Урок окружающего мир по теме "Почему Луна бывает разной?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ракова Ирина Анатольевна

Урок окружающего мира по УМК «Школа России» построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является уроком открытия знаний «Почему Луна бывает разной».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Почему Луна бывает разной?35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 1класс.

Почему Луна бывает разной?

Раздел «Почему и зачем?»   Видеоматериалы

Слайд 2

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

За всем следи, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Проверим вашу готовность к уроку, у вас на партах должны быть учебники, рабочий лист, карточки , простой карандаш и   конверты и письменные принадлежности.

Самоопределение к учебной деятельности.

сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы. Кто такие астрономы?

Ученые, которые изучают расположение и движение  небесных тел)

Слайд 3  

А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (

Телескопа, космического телескопа

Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.

Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп.

А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.

Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп.

Какой у нас   помощник на уроке?  Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.

учебник

Рабочий лист

Еще для работы нам нужна космическая карта. В ней вы будете делать записи и рисунки

Слайд  4

Актуализация знаний.

Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать?

 В этом нам поможем задание, отгадав его, мы узнаем тему урока.

Повторить, то, что уже знаем

Как называется наша планета? Выпишите в космическую карту 4 букву

Земля  Буква Л

Галактика, в которой находится Земля и Солнечная система, млечный….  выпишите 2 букву

Путь, Буква у

Небесное тело, без которого невозможна жизнь на Земле  выпишите 4 букву

Солнце, Буква н

Солнце это……выпишите 6 букву

Звезда, Буква а

Какое получилось слово?

Луна

Рабочий лист

Молодцы! И сегодня мы поговорим о … Луне.

- Давайте представим, что мы вышли поздно вечером на улицу. Что мы можем увидеть на небе?

-А кто из вас видел Луну?

-Нарисуйте на космических картах Луну, выберите нужный карандаш (обучающиеся работают)

Покажите, что у вас получилось?

   (Месяц, Луна). 

Слайд 5

Постановка учебной задачи.

А на что похожи?

-Почему она такая разная у всех?

-А вы хотите узнать, почему луна такая разная?

примеры детей: банан, блин, долька апельсина, тарелка и т.д.)

Слайд 6

Давайте определим, что мы должны узнать на уроке, т.е. цель.

 Сегодня на уроке, ребята, мы

  • узнаем, что такое Луна.
  • узнаем, какую форму имеет Луна.
  • узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
  • узнаем, как люди изучают Луну.

слайд 7

Построение проекта выхода из затруднения.

Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна?

– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.

– А что такое спутник?

У людей Спу́тник — попутчик, товарищ в пути.

 Спутник это… (тело, которое движется вокруг более крупного небесного тела)

Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

А вы знаете какие-нибудь спутники? (Луна)

- А какой это будет спутник? (естественный)

– Правильно. Луна вокруг Земли – природный спутник.

Слайд 8

А зачем человек создал искусственные спутники? (Ответы детей)

– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

видео 0-0.54

слайд  

Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли.

-Движется ли наша планета Земля?

- Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е. вращается вокруг себя.

А)Просмотр обучающего видео «Движение Луны вокруг Земли» Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.

1 мин

Б)Практическая работа

К доске выходят 2 ученика: один - Луна, другой - Земля и показывают вращение.

Рабочий лист

В нашей космической карте есть задание, Давайте сделаем 1 и 2 задание

Слайд 9

Проверка 2 задания

Физминутка  

слайд 10

А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

–  Жёлтая Луна

– А почему так?

В) Беседа, работа по учебнику.

Чтобы узнать этот секрет,  откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок.

- Что изображено голубым цветом? (Земля)
 - Что делает Земля? (она спит)
 - Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
 - Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
 - А красным? (Солнце)
 - Что делает Солнце? (Светит на Луну)
 - Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
 - А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)

Видео

С 0.54

До2.07

Просмотр мультфильма

– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

видео

окончание

2.07-3.44

 слайд 11

Фазы Луны

– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видноЭто фаза называется новолунием. 

Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяцОн увеличивается с каждым днем. Это Растущая луна

И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом. Убывающая Луна

Рабочий лист

Давайте выполним задание, чтобы закрепить услышанное 

Рабочий лист задание 5

Физминутка 2 мин

Слайд 12

С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Земля больше Луны в 6 раз. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц. От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000  километров.

На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2-3 дня.

слайд 13, 14

Кратеры Луны

 – Ребята, а давайте представим, что мы смотрим  в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.

И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны

- Что же мы видим на этой поверхности? Круги, темные пятна, горы.

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.

-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.

Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

слайд 15

Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении.

Слайд 16

Ребята, а как вы думаете может ли человек жить на Луне?

Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.  Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня. День длится две недели. Затем две недели длится ночь.

Рабочий лист

Космическая карта задание 6, 8

Учебник с.35

Ребята, откройте учебник на странице 35 и прочитайте  вывод в учебнике.

Рабочий лист

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание 7

Слайд 17

Рефлексия.

1.Что такое Луна?

2.Какую форму имеет Луна?

3. Почему луна бывает разной?

Слайд 18

Спасибо за внимание!

чупики

Время

В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос: появилось ли платье у месяца?

Почему у месяца нет платья

Решил месяц сшить себе платье.
        Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
          А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
        В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало. 
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
       И снова стал кроить и шить.
        В третий раз месяц пришел к портному.
     Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.

Игра. (Дети меняются тройками)

-Мы сейчас с вами поиграем. Нужно три человека: Солнце, Луна, Земля. Встаньте так, чтобы луна была в фазе полнолуния, новолуния, первой четверти, последней четверти, растущая луна, убывающая луна.

Почему Луна бывает разной? Раздел «Почему и зачем?»   1класс. Видеоматериалы

Кинопособие разработки уроков  « Окружающий мир» 1класс  разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования

Тип урока: комбинированный

Цель

 формирование представлений о естественном спутнике Земли – Луне, ее особенностях.

Планируемые результаты

Предметные  

Научатся:  анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида; рассказывать об изучении Луны.

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения.

Познавательные: моделировать форму Луны; анализировать схемы в учебнике, делать выводы; извлекать информацию из рисунков учебника;

Коммуникативные: строить монологические высказывание, слушать собеседника.

Личностные результаты

Понимать целостную картину мира.

Основные понятия и определения

Спутник Земли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...

Урок окружающего мира «Почему на Луне не живут люди?»

УМК:  «Школа России»Тип урока: усвоение новых знанийЦель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника ЗемлиЗадачи ...

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром с использованием в работе на уроке МаcBook на тему:"Почему Луна бывает разной!"

   Данный конспект открытого урока по ОЗМ был специально разработан мной и моей коллегой Леоновой Е. В., так как на урок были приглашены родители первоклассников, где демонстрировалас...

методическая разработка урока окружающего мира на тему: "Луна-естественный спутник Земли"

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс ОС "Гармония"...