Конспект урока "Зона арктических пустынь" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру 4 класс
ТЕМА: Зона арктических пустынь.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: знакомство с зоной арктических пустынь.
Задачи:
Образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о понятии «Зона арктических пустынь»
Развивающие: развивать устную речь учащихся, мышление, внимание, память
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе
Формы обучения: Фронтальная, групповая, парная
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Планируемые результаты:
Предметные:
•показывать природную зону на карте природных зон;
•иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);
Метапредметные:
Личностные:
•осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;
•проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;
•понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.
Познавательные:
•выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;
Коммуникативные:
•осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Регулятивные:
•принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Оборудование: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; карточки с названием групп, презентация
Ход урока.
#1054;рганизационный момент.(1 минута)
(Дети заранее разделены на 4 группы методом жеребьевки, парты расставлены соответствующе. У каждой группы свое название и свои карточки с заданием.)
-Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
–Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас! Проверьте свою готовность к уроку: спинка прямая, ножки стоят на полу, глазки смотрят на меня. Проверьте все ли лежит у вас на партах: дневник, учебник, рабочая тетрадь, пенал и карточки с заданиями, которые я вам подготовила.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (4 минуты)
Для начала давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущем уроке. Все ли справились с домашним заданием? Были ли затруднения? Прошу вас сдать свои рабочие тетради в конце урока. (ответы детей)
-Отлично, вы все молодцы! Теперь приступим к нашей теме. Вы готовы?
3. Постановка учебной задачи. (9 минут)
-Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. С какой природной зоны начнем, догадайтесь. (на экране показан отрывок из мультфильма «Снежная королева»).
-Кто узнал героиню произведения? (Снежная королева из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева».)
-В какой природной зоне жила героиня этого произведения? (В арктической зоне.)
- Как вы думаете, какое будет название у нашей темы? Давайте прочитаем его. («Зона арктических пустынь». ( на экране)
-Какая же цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- верно! знакомство с зоной арктических пустынь.
- Вы хотели бы отправиться туда в путешествие?
(ответы детей)
- Отлично! сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем :
- Географическое положение
- Климат
- Способны ли растения жить в арктической пустыне? Какие?
-Растительный мир в арктической пустыне.
-Способны ли здесь обитать животные?
-Животный мир в арктической пустыне.
- Почему люди с давних времен пытались освоить Арктику?
#1060;изкультминутка.(1 минута)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
-Занятость человека в данной зоне.
#1054;ткрытие нового знания детьми. (20 минут)
-Вы видите, что сидите сегодня не как обычно, а в группах. Прочитайте, как называются ваши группы.
#1043;еографы.
- Чем занимаются географы?(изучают географическое положение и климат)
- Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание по карточке.
#1043;де на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.
#1050;аким цветом обозначена зона арктических пустынь?
#1050; северу или к югу от нашего края расположена Арктика?
#1055;огодные условия зимой.
#1055;огодные условия летом.
- Географы, вам слово.
Арктика – это район Земли, примыкающий к …. (Северному полюсу). Это огромное пространство …. (Северного Ледовитого) океана, с ….(морями) и ….(островами). На карте Арктика обозначена …. Цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля). Арктика расположена ….(к северу) от нашего края. Солнце направляет на эту зону ….(косые) лучи. Оно ….(светит), но не ….(греет). Зимой в Арктике ….(полярная ночь). Темноту освещают луна, звёзды и ….(северное сияние). Дуют ….(ветры), бушует ….(пурга). Температура опускается до ….(-60) градусов. Летом в Арктике ….(полярный день), но ….(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ….(положения) арктической зоны. Температура лишь на ….(несколько градусов) выше ….(нуля).
(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте).
#1040;рктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. Здесь очень суровые условия. Почему? А потому, что солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет.
Зимой в Арктике полярная ночь. Она длится 179 суток. Темноту освещают луна, звезды и северное сияние. Очевидцы рассказывают, что оно похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 0С. Летом – полярный день. Длится он 186 дней в году. Тепла нет. Температура чуть выше 0 0С (+3, +4 0С). Поэтому льды не успевают таять, осадки выпадают в виде снега.
Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.
-Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Что же это?
-Отгадайте загадку:
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет,
Это с неба льётся свет!
(Северное сияние.)
#1041;отаники
-Ботаники, используя учебник, карточки с изображением растений (мхи,
полярный мак, лишайник, голубика, морошка, планктонные растения), отвечают на вопросы и выполняют задание на карточке.
#1050;акие растения прижились в Арктике?
#1055;очему живут только эти растения?
#1050;ак они приспособились к таким условиям?
#1050;аково значение растений данной зоны?
На островах прямо на голых ….(камнях) встречаются ….(лишайники), они очень ….(малы). Также приспособились к жизни на камнях ….(мхи) и …. (полярные маки. В толще воды, не покрытой ….(льдом), большое количество ….(планктонных растений – водорослей).
(Дети выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений)
В таких суровых условиях выживают самые стойкие и неприхотливые растения. Прямо на камнях растут лишайники, похожие на серую накипь, и мхи. Растут полярные маки и полярные ивы. Их можно спутать с травой, ведь высота не более 7 см. В воде живут планктонные водоросли. На поверхности снега и льда растут снежные водоросли. В летнее время они размножаются в таком количестве, что как будто цветут целые острова снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красные, розовые, зелёные и бурые цвета.
Вывод: Таким образом, даже в таких суровых условиях (лето очень короткое) растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки и ивы. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.
#1047;оологи
- Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.
#1050;акие животные обитают в арктической зоне?
#1063;ем они питаются?
#1050;ак приспособлены к таким суровым условиям?
#1063;то такое птичьи базары?
Животных арктической зоны кормит ….(море). Морскими водорослями питаются….(рачки), а ими ….(рыбы). Основная пища птиц и животных – это ….(рыба). На скалистых берегах собираются ….(чайки), ….(кайры) и ….(гагарки), здесь они выводят ….(потомство). Птиц с необычными клювами называют ….(тупики). Все звери - прекрасные ….(пловцы). От холода их защищает ….(слой жира). Это ….(моржи) и ….(тюлени). На тюленей охотятся ….(белые медведи). У них длинная густая шерсть ….(белого) цвета и ….(широкие) лапы, чтобы удобнее было ….(передвигаться по льду и снегу).
(Дети выбирают карточки и читают рассказ, сопровождая рассказом).
#1052;орскими водорослями питаются рачки, а рачками – рыбы. В ледяной воде много разнообразной рыбы: арктическая треска, сайка и арктический голец. Рыба – основная пища для животных и птиц.
#1051;етом в арктической зоне очень много птиц. На согретых солнцем скалистых берегах Северного Ледовитого океана появляется огромное количество морских птиц: полярные чайки, гагары, кайры, поморники, тупики. Они прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают свои гнёзда на разных «этажах» береговых скал. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами». С приходом зимы птицы улетают зимовать в более южные районы. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги. У них очень мягкий, тёплый пух.
Таким образом, некоторые птицы круглый год в Арктике (их защищает густой перьевой покров), а некоторые только летом навещают эти места, когда лёд тает, появляются растения, рыба – основной источник питания.
#1042;се животные Арктики – отличные пловцы. Тюлени и моржи. У них толстый подкожный жир, поэтому им не холодно. Тюлени – основная добыча белых медведей. Белёк – детёныш тюленя. А на моржа редко кто осмелится напасть. У него два длинных клыка, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Он может съесть 3 тысячи моллюсков в день.
#1057;утками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Часами он может лежать возле лунки на льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Кто это? Это белый медведь – самое крупное и сильное животное Арктики, на него никто здесь не нападает. У него густой тёплый мех, толстый подкожный жир, широкие лапы для передвижения по льду. Хороший нюх. Очень быстро бегает, плавает и ныряет. Весит 500 килограмм. Человека может убить одним ударом лапы. Летом питается травой, лишайниками. Зимой за медведями следуют его «верные спутники» – песцы. Они доедают остатки добычи белого медведя. В Арктике обитает гренландский кит.
Вывод: Итак, все хорошо поработали. Можно ли назвать ледяную зону пустынной? Нет здесь совсем не пусто. Живут разные звери, растут растения.
О ком мы ещё не говорили? А человек тут живёт?
#1057;оциологи
#1045;сть ли в Арктике коренное население?
2. Чем занимается человек в Арктике?
3. Какие экологические проблемы здесь существуют?
4. Как их решают?
Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей своей загадочностью.
#1057;амый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан пролегает через Северный Ледовитый океан. Это Северный морской путь. Впереди мощный ледокол прокладывает путь, а за ним целая вереница судов, груженная товарами стройматериалами и т. д.
#1047;десь работают научные станции. Учёные изучают природу, погоду. Собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь, а метеорологам делать прогнозы погоды.
#1051;юди в морях Северного Ледовитого океана занимаются охотой, рыболовством.
Экологические проблемы Арктики.
Работа по учебнику с.81 .
-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне и какие? (высказывания детей)
-Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.
Но там где люди появляются – появляются и экологические проблемы.
Какие? (Вот эти экологические знаки помогут рассказать о них).
#1042;оды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб.
#1053;еумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы.
3. Создан заповедник на острове Врангеля. Его называют «родильным домом» для белых медведей. Сюда с наступлением полярной ночи спешат самки белых медведей, устраивают себе берлогу, где в начале декабря выводят потомство (2 медвежат), реже одного или троих медвежат. Мать кормит, согревает их, с наступлением тёплых дней разрывает снег и выводит их из берлоги. До двух лет.
Здесь есть овцебыки. Больше нигде их не встретить. Странные животные: туловище – быка, морда – овечья, рога, густая шерсть.
Это единственное место – где гнездятся белые гуси. Их здесь сотни тысяч. Негде ступить! Они строят гнёзда, высиживают яйца, на людей не обращают никакого внимания.
6. Закрепление изученного материала.(4 минуты)
-А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд и восстановить предложение «... — царство льда и снега».
I. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют птичьи базары. Их можно увидеть около реки и в нашей местности. (Чайка.) 2. Близкий родственник тюленя. (Морж.) 3. Птицы, откладывающие яйца на голых камнях. (Кайры.) 4. Это животное бывает добычей белого медведя. (Тюлень.) 5. Растения полярной зоны. (Лишайники.) 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит.) 7. Пища рыб северных морей. (Рачки.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: Арктика.)
7. Включение нового знания в систему знаний(3минуты)
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 3 в тетради на с. 40.
- *имя ребенка*, прочитай, пожалуйста, задание.
Водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы.
Водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени.
(Взаимопроверка- работа в паре)
2. Выполним задание 4 на с. 40. О каких экологических проблемах говорят эти знаки-рисунки? (#1057; различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор. 2. Хищнический отлов рыбы, человек не заботится об охране рыбных богатств. 3. Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими видами, занесенными в Красную книгу.)
#1055;одведение итогов.(2 минуты)
- Где расположена зона арктических пустынь?
-Каковы природные условия в этой зоне?
-Почему люди с давних пор осваивают Арктику?
9. Домашнее задание(1 минута)
1. Прочитать текст на с. 76—83 учебника.
2. Нарисовать свое представление Арктики.
#1056;ефлексия. (1 минута)
Цель: мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, своей работы в группах.
–Смогла ли ваша группа выполнить задание?
-Что помогло?
-Что помешало?
-Кто был лучшим исследователем?
- Кто мешал работе?
- Если на уроке вы узнали много нового, было интересно, поднимите зеленую карточку.
- Если на уроке вы не узнали ничего нового, было скучно, поднимите красную карточку.
- Дорогие ребята, спасибо за урок! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Урок математики, 2 класс, раздел – «Письменные приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток». по теме: «Сложение вида 37+48». Учебник к УМК «Школа России». Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова. Конспект разработала: учитель начальных классов – Д
Урок изучения нового материала. В конспекте представлены все этапы урока. Подробно дано объяснение приёма сложения вида - 37 +48....

внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"
конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект по математике 2 класс Тема:Таблица умножения и деления на 6: Урок открытия нового знания.(Образовательная система «Школа 2100» Математика 2 класс С.А.Козлова, А.Г. Рубин, А.В.Горячев.)
Урок открытия нового знания...
Конспект урока в начальных классах (1 класс) по теме «Знакомство с задачей»
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по теме «Знакомство с задачей». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, работающих по программе развивающего обучения Л.В.З ...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)
Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...
