц?

Как называют птиц, улетающих на юг осенью?

Слайд 16

Тело птицы покрыто перьями

Такой покров помогает птицам летать

Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют перелетными

Слайд 17

Птицы поют для того, чтобы:

+ привлечь внимание самочки, охранять территорию, предупреждать об опасности.

+ собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта.

- добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов.

Слайд 18

Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы:

+ украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений.

- выполнять поручения людей и помогать им отдыхать.

Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду.

Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Лес населен птицами, которые играют важную роль в его жизни. Так, например, многие птицы являются распространителями семян деревьев. Также птицы украшают собой наши леса. Регулируя взаимодействие растений и птиц, можно повысить ценность лесов и улучшить лесное хозяйство.

Ребята, помните! (слайд 19)

Нельзя разорять гнёзда птиц.

Стрелять в них из рогаток!

Слайд 20

-Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.

-Ребята, а вы помогаете нашим друзьям?

-Какую помощь вы оказываете им?

(Ответы детей)

— Делаем кормушки и развешиваем в садах, парках, скверах.

— Кладём корм: семена подсолнечника, семена арбуза, тыквы, дыни.

— Несолёное сало.

-Крошки белого хлеба.

-Следим, чтобы постоянно был корм в кормушках.

— Ребята, помните!

Не холод страшен птицам зимой, а голод.

Закрепление

Игра «Прилетели птицы».

— Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают в ладоши)

Учитель: — Почему мухи?

Ученики: Мухи – насекомые.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

лебеди, куницы,

Галки и стрижи,

Чайки и моржи… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы… (Дети хлопают в ладоши)

Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Утки, гуси, совы,

Ласточки, коровы… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

4.Итог занятия

-Перечислите, каких жителей леса мы сегодня изучали?

— Какое значение имеют птицы?

— Какую помощь мы можем оказать птицам?

Молодцы ребята! Берегите природу! Берегите птиц! Слайд 21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицы-лесные жители. «Начальная школа XXI века»

Слайд 2

-Здравствуй, лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь, – мы свои!

Слайд 3

ЗАГАДКА Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - .. .

Слайд 4

В красной шапке птица ходит. И в коре жуков находит. Это давний мой приятель. А зовётся птичка …

Слайд 5

Прилетели, сели, Песенку пропели, Две подружки, две сестрички, По прозванию…

Слайд 6

Для заросшей речки в мае Этой птицы нет главней, — Как он чудно напевает Голосистый …

Слайд 7

Нам часто слышится в леску Между ветвей: — Ку-ку! Ку-ку! Какая пёстренькая птичка В чужом гнезде снесла яичко?

Слайд 8

Белобокая красотка Балаболит, как трещотка. Все блестяшки издалёка Тащит в гнёздышко ..

Слайд 9

Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза – кто это?

Слайд 10

Красный клюв И пестрый хвост – Как красив поющий…

Слайд 11

Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв — крестом, Птичку ту зовут …

Слайд 12

Зачем птицам клюв? А зачем птицам летать? Почему птицы поют? Для чего птицам перья? Значение птиц в жизни человека.

Слайд 13

Клюв птицам необходим потому, что а) для птиц он является носом, руками и ртом. б) добывают пищу, строят гнёзда, кормят птенцов, чистят пёрышки, защи-щаются . в) он служит маскировкой и привлекает внимание самочек.

Слайд 14

Перья птицам необходимы для того, чтобы а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест . б) защищаться от перегрева, холода и ушибов. в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде.

Слайд 15

птицы летают для того, чтобы а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых стран . б) помогать людям отдыхать. в) строить гнёзда повыше, спасаться от врагов, ловить добычу в воздухе.

Слайд 16

Тело птицы покрыто Такой покров помогает птицам Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют перьями. летать. перелётными.

Слайд 17

птицы поют для того, чтобы а) привлечь внимание самочки, охранять территорию, предупреждать об опасности. б) собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта. в) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов.

Слайд 18

птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы а) украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений. б) выполнять поручения людей и помогать им отдыхать.

Слайд 19

Ребята, помните! Нельзя разорять гнёзда птиц. Стрелять в них из рогаток!

Слайд 20

Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока по математике по программе "Школа 2100", 3 класс. "Составные уравнения"

 Познакомить учащихся с решением нового вида составных уравнений, развивать мыслительные операции, такие как анализ, классификация, сравнение, обобщение, отработка навыка правильного чтения выражений ...

Урок окружающего мира во 2 классе "Птицы - лесные жители" по программе "Начальная школа 21 век"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век" с презентацией....

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".

Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока окружающего мира «Что мы знаем о воде? Вода и водные жители» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Что мы знаем о воде? Вода и водные жители» Цели деятельности учителя: формирование представлений о свойствах воды и ее важности в жизни живых организмов. Планируемые результаты Пред...