Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Уникальная планета»
проект по окружающему миру (1 класс)

Кондыба Наталья Фёдоровна

Проект адаптированной рабочей программы внеурочной деятельности

«Уникальная планета» для детей 1г класса с задержкой психическогоАдаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Уникальная планета» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).

     Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов в предметной области «Окружающий мир», мотивации школьников к изучению предмета, особенностей его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания обучающимися предме­тов и явлений окружающей действительности, близкой их жизнен­ному опыту, для формирования умений рассказывать о них и об­суждать увиденное. развития, направленной на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «Окружающий мир»».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проект адаптированной рабочей программы внеурочной деятельности

«Уникальная планета» для детей 1г класса с задержкой психического развития, направленной на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «Окружающий мир»».

1.Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Уникальная планета» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).

     Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов в предметной области «Окружающий мир», мотивации школьников к изучению предмета, особенностей его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания обучающимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.

Цель программы - повышение мотивации обучающихся с ЗПР к предмету «Окружающий мир» через  формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознании характера взаимодействий между ними, воспитании правильного отношения к окружающему миру.

Задачи программы:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребенка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

2.Основные задачи развития образования в регионе

      В соответствии со стратегией "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" одной из задач является развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей. Исходя из этого,  адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Уникальная планета» для детей 1 класса с задержкой психического развития (вариант 7.2)   разработана с учетом основных задач развития образования в регионе, способствует интеллектуальному развитию «особенных» школьников, формирует их познавательный интерес, учебную мотивацию к изучаемому предмету.

3.Требования образовательной программы

      В рамках реализации целей и задач Программы развития школы, направленной на создание условий для развития обучающихся  с ЗПР в соответствии с потребностями и возможностями, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Уникальная планета» способствует формированию  основных базовых компетенций школьников, их нравственных качеств, социализации в микро и макро социуме, мотивации на приобретение новых знаний.

Личностными результатами изучения программы являются:

-        Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.

-        Воспитание чувства ответственности за экологическое состояние окружающей среды. -        Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.

 -        Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к экологическому наследию.

-        Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.

-        Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

-        Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.

-        Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.

-        Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.

Исходя из того, что  адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Уникальная планета» разработана для школьников с ЗПР, то в первом классе самостоятельная работа обучающихся должна осуществляться под контролем и направляющей деятельности  учителя. Важно научить «особенных» школьников самостоятельно наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, составлять небольшой связный рассказ, излагать свои мысли.

4. Содержание программы

       Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Уникальная планета» для детей 1 класса с задержкой психического развития (вариант 7.2) рассчитана на 33 часа в год (1 раз в неделю). При определении продолжительности занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-декабре − занятия по 25-30-35 минут, январь-май − по 40 минут). Курс реализуется во внеурочной деятельности, часы на его реализацию фиксированы в учебном плане. Курс «Уникальная планета» относится к коррекционно-развивающей области, удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР и направлена на поддержку в освоении АООП НОО.

Программа работы курса предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира, мотивационный.

Содержание занятий курса составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе.

Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа — общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы для детей с ОВЗ является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей. Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития, испытывают затруднения в усвоении программы по окружающему миру. Поэтому  адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Уникальная планета» направлена  на повышение мотивации «особенных» школьников к изучаемому предмету «Окружающий мир», в ней увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся.

      В рамках данного курса осуществляется развитие речевой, эмоционально-волевой, познавательной и личностной сферы школьников, способствующее совершенствованию произвольной регуляции, формированию познавательной активности «особенных» школьников, повышению учебной мотивации к изучаемому материалу, предмету «Окружающий мир». 

Активизации деятельности младших школьников в рамках курса «Уникальная планета» способствует разнообразию форм работы: занятия в рабочей комнате продолжаются экскурсиями в музей и в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей, альманахов и т.д.

Содержание программы  курса “Уникальная планета” 

Раздел I. Ведение в экологию.

Тема №1. Что такое экология?

Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №2. Голубая планета Земля.

Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Стадии развития земли. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.

    Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте

Тема №3. Объекты неживой природы.

Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.

  • Практическая работа (деятельность) - Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
  • Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки) - где бывали - отмечаем на карте.

Тема №4. Лес - многоэтажный дом (или под сенью зеленого леса).

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

• Практическая работа - Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.

• Путешествия в лесные заповедники, в тайгу и т.д. - отмечаем на карте

    Тема №5. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

• Творческая работа - Животные. Оригами или флористика - композиция (открытка) из сухих растений

• Путешествия на дачи, в деревни - о домашних животных - на карте.

    Тема №6. Планете имя - Океан. Океан  моря  озера - реки

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги -плавающие ледяные горы.

  • Творческая работа - коллективная работа “Подводный замок”
  • Ищем на карте океаны и моря. Фотографии путешествий на моря, реки, озера - отмечаем на карте.

Тема №7. Что могут рыбы?

Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.

• Просмотр видеофильмов: “Живые обитатели морских глубин”, “Акулы”.

Тема №8. Есть ли жизнь в Арктической пустыне?

Природа и животный мир Арктики.

  • Творческая композиция - Царство Снежной королевы.
  • Картинки или истории - на карту

    Тема №9. Горячее солнце пустыни 

Природа и животные пустыни.

  • Аппликация из клякс - животных         
  • Отдых в Египте и др. - на карту

Раздел III. Человек и природа.

Тема №10. От динозавров до человека.

Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

(Где жили динозавры - на карту  -дать возможность оторваться тем, кто не путешествовал в Египет)

Тема №11. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. “Зелёные”- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Экскурсия по городу “Приспособление растений и животных к жизни в     городах”.
  •  Собираем материал - фотографии по микрорайону.

      Тема №12. Человеческий организм

    • Путешествия в лесные заповедники, в тайгу и т.д. - отмечаем на карте

Тема №13. Многообразие животных и растений.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

• Творческая работа - Животные. Оригами или флористика - композиция (открытка) из сухих растений

• Путешествия на дачи, в деревни - о домашних животных - на карте.

    Тема №14. Планете имя - Океан. Океан  моря  озера - реки.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.

  • Творческая работа - коллективная работа “Подводный замок”
  • Ищем на карте океаны и моря. Фотографии путешествий на моря, реки, озера - отмечаем на карте.

    Тема №15. Что могут рыбы?

Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.

• Просмотр видеофильмов: “Живые обитатели морских глубин”, “Акулы”.

Тема №16. Есть ли жизнь в Арктической пустыне?

Природа и животный мир Арктики.

  • Творческая композиция - Царство Снежной королевы.
  •  Картинки или истории - на карту

     Тема №17. Горячее солнце пустыни 

Природа и животные пустыни.

  • Аппликация из клякс - животных
  • Отдых в Египте и др. - на карту

Раздел III. Человек и природа.

Тема №18. От динозавров до человека.

Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

Тема №19. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы.

Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. “Зелёные”- чем занимается и что пропагандирует данная организация.

  • Экскурсия по городу “Приспособление растений и животных к жизни в городах”.
  • Собираем материал - фотографии по микрорайону.

Тема №20. Человеческий организм.

Человек - часть природы. Как мы растём ? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).

• Правила здорового образа жизни.

Тема №21. Загадки космоса.

Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?

• Видео - экскурсия в планетарий.

Тема №22. Экология Нижневартовска. Проверь экологию своего города. • Выступление с сообщением. Дискуссия.

5.Использование современных учебных материалов

Исходя из целей современного образования, предлагаемый перечень материально технического обеспечения.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П — комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 3—4 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Методики, учебники, и др.

 

1.Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2016. – 143 с.

2. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР.- М.: Просвещение, 1981. – 119 с.

3.Единая коллекция ЦОР:http://school-collection.edu.ru

Печатные пособия

Развивающий «Окружающий мир, 1 класс, для обучающихся с ЗПР» Инденбаум Е.Л.. - М.,2018

К

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Компьютер

Принтер лазерный

Передвижная установка «Мобильный класс»

Документ-камера

Классная доска с креплениями таблиц, постеров и картинок.

Д

Д

Д

К

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Д

Д

Д

Игры и игрушки

Настольные развивающие и дидактические игры  

П

Оборудование класса

Ученические столы одно и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

К

Д

Д

Д

6.Использование современных образовательных технологий

При организации процесса обучения детей с ЗПР в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся.

        7.Использование современных оценочных средств

1.Диагностика динамики учебной мотивации школьников с ЗПР проводится совместно с педагогом – психологом по методике автора  Н.Г. Лускановой, которая включает схему анализа детских рисунков на школьную тему, отражающую отношение детей к школе, к учебному процессу.

Высокому уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 25-30 баллов.

Среднему уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 15-24 балла.

Низкому уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал менее 15 баллов.

2.Лист контроля

Критерии  оценки         число

1.10

2.10

3.10

4.10

Самооценка

Оценка работы группы

Впечатление от занятия

Цветовое решение оценивания:

1. Самооценка

Красный

Желтый

Синий

Любопытно

Интересно

Полезно

2. Оценка работы группы

Серый

Зеленый

Желтый

Не очень активна

Достаточно активна

Согласованная  

3. Впечатление от занятия  

Очень доволен

Остался равнодушен

Огорчен  

Система оценивания

Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет»

8.Развитие образовательной среды школы

Изучение курса «Уникальная планета» тесно связано с изучением учебного предмета «Окружающий мир», а также курсом «Психокоррекционные занятия». Его реализация может быть связана с выполнением программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, направленной на поддержание физического и психологического здоровья обучающихся.

9.Привлечение социальных партнеров

           Привлечение социальных партнёров, дает возможность реализовывать свою деятельность и развиваться. Сотрудничество с  другими организациями: городской краеведческий  музей им. Т.Шуваева, городская  детская библиотека, МБУ «Детская библиотека №4», Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов «ТАУКСИ» и др. дает дополнительный импульс для общего развития обучающихся с ЗПР, обогащения личности ребенка, мотивации школьников к изучению учебного предмета «Окружающий мир». Конструктивное и тесное взаимодействие с семьями детей с ОВЗ, которые являются одними из самых важных и ближайших партнеров и ценителей их достижений, благодарных зрителей, необходимо для поддержки, своевременной помощи и положительной мотивации к изучаемому материалу.

10.Список используемых источников:

1.Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.

3. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2016. – 143 с.

4. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития.- М.: Просвещение, 1981. – 119 с.

 __________________________                                          ____________________________

                         подпись                                                                                                  расшифровка подписи

                 

   «_____»_____________________20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности "Зоология в рисунках"

Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и  рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ 2 класс

Данная программа  внеурочной деятельности имеет коррекционную направленность.Курс предназначен для учащихся 2 класса.Целью уроков  произношения является: воспитание внятной, выразительной ус...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 1-4 класс с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1

Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуника...