«Групповая форма работы при формировании естественно – научной грамотности младших школьников»
статья по окружающему миру (2 класс)

Колесникова Оксана Васильевна

Способы работы на уроке окружающего мира, для развития естественно - научной грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gruppovaya_forma_raboty.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

26.03.2025

«Групповая форма работы при формировании естественно – научной грамотности младших школьников»

Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умения.

Михаил Васильевич Ломоносов

В новой Федеральной образовательной программе особое внимание уделяют функциональной грамотности, которая входит в учебный план как предмет.    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.                                                                                                     Одной из составляющих функциональной грамотности является естественно-научная грамотность.

Естественно-научная грамотность - это способность учащихся использовать естественно-научные знания для решения в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира.

При формировании естественно-научной грамотности особую, ключевую роль имеет предметная область «Окружающий мир», так как она является фундаментом для изучения значительной части предметов основной школы, таких естественных наук как: физика, химия, биология, обществознание, история, география.

В учебнике Плешакова А.А. содержится обширный материал, направленный на овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Почти в каждой теме урока создаётся проблемная ситуация или формулируется проблемный вопрос, через которой учащиеся выходят на цель и задачи урока.

Учащиеся включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника необходимую информацию, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, сравнивают их с представленным в учебнике эталоном) и таким образом овладевают новыми знаниями.

Для формирования естественно-научной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности. В процессе обучения у детей развиваются личностные качества (любознательность, креативность, ответственность).

Для развития естественно – научной грамотности в основном я использую:

Технологию проектной деятельности

Технологию проблемного обучения

На своих уроках, я применяю следующие формы и методы:

- Групповые

- Игровые

- Творческие задания

- Опыты, эксперименты

- экскурсии

Предпочтение отдаю работе в паре и группе, так как дети начинают мыслить, общаться, учатся командной работе, отвечать, задавать вопросы, делать выводы, представлять результаты групповой работы. Делятся знаниями, договариваться, учатся друг у друга. Идея, высказанная одним ребёнком, наталкивает другого на новую мысль, а у третьего благодаря первым двум рождается новая идея, о которой никто и не думал. Есть дети, которые боятся отвечать индивидуально, поэтому я с первого класса применяю групповую работу, с целью сдружить, сплотить, чтобы ребенок раскрылся и не боялся, и не стеснялся своих одноклассников. В группе детям проще заявить о себе, в результате чего у них повышается самооценка, в результате таких занятий улучшается успеваемость, умение внимательно слушать.

Какие же групповые виды деятельности я использую:

  1. «Шесть шляп» - метод, который позволяет ребенку незаметно включиться в образовательный процесс.

Например, тема «Разнообразие растений»

  1. Белая шляпа – факты (можно использовать атласы, энциклопедии)
  2. Желтая шляпа – позитивное мышление (Почему животные не могут жить без растений?)
  3. Черная шляпа – проблема. (Докажите, что без растений на земле не было бы в воздухе кислорода?)
  4. Красная шляпа – эмоции. (Какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда топчут растения, срывают и тут же выбрасывают?)
  5. Зеленая шляпа – творчество. (Что бы вы сделали, чтобы наша планета становилась зеленее?)
  6. Синяя шляпа – философия (Обобщить)

Например, «Правила пассажира»

«Автобусная остановка»? чаще всего использую на этапе актуализации знаний или на закреплении.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы. Затем по команде меняются остановками, пишет следующий ряд

Или, например, «Строение человека»:1 ряд -  внутреннее строение подписывает, 2 ряд – внешнее строение, 3 ряд – пишет о значении указанных органов и интересные факты. Затем по команде меняются остановками, пишет следующий ряд, и опять по команде меняются, а потом зачитываются результаты.

Изучив с детьми части речи, применяю «Синквейн» на этапе рефлексии. Каждая группа составляет свой синквейн, затем зачитывается. Получается более интересная работа, если бы делали всем классом.

«Синквейн» – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка: 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка:2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка: 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка: фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
  • Пятая строка: 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Например, изучали воду.

1 Группа:

1.ВОДА

2.Чистая, прохладная

3.Течет, журчит, загрязняется

4.Без воды человеку не прожить.

5. Жизнь

2 Группа:

  1. Вода
  2. Жидкая, прозрачная
  3. Растворяет, принимает, замерзает
  4. Вода нужна всем
  5. Влага

Прием «Лови ошибку», применяю при работе в паре и в группе, при изучении различных тем. На различных этапах урока. Этот приём формирует умение анализировать, применять знания в нестандартной ситуации.

Предлагаю информацию, содержащую ошибки. Например,

«Евразия – самый маленький материк. На нем находится наша страна. Она расположена только в одной части света». (самый большой материк)

 «На мальчика налетела пчела, ужалила его 100 раз и улетела». (пчела жалит только один раз и умирает)

«Пауки – единственные насекомые, которые плетут паутину». (Пауки не относятся к насекомым).

«Рыба – животное, которое дышит легкими» и т.д

Все эти методы и приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию естественно-научной грамотности

Текст выступления на семинаре.Одним из компонентов функциональной грамотности  является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать  теорию на практике и на осно...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»

приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе...

РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В наше время классно-урочная система обучения становится все более устаревшей. В связи с доступностью знаний, которую еще тридцать лет назад нельзя было даже прогнозировать, ученик перестал быть &laqu...

Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"

Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....

Формирование естественно-научной грамотности младших школьников

Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять...

Использование технологии критического мышления в начальной школе для развития естественно-научной грамотности младших школьников

Формирование естественно-научной грамотности невозможно без формирования единой преемственной цепи: восприятие, образы, представление, и только затем ПОНЯТИЯ.Включение активных методов в учебный проце...