открытый урок окрыжающий природный мир
план-конспект урока по окружающему миру

Ольга Николаевна Хамидулина

Тема: Расположение предмета в заданном направлении.

Обучающиеся закрепляют  умения располагать  предметы в заданном направлении, употребляя термины; учатся определять местоположение предметов в пространстве; устанавливать пространственные отношения с помощью сравнения слева-справа,  вверху-внизу; развивать мелкую моторику посредством выполнения практической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения:  

Тема: Домашние животные и их детеныши.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Цель: Закрепление и  обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания  детей о домашних  животных  и их детенышах, их особенностях.
  • Закреплять названия домашних животных и их детёнышей.
  • Формировать познавательный интерес детей к особенностям жизни домашних животных.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать внимание, зрительное восприятие на основе работы с разрезными картинками
  • Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать познавательную активность, устную речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к игровой деятельности;
  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать любовь к домашним животным, умение сопереживать и помогать им, заботиться о домашних животных.

Методы и приемы: словесные (поощрение, вопросы, уточнения), наглядные (картинки), практические (дидактическое упражнение), игровые (игровые проблемные ситуации).

Материалы: атрибуты взрослых животных и их детенышей (кошка и котята, собака и щенята, коза и козлята), картинки домашних животных, картинки с изображением того, чем питается животное, конверты с разрезными картинками домашних животных

Ожидаемы результаты:

Предметные:

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, составлять простые предложения с опорой на пиктограммы.

Метапредметные:

Уточнение преставлений о характерных признаках домашних животных. Объединение  в группу по месту обитания. Уточнение представлений о значении животных в жизни человека, названий детенышей домашних животных.

Личностные:

Проявлять заинтересованность в приобретении знаний.

Ход урока

1.Орг. момент 

Цель: эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую работу.

Действия обучающихся: улыбка, садятся за парты

Ожидаемый результат: настроены на работу

- Урок хочу начать с улыбки, давайте улыбнёмся друг другу. Ведь от того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова, внимание, находчивость и смекалка.

ХОД УРОКА

II. Актуализация знаний. 

Цель: подвести к определению темы урока

Действия обучающихся:

1) слушают песню о животных, определяют по вопросам учителя,- о чём, или о ком идёт речь: о животных.

2) собирают разрезную картинку в конвертах, определяют: домашние животные, находят соответствующую картинку животного из наглядного материала и  вывешивают на доску.

3) рассматривают наглядный материал на доске, определяют : детёныши, соотносят картинку.

Ожидаемый результат: определяют тему урока

Для хорошего настроения прослушаем песенку, из которой вы попробуете определить о чём сегодня пойдёт речь.

животные

- «На ферме»     (о животных)

- каких животных знаете вы? (перечисляют животных (разных))

- теперь узнаем, о каких животных сегодня пойдёт речь.

- Возьмите конверты, откройте и составьте картину. (называют животное - у всех разные)

- угадай по голосу,  какие у кого животные? (имитация - голос животного)

(угаданного животного вывешивают картинку на доску)

Домашние

- можем ли мы назвать их одним словом?  (домашние животные)

детёныши.

 - а кто это спрятался у меня за доской? (их детёныши)

III. Постановка темы урока

Цель: сформулировать тему урока (с помощью учителя)

Действия обучающихся: составляют предложение темы урока,  находят орфограмму (жи-ши); выявляют задачи   (по вопросам учителя).          

Ожидаемый результат: назовут тему урока,  составят предложения из слов, увидят орфограмму; поставят задачи к уроку (с учителем).

- назовите тему урока, задачи («Домашние животные и их детёныши»)

(с учителем).

- какое правило вам знакомо в этих словах? (жи-ши)

- сегодня мы с вами обобщим понятия: «Домашние животные и их детёныши»

IV. Основная часть. Работа по теме урока

Нам нужно записать в тетрадь тему урока.

А для этого необходимо подготовить пальчики и речь, чтобы правильно и внятно разговаривать и выговаривать.

1.Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, развитие устной речи (через повтор).

Мыши тихо пробирались (большой- указательный)

Хулиганить собирались (большой- указательный другой руки)

Леопольд услышал звук (к уху)

Обошел свой дом вокруг (обводят пальцем)

За хвосты мышат поймал (захват двумя руками поочередно)

Наказать их обещал (грозят пальцем)

Но мы то  знаем, Леопольд – (хлопки)

Самый дружелюбный кот (кулачки к верху)

2.Работа в тетрадях.

Цель: прививать аккуратность при работе в тетрадях, следить за осанкой при письме.

Действия обучающихся: записывают число, тему подчеркивают орфограмму (жи-ши). Инд. работа Денис – обводка темы урока по точкам.            

Ожидаемый результат: аккуратное оформление тетради.

3.Проблемная ситуация

Цель: формирование психических процессов и правильной речи ребенка, умение образовывать словосочетания: называть детёныша: «у козы  детёныш  козлёнок».

Действия обучающихся: отгадывают загадки, соотносят с картинками на доске; записывают в тетрадь словосочетания: «Коза – козлёнок» (в виде таблицы,- найди детёныша). Инд. работа Денис – наклеивает картинки детёнышей.

Ожидаемый результат: самостоятельно соотнесут, назовут домашнее животное с их детёнышем.

- Но что, же делать с детёнышами, они непослушные -  спрятались от своих мам, давайте поможем им найти друг друга?

- Я буду читать вам загадки, а вы, отгадав её,- заберёте детёныша и отправляете к маме.

 (называют детёныша: «у  козы  детёныш  козлёнок)

Я скажу вам: «Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!» (Коза - козлёнок)

Я копытами стучу.

Я скачу, скачу, скачу

Грива вьётся на ветру.

Все подковы я сотру (Лошадь - жеребёнок)

        Не лицо, а рыло

       Землю перерыло,

       Закрутила хвостик я

       Потому что я - … (свинья - поросенок)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (Овца– ягнёнок)

Я умею чисто мыться

Не водой, а языком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молоком! (Кошка - котёнок)

        Ест траву, жует, молчит,

        А потом полдня мычит:

        Мне погладите бока –

        Дам парного молока! (Корова - телёнок)

Защищать должна я дом.

Всё обнюхаю кругом.

Вас спасать я брошусь в реку,

Первый друг я человеку.

Лаю, если где-то драка,

Потому, что я — …(Собака - щенок)

 - Молодцы, ребята! С вашей помощью все детеныши нашли своих мам и очень рады. 

Гимнастика для глаз

Цель: снятие зрительного напряжения

Итог: обобщение полученных знаний.

Подтвердите свои знания. Запись в тетради (в виде таблицы,- «найди детёныша»)

Коза – козлёнок                   https://konspekta.net/poisk-ruru/baza12/1699714950424.files/image004.jpg

Овца  - ягнёнок

Корова – телёнок

Лошадь – жеребёнок

Кошка – котёнок

Собака – щенок

Расскажите о кошке… и др.

- кто детёныш

-где живёт

- чем питается

- кто ухаживает

- Почему вы думаете, что они домашние животные? (за ними ухаживает человек)

4. Физ – минутка

Цель: 1)снять усталость и напряжение;

2)внести эмоциональный заряд;

3)совершенствовать общую моторику

4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

V. Закрепление.

Работа в группе

Цель: формирование и  совершенствование навыков совместной работы; умение   различать взрослых животных их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка.

Действия обучающихся: Просмотр презентации «Кто где живёт?» + дидактическая игра. Находят соответствующую картинку- (наклейку), проговаривая: коза с козлёнком, с помощью учителя обсуждают: кто ухаживает, чем питаются, польза.

Ожидаемый результат: научатся правильно называть детёнышей, закрепят знания об особенностях домашних животных.

- Ребята, а знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных? (да)

- Сейчас мы с вами отправимся в «деревню» и узнаем кто, где и с кем живёт.

Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике). С кем? Кто её детеныш?

Где и с кем живёт лошадь? (лошадь с жеребёнком живёт в конюшне).

Где живёт собака, с кем? (собака со щенком живёт в будке).

Где и с кем живёт кошка? (кошка с котёнком живёт в доме).

Где и с кем живёт корова? (корова с телёнком живёт в коровнике).

Где и с кем живёт овца? (овца с ягнёнком живёт в овчарне).

Дидактическая игра (с прищепками) «Кто чем питается?»

Цель: закрепить знания о питании домашних животных, развивать мелкую моторику, умение работать в коллективе, воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к животным.

Действия обучающихся: прикрепляют  (с помощью учителя) прищепки с «животными», называя их ласково.

Ожидаемый результат: закрепят знания о питании домашних животных, умение работать в коллективе, проявят  заботливое, доброжелательное отношение к животным.

- Давайте и мы поухаживаем за нашими животными

- Они проголодались – пришла пора их покормить.

- Вы знаете, что они едят? Назовите каждого животного ласково и накормите их.

VI. Итог урока.

Цель: подвести итог урока, выявить полученные знания.

Действия обучающихся: отвечают на вопросы учителя; рассказывают о животных по схеме.

Ожидаемый результат: закрепят знания  о жизни домашних животных и их детенышах; будут проявлять доброжелательные, заботливые отношения к ним.

- О ком мы сегодня говорили?

- Почему их так называют?

- Как ухаживают люди

- Давайте подведём итог. Рассказ о животном по схеме.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/09/16/k_5b9de07c13b0f/477866_1.jpeg

- Можно ли обижать животных?

- Я знаю, что вы все большие молодцы, поэтому будете заботиться,  и они ждут от нас ласки, заботы, бережного отношения.

- Мы в ответе за тех, кого приручили

VII. Рефлексия

Цель: определить настроение, результат деятельности обучающихся

Действия обучающихся: показывают смайлики

Ожидаемый результат: урок интересен, трудностей не возникло, хорошее настроение.

Ответь: (смайлики) мне было интересно-

мне было трудно-

я научился-

мне понравилось -

- А что вам понравилось больше всего?

– О чём бы хотели ещё узнать?

Самоанализ открытого урока «Окружающий природный мир»

Учитель: Хамидулина О.Н.

Дата проведения:   

Тема: Домашние животные и их детеныши.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Цель: Закрепление и  обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания  детей о домашних  животных  и их детенышах, их особенностях.
  • Закреплять названия домашних животных и их детёнышей.
  • Формировать познавательный интерес детей к особенностям жизни домашних животных.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать внимание, зрительное восприятие на основе работы с разрезными картинками
  • Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать познавательную активность, устную речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к игровой деятельности;
  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать любовь к домашним животным, умение сопереживать и помогать им, заботиться о домашних животных.

Методы и приемы: словесные (поощрение, вопросы, уточнения), наглядные (картинки), практические (дидактическое упражнение), игровые (игровые проблемные ситуации).

Материалы: атрибуты взрослых животных и их детенышей (кошка и котята, собака и щенята, коза и козлята), картинки домашних животных, картинки с изображением того, чем питается животное, конверты с разрезными картинками домашних животных

Ожидаемы результаты:

Предметные:

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, составлять простые предложения с опорой на пиктограммы.

Метапредметные:

Уточнение преставлений о характерных признаках домашних животных. Объединение  в группу по месту обитания. Уточнение представлений о значении животных в жизни человека, названий детенышей домашних животных.

Личностные:

Проявлять заинтересованность в приобретении знаний.

Ход урока

1.Орг. момент 

Цель: эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую работу.

Обучающиеся положительно настроены на работу.

II. Актуализация знаний. 

Цель: подвести к определению темы урока

  1. Обучающиеся слушали отрывок песни о животных, определили по вопросам учителя,- о чём, или о ком идёт речь: о животных.

животные

 Итог. на  доске:              

  1. собрали разрезную картинку в конвертах, в сопровождении имитации голоса животного, самостоятельно определили: домашние животные, нашли соответствующую картинку животного из наглядного материала, прочитали, назвали и  поместили  на доску.

домашние

Итог. на  доске:

3) рассмотрели наглядный материал за доской, определили : детёныши.

детёныши

Итог. на  доске:

III. Постановка темы урока

Цель: сформулировать тему урока (с помощью учителя)

Обучающиеся, с помощью учителя, составили предложения из слов, сформулировали тему урока, по наводящим вопросам нашли знакомую орфограмму (жи-ши).

Итог. Совместное хоровое чтение темы урока.

IV. Основная часть. Работа по теме урока

1.Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, развитие устной речи (через повтор).

Обучающиеся повторяли действия за педагогом, проговаривая слова.

2.Работа в тетрадях.

Цель: прививать аккуратность при работе в тетрадях, следить за осанкой при письме.

Обучающиеся записали тему урока. Педагог следила за осанкой, работой в тетради. (инд. работа К.А. – осанка)

3.Проблемная ситуация

Цель: формирование психических процессов и правильной речи ребенка, умение образовывать словосочетания: называть детёныша: «у козы  детёныш  козлёнок».

Обучающиеся отгадывали загадки, с помощью учителя образовывали словосочетания, соотнесли самостоятельно с картинками на доске;

Гимнастика для глаз

Цель: снятие зрительного напряжения.

Записали в тетрадь: «Коза – козлёнок» (в виде таблицы,- найди детёныша).

Итог. Взаимопроверка (показ работ). Обобщили, какие животные,- кто детёныш, краткое понятие о заботе, бережному отношению к животным. Со значительной помощью учителя, строили полные ответы.

4. Физ – минутка

Цель: 1)снять усталость и напряжение;

2)внести эмоциональный заряд;

3)совершенствовать общую моторику

4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;

После проведённой физ-минутки, подвела к понятию «Жильё». Обучающиеся называли какое жильё у домашних животных.

V. Закрепление.

Работа в группе

Цель: формирование и  совершенствование навыков совместной работы; умение   различать взрослых животных их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка.

Для закрепления работали в группе. Использовала ИКТ «Кто где живёт» + дидактическая игра с наклейками. Обучающие называли жилище д. животных, кто и как за ними ухаживает. С помощью учителя, составляли словосочетания, добивалась полных ответов, закрепляли услышанное новое название (н-р кошара) – хоровым повтором. При групповой работе удался момент взаимопомощи, доброжелательного отношения к товарищам.

Дидактическая игра (с прищепками) «Кто чем питается?»

Цель: закрепить знания о питании домашних животных, развивать мелкую моторику, умение работать в коллективе, воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к животным.

Такая игра позволила закрепить знания «Кто чем питается», воспитывать любовь, заботу о домашних животных.

VI. Итог урока.

Цель: подвести итог урока, выявить полученные знания.

Обучающиеся  отвечали на вопросы учителя (с помощью); рассказывали о животных по схеме.

При подведении итога урока обратила  внимание на то, что дети хорошо работали; на умение любить  и заботиться о домашних животных.

VII. Рефлексия

Цель: определить настроение, результат деятельности обучающихся

Обучающиеся показали смайлики с хорошим настроением, о том, урок понравился, интересен.

Вывод: Поставленных целей и задач добилась. Обратить внимание на устную речь обучающихся, их умение самостоятельно строить предложение, полный ответ с незначительной помощью учителя: (задавала вопрос, не дала достаточно времени для самостоятельного ответа, сама помогала выстраивать полный ответ).



Предварительный просмотр:

Предмет

Классный час.

Классный руководитель

Хамидулина Ольга Николаевна

Дата:

18.02.2025.

Класс:

7-Б

Тема занятия:

«О правдивости и честности»

Цель:

Способствовать  воспитанию такого нравственного качества личности, как честность и порядочность. 

Задачи:

Формировать ценностное отношение детей к нравственной категории  «честность» и «порядочность»

Развитие нравственных качеств, в частности порядочности

Побуждать воспитанников к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.

Формирующие ценности:

Нравственные ценности: доброта, честность, порядочность, бескорыстность.

Форма занятия:

Беседа, обсуждение, работа в группах, творческая работа.

Оборудование:

Оформление: пословицы, «Сердечко честности», «Правила честности»,  карточки с заданиями, картинки «профессии», клубок ниток.

Ход занятия

Часть 1. Мотивационная

Приветствие.

Упражнение «Комплимент»

(Дети по кругу говорят своему соседу комплимент, передавая при этом клубок ниток.)

- А сейчас послушайте рассказ и подумайте, о чем пойдет речь на кл. часе?

Прослушивание рассказа: “Пошли три мальчика в лес….

 -  В чем суть этого рассказа? (ложь, нечестность)

-  Как вы думаете, кто поступил правильно, почему?

- Подберите слова противоположные по значению лжи и нечестности

 (ответы детей  - правда, правдивость, честность, искренность, истина )

Постановка темы, цели.

 - Итак о чем же мы будем сегодня говорить?

 (определяют тему, цель классного  часа)

Тема нашего классного  часа «О правдивости и честности» Цель: Способствовать  воспитанию такого нравственного качества личности, как честность и правдивость.  Попробуем разобраться, - зачем человеку честность.

Часть 2.

Основная

Беседа. Определение: честность, правдивость.

- Как вы понимаете эти слова?  

(Дети высказывают своё мнение). 

Итог беседы

Иначе говоря:

Честность - это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость — это соответствие слов делам.

Давайте дадим характеристику честному человеку.( ответы)

Вывод:

Честный человек дорожит дружбой, с уважением относится к людям. Он вызывает уважение и доверие у окружающих.

- А сейчас попробуем разработать правила честности:

Игра «Сердечко честности»

(У детей в руках цветной фломастер. Учитель даёт кому-нибудь одному вырезанное из картона «сердечко честности», разделённое на клеточки по количеству детей в классе. Получивший сердечко рассказывает о своём честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передаётся дальше по кругу.)

-  каждый из вас внёс в него свою частичку честности.

Прослушивание рассказа: 

- Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

«В одном классе дружили два мальчика…»

(слушают текст, обсуждают)

- Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.  

- Как вы оцениваете поступок Гены?

- Легко ли быть честным? Каждый ли школьник сможет поступить так как Гена

Разбор ситуации.

-  Помните, вам надо поступить по справедливости.

Итог разыгранных ситуаций.

Есть ребята, которые боятся говорить правду. Они думают: “Скажу правду — потеряю друга, конец дружбе”. Но жизнь опровергает это. Дружба на лжи никогда не держалась, совсем наоборот. Многие ребята правильно понимают критику.

Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать — в любом случае низко и глупо.

Творческая работа. Работа в парах

- Вам необходимо соединить данные фразы так, чтобы получились пословицы. Объяснить, как вы их понимаете. (собирают пословицы)

Вывод:

- Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.

Работа с картинками «профессии людей»

- Как вы понимаете выражение “Честно исполнять свой долг»

- На столах лежат картинки представителей разных профессий. Расскажите, как представители той или иной профессий помогут людям стать счастливее, если они будут честно исполнять свой долг.  (ответы детей:…честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства, полицейский не будет брать взяток, то в нашей стране не будет нарушителей).      

Игра “Честно – нечестно»
(
положительный ответ - утвердительно покачивают головой, отрицательный ответ - поворачивают голову вправо и влево). 

Часть 3.

Заключительная

Итог занятия.

- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

-Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

- Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

Работа с рисунком.  «Солнышко честности».

(Учитель просит детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков.  Всякий раз, когда захочется сказать неправду, кого-нибудь обмануть, они должны вспомнить о своём солнышке и постараться поступить честно. Если это получилось, подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети сосчитают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.)

В завершении, на память о нашем разговоре у вас останутся  правила честности.

Дети вывешивают своё солнышко и получают «Правила честности».

Предмет

Классный час

Классный руководитель

Хамидулина Ольга Николаевна

Дата:

18.02.2025.

Класс:

7-Б

Тема занятия:

«О правдивости и честности»

Цель:

Способствовать  воспитанию такого нравственного качества личности, как честность и порядочность. 

Задачи:

Формировать ценностное отношение детей к нравственной категории  «честность» и «порядочность»

Развитие нравственных качеств, в частности порядочности

Побуждать воспитанников к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.

Формирующие ценности:

Нравственные ценности: доброта, честность, порядочность, бескорыстность.

Форма занятия:

Беседа, обсуждение, работа в группах, творческая работа.

Оборудование:

Оформление: пословицы, «Сердечко честности», «Правила честности»,  карточки с заданиями, картинки «профессии», клубок ниток.

Самоанализ

Часть 1. Мотивационная.

Целевая  установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне

Приветствие.

Упражнение «Комплимент»

Цель: создать психологический настрой, эмоциональную направленность, установить контакт  с обучающимися.

Действия обучающихся: Дети по кругу говорят своему соседу комплимент, передавая при этом клубок ниток.

Вывод : настроены на работу.

Прослушивание рассказа: “Пошли три мальчика в лес….

 Цель: мотивация к деятельности по формулировке темы занятия. Постановка проблемы и выход на тему.

Действия обучающихся: слушают рассказ, определяют тему урока.

Удачно подобрана постановка проблемы, эмоциональный рассказ педагогом. Дети легко подбирали антонимы, для определения темы (оформление на доске).

-  В чем суть этого рассказа? (ложь, нечестность)

Постановка темы, цели.

Вывод: Дети легко определили тему, сформулировали  цели занятия - на основе учебной ситуации.

 Тема нашего классного  часа «О правдивости и честности» Цель: Способствовать  воспитанию такого нравственного качества личности, как честность и правдивость.  Попробуем разобраться, - зачем человеку честность.

Часть 2.

Основная

Беседа. Определение: честность, правдивость.

Цель: выявление имеющихся знаний по данной теме.

- Как вы понимаете эти слова?  

Действия обучающихся: Дети высказывают своё мнение.

Вывод: самостоятельно сделали вывод, педагог обобщила. Затем разработали правила честности (оформление на доске)

Игра «Сердечко честности»

Цель: мотивация к изучению данной темы,  значимость изучаемой информации, применение в жизни.

Действия обучающихся: получают вырезанное из картона «сердечко честности», разделённое на клеточки по количеству детей в классе. Получивший сердечко рассказывает о своём честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передаётся дальше по кругу.

Вывод: все работали очень активно, рассказывая свои истории.

Педагог подвела  итог: -  каждый из вас внёс в него свою частичку честности.

Прослушивание рассказа: 

Цель: Применение знаний и умений в новой ситуации. Углубить знание детей по теме. 

- Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

Действия обучающихся: «В одном классе дружили два мальчика…»

-слушают текст,

-обсуждают работая в группе

-отвечают на вопросы

Вывод: педагог эмоционально рассказывает рассказ, прерывая его и дает возможность осмыслить, по окончанию оценивают поступки, выделяют качества личности.

- Как вы оцениваете поступок Гены?  - Легко ли быть честным?

Разбор ситуации.

Цель: учить анализировать и делать выводы, уметь использовать  полученные знания в жизненных ситуациях.

-  Помните, вам надо поступить по справедливости.

Действия обучающихся: педагог предлагает «дерево честности», дети отрывают лепестки с заданиями (ситуации) и разыгрывают их.

Вывод: ситуации соответствовали жизненным примерам, детям было интересно их разыгрывать, делали соответствующие выводы.

Итог разыгранных ситуаций.

Есть ребята, которые боятся говорить правду. Они думают: “Скажу правду — потеряю друга, конец дружбе”. Но жизнь опровергает это. Дружба на лжи никогда не держалась, совсем наоборот.

Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать — в любом случае низко и глупо.

Творческая работа. Работа в парах

Цель: закреплять   и расширять  представления детей, на основе выполнения упражнения «собери пословицу», умение объяснять и делать выводы.

- Вам необходимо соединить данные фразы так, чтобы получились пословицы. Объяснить, как вы их понимаете.

Действия обучающихся:  собирают пословицы, объясняют.

Вывод: умело работали в группе, в парах, объясняли.

Педагог подвела итог:

- Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.

Работа с картинками «профессии людей»

Цель: закрепить умение использовать  полученные знания в жизненных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи.

- Как вы понимаете выражение “Честно исполнять свой долг»

Действия обучающихся:  - На столах лежат картинки представителей разных профессий. Дети рассказывают, каким образом люди будут честно исполнять свой долг.  

Игра “Честно – нечестно»

Цель: снятие эмоционального напряжения.
Действия обучающихся:  выполняют инструкцию педагога.

Вывод: расслабились, продолжают работать .

Часть 3.

Заключительная

Итог занятия.

Цель: подвести итог урока, выявить полученные знания, формирование рефлексивных умений.

Действия обучающихся: подводят итог поставленных целей в начале занятия. 

- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

-Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Вывод: педагог обобщает ответы детей, хвалит за работу.

- Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

Работа с рисунком.  «Солнышко честности».

Цель: закрепить эмоциональный настрой, полученные знания, мотивация к   воспитанию такого нравственного качества личности, как честность и порядочность. 

Действия обучающихся: рисуют солнышко без лучиков. Работая в группе (плакат)

- Всякий раз, когда захочется сказать неправду, кого-нибудь обмануть, они должны вспомнить о своём солнышке и постараться поступить честно. Если это получилось, подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети сосчитают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.

Вывод: дети организованно и с интересом оформляют плакат. Педагог в заключении дарит на память «правила честности» с фото класса.

Вывод: Поставленных целей и задач добилась. Дети усвоили тему занятия.

Классный час насыщенный, интересный, познавательный. У детей закреплялись формирования нравственного качества личности, как честность и порядочность, ценностные отношения к людям. 

Занятие понравилось тем, что дети достаточно активно работали, хорошее оформление, использовались здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированнй подход.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текст 1.

“… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой — боятся: Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, — говорит первый, — будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет ругаться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мама и не будет ругаться.

А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож: идет.

Нет, говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем и сознался. Поворчала на него тетка, да и простила.

Текст 2.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена ....»

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок уже почти кончался, Гена вдруг встал, подошёл к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятёрка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена. Это очень хорошо, что ты понял всё».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

правила честности:

  • Сказал – сделай;
  • Не уверен – не обещай;
  • Ошибся – признавайся;
  • Забыл- попроси прощения
  • Не выдавай – чужую тайну.

 Честность- это качество правдивого,

добросовестного и искреннего человека !!!

C:\Users\Пользователь ПК\Desktop\1739192352776.jpg

Ситуации:

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.

Собери пословицу:

Кто правдой живёт,         что дрова руби.

Правду говори,                да не всяк её творит.

Всяк правды ищет,        тот добро наживёт.

Игра “Честно – нечестно»

Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.

– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи? 

– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?

– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"

Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс

Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала....

Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"

Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Природные зоны. Субтропическая зона"

Урок включает в себя знакомство с природной зоной. В него включнены фрагменты знакомства с Олимпийским движением 2014....

Открытый урок по теме природные зоны

Разработка урока по теме " Природные зоны" , презентация к уроку, материалы к уроку, викторина....

Открытый урок "Безопасность природного газа в быту"

Материал к уроку "Безопасность природного газа в быту"...