Технологическая карта урока окружающего мира "Круговорот воды"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира "Круговорот воды"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 95.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Превращения и круговорот воды в природе»
Класс: 3
Цель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.
Задачи урока:
- Образовательные: закрепить ранее полученные знания о свойствах воды; сформировать понятие «круговорот воды в природе»; расширить и закрепить знания учащихся о трех состояниях воды.
- Развивающие: развивать умение определять последовательность элементов круговорота воды в природе;
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей страны.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы на каждом этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф.ИН. Г. П.) | Дидактические средства, ИКТ-оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты (расписать конкретно что формируете) | ||
Предметные | Метапредмет ные П-познавательные, Р-регулятивные, К –коммуникативные | Личностные | ||||||||
Оргмомент | Настроить учащихся на познавательную активность. Создать благоприятную психологическую атмосферу. | Словесный (беседа) | Приветствует детей, мотивирует их на активную деятельность. Проверка готовности к уроку. Мотивация на дальнейшую учебную деятельность при помощи стихотворения(приложение 1). | Приветствуют учителя, следуют его указаниям. | Фронтальная | - | Контроль учителя, самоконтроль | - | П: анализ объектов с целью выделения признаков Выдвижение гипотез и их обоснование К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: целеполагание, планирование | Л: учебно познавательный интерес к учебному мат ериалу. |
Актуализация знаний | Применить свои знания, которые уже усвоены. | Словесный(беседа, диалог). Практический(работа с тетрадях) | Организует актуализацию знаний о прошлой теме на основе беседы. Организует подведение к теме урока с помощью проблемного вопроса. | Повторяют действия за учителем, выполняют работу по определению темы и задач урока благодаря загадкам и проблемному вопросу. | Фронтальная | Презентация, учебник | Контроль учителя, взаимоконтроль(учитель-ученик). | Повторение и осознание того, что уже усвоено. Прогнозировать учебную ситуацию;обобщать полученную информацию. | П формулировать выводы и подкреплять их доказательствами; - анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Р самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. К - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения. | Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию. |
Открытие новых знаний | Изучить новый материал. Достигнуть цели урока. | Пракические ( работа с раздаточным материалом и интерактивной панелью). Словесные(беседа, диалог). | 1. Обьясняет новый материал используя материал учебника и презентацию. 2. Организует работу обучающихся в группах. Предалагает выполнение ряда дидактических заданий. | Работают с новым материалом представленным учителем. Организуют работу в группах. Определяют порядок элементов круговорота воды и заполняют пропуски в тексте. Аргументируют собственный выбор. Организуют взаимопроверку. | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Учебник, презентация, раздаточный материал. | Самоконтроль, взаимоконтроль(учитель-ученик, ученик-ученик). | П:формировать умение видеть орфограмму; развивать орфографическую зоркость; использовать приобретенные умения при выполнении заданий. Р: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы в группе; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | |
Первичное закрепление | Закрепить полученные новые знания и узнать как дети усвоили тему. | Пракические ( работа с учебником). Словесные(беседа, диалог). | Предлагает и организует выполнение дидатических заданий из рабочей тетради № 1 и №2 на стр.**. | Работают совместно с учителем с материалом, представленным в учебнике и рабочей тетради. Участвуют диалоге. | Фронтальная, индивидуальная. | учебник | Контроль учителем, самоконтроль | Прогнозировать учебную ситуацию;обобщать полученную информацию; | Р: осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы. П: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию. К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. |
Динамическая пауза | Снять физическую и эмоциональную усталость у обучающихся. | - | Проведение динамической паузы(физкультминутки). | Выполняют движение совместно с учителем. | фронтальная | - | Самоконтроль | - | Повторять действия в заданном порядке. | Сохранять интерес к изучнию темы. |
Итоговое закрепление | Выяснить, как обучающиеся усвоили связь между изученными компонентами темы. | Словесный (беседа) Практический (выполняют практическую работу). | Организует самостоятельную работу учащихся с последующей взаимопроверкой на раздаточном материале. | Работают по заданиям, делают записи в тетради, рассуждают, развивают логическое мышление. | Индивидуальная, фронтальная. | Раздаточный материал, учебник. | Самоконтроль, взаимоконтроль(ученик-ученик) | самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; делать простейшие выводы о свойствах воды и её роди в окружающем мире. | Регулятивные: предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников. Познавательные: делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования. Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание. | Готовность к решению моральных проблем, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии. |
Домашнее задание | Дать понятный инструктаж | Словесный (беседа, диалог). | Комментирует творческое задание, представленное для домашнего задания. | Слушают рекомендации учителя. Задают вопросы про выполнение. | Фронтальная | - | Контроль учителя | - | Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами. Познавательные: анализировать достигнутые результаты. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, | Личностное самоопределение |
Итог урока | Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке | Словесный (беседа) | С помощью эвристической беседы совместно с детьми подводит итоги урока. | Отвечают на вопросы и подводят итог урока. | - | Фронтальная | Контроль учителя. | Выделяют основныеэтапы круговорота воды; делать простейшие выводы о роли воды в жизни человека. | Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами. Познавательные: анализировать достигнутые результаты. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, | Личностное самоопределение |
Рефлексия | Учить адекватно оценивать свою учебную деятельность. | Практический (работа с карточками) | Предлагает оценить работу на уроке с помощью приема «Смайлы». | Показывают с помощью карточек результат восприятия полученной информации. | Раздаточный материал. | Индивидуальная | самоконтроль | - | Регулятивные: определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Личностное самоопределение |
Приложение 1:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
Приложение 2:
Актуализацию провести по вопросам учебника на предыдущей теме и все(вода и её свойства).
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
Мы ее не замечаем, мы привыкли что вода - наша спутница всегда!
Ребята, вы догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Молодцы!)
Сегодня мы продолжим разговор о воде вместе с героем «КАПИТОШКОЙ» вместе с ним мы узнаем много интересного о воде.
- Давайте попробуем выяснить: что вы уже знаете о воде. Исследуя воду на предыдущих уроках, мы узнали много её свойств. Вспомним их.
-Какие свойства имеют воздух и вода?
Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами( в парах).
- Без цвета;
- не имеет запаха;
- расширяется при нагревании;
- сжимается при охлаждении;
- растворитель;
- плохо проводит тепло;
- прозрачность;
- текучесть.
- Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете? (Ответы учеников.)-а ответ узнаете в процессе урока.
Вода говорит о себе так: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан. Я летаю и бегу и стеклянной быть могу».
Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода.)
– В каком состоянии бывает вода в природе? (Твёрдом, жидком, газообразном.)
Как Вы думаете о чем будем говорить и т.п.
– Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. И в конце урока попробуем доказать, что вода действительно – путешественница.
– Помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях загадки:
• На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град.)
• Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)
• Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман.)
• Бел как мел, с неба прилетел. (Снег.)
• Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём, – ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
Он не снег, но тоже белый,
А в тени немного синий.
Что же это, в чем тут дело!?
На траве белеет ... (Иней) (Отгадки на магнитной доске)
– От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры.)
Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.Вода замерзае при 0 градусов.
- Что объединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)
- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки.)
- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 55. (При температуре 0°С.)
- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар.)
Мы протерли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что наша планета находится в постоянном движении. Как движется земля?
Подводка ко второй теме:
- Как вы думаете, движется ли вода?( движется, не движется)
Куда же исчезает вода после дождя и как она попадает на небо?
- У кого нет ответа? Что вы не можете сказать? (Мы не можем ответить на этот вопрос).
- Поднимите руку, кто может ответить на этот вопрос?-Что вы не можете сделать? (Мы не можем с уверенностью сказать, что ответим на вопрос правильно). - Молодцы, вы смогли определить свое затруднение правильно.
Анаграмма слова : круговорот.
– Круговорот воды происходит и в природе (вывешивает схему «Круговорот воды в природе»). Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей и т.д. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки – они образуют облака. Воздушные течения несут облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в осадок в виде дождя или снега. Судьба капель различна. Одни попадают в реки. Это явление называется круговорот воды в природе.
Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом, вода совершила круговорот.
— Количество воды изменилось? (Нет, так как происходит круговорот.)
- Прочитайте текст в учебнике на с. 57.
- Как образуются облака? (Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака.)
- Почему идет дождь? (Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя.)
- Изменяется ли количество воды в природе? (Не изменяется.)
Интерактив : порядок круговорота воды поставить.
Подводит краткий итог темы
Интерактивное задание 2:
Самостоятельная работа
Вставьте слова согласно логике происходящего явления
Солнечного, пара, поднимается, охлаждается, испаряется, облака, тучи, ветер, снег,
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Под влиянием ___________тепла вода постоянно ____________с поверхности суши в виде невидимого________. Особенно много воды _________________с поверхности морей и океанов. Высоко над землей пар _____________________и превращается в ________и_________. Облака постоянно движутся. Их гонит__________. Из облаков выпадает дождь или__________. Попадая в ручьи и реки, просачиваясь под землю, вода снова течет в моря и океаны. Так происходит ______________________________________________________________________.
Эталон для самостоятельной работы
Под влиянием солнечного тепла вода постоянно поднимается с поверхности суши в виде невидимого пара. Особенно много воды испаряется с поверхности морей и океанов. Высоко над землей пар охлаждается и превращается в облака и тучи. Облака постоянно движутся. Их гонит ветер. Из облаков выпадает дождь или снег. Попадая в ручьи и реки, просачиваясь под землю, вода снова течет в моря и океаны. Так происходит КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс "Вода и ее свойства"
УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. Урок составлен в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"...
Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).
Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)
Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...

Технологическая карта урока окружающего мира «Вода. Свойства воды» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления воде и её свойствах.Задачи урокаДидактические:1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды;2. Формировать пр...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему:"Вода как вещество. Свойства воды" 3 класс УМК: "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о воде как веществе и ее свойствах.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить об...

