Как зимой помочь птицам?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_1_klass_otkrytyy_urok.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема урока: Как помочь птицам зимой?

Цель урока: Расширить представления детей о птицах.

УУД

Предметные: Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;

Познакомить детей с условиями жизни зимующих птиц.

Метапредметные: Прививать интерес к обучению через игру и разнообразный занимательный материал, учить наблюдать, сравнивать и обобщать.

Личностные: Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность, сострадание, трудолюбие.

Ход занятия:

1.Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады Вас сегодня видеть на нашем уроке. Надеюсь, Вам у нас понравится. А ребятам будет интересно на сегодняшнем занятии.

‒ Ребята, начать наш урок  мне хотелось бы с загадки.

Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла…
(Зима)

‒ Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый – цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Все белым-бело. Вся живая природа готовится к встрече с ней. 

-Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы? (ответы детей)

(низкая температура, короче стали дни, длиннее ночи, снег покрыл всю землю,  некоторые животные ложатся в спячку, птицы улетают на юг)

Представьте, что мы с вами отправляемся в зимний лес. Тихо в лесу. Чернеют стволы и сучья деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат мягкие подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу.                          (аудиозапись «Голоса птиц»)

-Почему же в лесу раздается пение птиц? (остаются зимующие птицы)

- Послушайте стихотворение и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на занятии.

Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как  на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц,
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким? 
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.

Е.Благинина

2.Сообщение темы занятия.

- Ребята, вы догадались, какой теме мы посвятим наше занятие.

Появляется запись на экране:

«Как зимой помочь птицам?».

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Что узнать?

 -Давайте прочитаем учебную задачу сегодняшнего урока. Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте верхний абзац.

(Научимся различать птиц, зимующих в наших краях, делать кормушку, подбирать корм для птиц).(Чем кормить птиц можно, а какой корм давать нельзя? Как сделать кормушку для птиц?)

3.Введение в тему урока

   Прежде чем выяснить, как мы можем помочь птицам, надо определить, какие же птицы встречаются в нашей местности. Поработайте в парах. На партах у вас лежат конверты. В них карточки с изображениями птиц. Рассмотрите изображения птиц, которые встречаются в нашем крае. Прочитайте их названия. Лишние картинки отложите в сторону.

(Самостоятельная работа в парах. Цель задания: определить границы знания и незнаниям учащимися птиц родного края).

Карточки для печати

-Назовите птиц нашего края.

(Педагог поправляет, исправляет ответы учащихся в случае необходимости. На партах остаются только карточки с изображениями птиц родного края.)

-Какие карточки лишние? Почему?

-Верно, эти птицы живут в жарких странах. Они боятся морозов, поэтому в условиях холодных сибирских зим они не выживут.

4.Открытие новых знаний.

- Тяжело зимующим птицам. Когда ночная температура воздуха падает  до – 10  и ниже, птицы за ночь теряют до 10% собственного веса. Чтобы поддержать температуру тела ( а она у них около + 40) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Для жизни нужно много энергии, а корм под снегом и льдом недоступен, к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. И помочь птицам выжить могут только люди! Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синиц выживают только 2. А вот сытой птице и мороз не страшен. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями.-  -Другие птицы питаются не только насекомыми, но и семенами, ягодами, шишками . Рябина – это природная столовая для птиц. Они могут найти себе пропитание и в холодное время года, поэтому никуда не улетают и остаются в наших краях. Это зимующие птицы. Но к середине зимы природные столовые пустеют.

5.Работа по теме урока

-Как мы, ребята можем помочь птицам? (сделать кормушки, покормить птиц)

Правильно, любая, даже самая незамысловатая по устройству кормушка важна. В саду, в парке, около школы, в лесу - везде можно устроить столовую для птиц. Очень несложно изготовить кормушки. Они могут быть разных видов. (Изображение кормушек)

-У вас на столах конверты и листы бумаги, соберите свою кормушку и посадите на нее наших птичек.  В парах собирают кормушку. Проверка с доски.

6. Физминутка

(Организуется двигательная активность школьников. Физминутка органично вплетается в содержание урока)

-Предлагаю немного поиграть. Вы наверняка обратили внимание, что в разных частях класса размещены изображения птиц. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны подойти к изображению той птицы, которая является отгадкой.

Угадай, какая птица —

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее ... (Ворона).

Что за птица

Мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде. ( Клёст)

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке?

Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей).

7. Актуализация знаний.

-Давайте посмотрим, какие замечательные кормушки у вас получились.

-Оказывается, совсем нетрудно помочь птицам и запасти для них корм. Весной и летом они отблагодарят своим чудесным пением, будут уничтожать вредных насекомых, защищать растения.

В завершение урока прочитаю стихотворение  Я. Яшина «Покормите птиц зимой».

  «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.          
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песни не пришлось
Нам встречать весну!
                        А.Яшин 

10. Рефлексия.

На обратной стороне доски нарисовано зимнее дерево. У детей на партах гроздья рябины двух цветов (красные и жёлтые). Если урок понравился, возьмите красную гроздь (если нет- жёлтую) и повесьте на дерево.

-Что за дерево получилось? (рябина)

-А чем она является для птиц зимой? (Природной столовой) Я прошу вас бережно относиться к этому растению, не ломать ветки,

Предлагаю вам дома с родителями изготовить кормушку. Мы их развесим на  школьном дворе, будем вместе следить за тем, чтобы наши кормушки всегда были полными. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

После проверки каждого задания клеят на листок снежинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"

Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...

Как зимой помочь птицам?

Яркая презентация с фотографиями и материалом о зимующих птицах вызывает познавательный интерес у детей. Материал можно использовать для оформления уголка природы....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Как зимой помочь птицам?

Конспект урока по Окружающему миру.Тема:  Как зимой помочь птицам?...

Как зимой помочь птицам?

Презентация к уроку...

Конспект урока"Окружающий мир"1классТема:"Как зимой помочь птицам"

Знакомство детей с зимними изменениями в природе,учить детей сравнивать природные объекты,дать представления о зимующих птицах,развивать умение работать с книгой,воспитывать любовь и бережное отношени...

Урок-проект "Как зимой помочь птицам?"

Урок-проект по окружающему миру  в 1 классе «КАК зимой помочь птицам?». УМК "Школа России"...