Технологическая карта урока окружающего мира "Круговорот воды"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Фролова Ксения Алексеевна

Технологическая карта урока окружающего мира "Круговорот воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prevrashcheniya_i_krugovorot_vody.docx95.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Превращения и круговорот воды в природе»

Класс: 3

Цель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.

Задачи урока:

  1. Образовательные: закрепить ранее полученные знания о свойствах воды; сформировать понятие «круговорот воды в природе»; расширить и закрепить знания учащихся о трех состояниях воды.
  2. Развивающие: развивать умение определять последовательность элементов круговорота воды в природе;
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей страны.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф.ИН. Г. П.)

Дидактические средства, ИКТ-оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

(расписать конкретно что формируете)

Предметные

Метапредмет

ные

П-познавательные,

Р-регулятивные,

К –коммуникативные

Личностные

Оргмомент

Настроить учащихся на познавательную активность. Создать благоприятную психологическую атмосферу.

Словесный (беседа)

Приветствует детей, мотивирует их на активную деятельность. Проверка готовности к уроку. Мотивация на дальнейшую учебную деятельность при помощи стихотворения(приложение 1).

Приветствуют учителя, следуют его указаниям.

Фронтальная

-

Контроль учителя, самоконтроль

-

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

К: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: целеполагание,

планирование

Л: учебно познавательный интерес к учебному мат ериалу.

Актуализация знаний

Применить свои знания, которые уже усвоены.

Словесный(беседа, диалог).

Практический(работа с тетрадях)

Организует актуализацию знаний о прошлой теме на основе беседы.

Организует подведение к теме урока с помощью проблемного вопроса.

Повторяют действия за учителем, выполняют работу по определению темы и задач урока благодаря загадкам и проблемному вопросу.

Фронтальная

Презентация, учебник

Контроль учителя, взаимоконтроль(учитель-ученик).

Повторение и осознание того, что уже усвоено. Прогнозировать учебную ситуацию;обобщать полученную информацию.

П

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;

- анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Р

самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

К

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения.

Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

Открытие новых знаний

Изучить новый материал. Достигнуть цели урока.

Пракические

( работа с раздаточным материалом и интерактивной панелью).

Словесные(беседа, диалог).

1. Обьясняет новый материал используя материал учебника и презентацию.

2. Организует работу обучающихся в группах. Предалагает выполнение ряда дидактических заданий.

Работают с новым материалом представленным учителем. Организуют работу в группах. Определяют порядок элементов круговорота воды и заполняют пропуски в тексте. Аргументируют собственный выбор.

Организуют взаимопроверку.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебник, презентация, раздаточный материал.

Самоконтроль, взаимоконтроль(учитель-ученик, ученик-ученик).

П:формировать умение видеть орфограмму;

развивать орфографическую зоркость;

  использовать приобретенные умения при выполнении заданий.

Р: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы в группе;

развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,  

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Первичное закрепление

Закрепить полученные новые знания и узнать как дети усвоили тему.

Пракические

( работа с учебником).

Словесные(беседа, диалог).

Предлагает и организует  выполнение дидатических заданий из рабочей тетради № 1 и №2 на стр.**.

Работают совместно с учителем с материалом, представленным в учебнике и рабочей тетради. Участвуют диалоге.

Фронтальная, индивидуальная.

учебник

Контроль учителем, самоконтроль

Прогнозировать учебную ситуацию;обобщать полученную информацию;

Р:

 осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы.

П:   умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Динамическая пауза

Снять физическую и эмоциональную усталость у обучающихся.

-

Проведение динамической паузы(физкультминутки).

Выполняют движение совместно с учителем.

фронтальная

-

Самоконтроль

-

Повторять действия в заданном порядке.

Сохранять интерес к изучнию темы.

Итоговое закрепление

Выяснить, как обучающиеся усвоили связь между изученными компонентами темы.

Словесный (беседа)

Практический (выполняют практическую работу).

Организует самостоятельную работу учащихся с последующей взаимопроверкой на раздаточном материале.

Работают по заданиям, делают записи в тетради, рассуждают, развивают логическое мышление.

Индивидуальная, фронтальная.

Раздаточный материал, учебник.

Самоконтроль, взаимоконтроль(ученик-ученик)

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; делать простейшие выводы о свойствах воды и её роди в окружающем мире.

Регулятивные:

предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные:  делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание.

Готовность к решению моральных проблем, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.

Домашнее задание

Дать понятный инструктаж

Словесный (беседа, диалог).

Комментирует творческое задание, представленное для домашнего задания.

Слушают рекомендации учителя. Задают вопросы про выполнение.

Фронтальная

-

Контроль учителя

-

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме,

Личностное самоопределение

Итог урока

Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке

Словесный (беседа)

С помощью эвристической беседы совместно с детьми подводит итоги урока.

Отвечают на вопросы и подводят итог урока.

-

Фронтальная

Контроль учителя.

Выделяют основныеэтапы круговорота воды; делать простейшие выводы о роли воды в жизни человека.

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме,

Личностное самоопределение

Рефлексия

Учить адекватно оценивать свою учебную деятельность.

Практический (работа с карточками)

Предлагает оценить работу на уроке с помощью приема «Смайлы».

Показывают с помощью карточек результат восприятия полученной информации.

Раздаточный материал.

Индивидуальная

самоконтроль

-

Регулятивные:

определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностное самоопределение

Приложение 1:

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

Приложение 2:

Актуализацию провести по вопросам учебника на предыдущей теме и все(вода и её свойства).

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Мы ее не замечаем, мы привыкли что вода - наша спутница всегда!

Ребята, вы догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Молодцы!)

Сегодня мы продолжим разговор о воде вместе с героем «КАПИТОШКОЙ» вместе с ним мы узнаем много интересного о воде.

 - Давайте попробуем выяснить: что вы уже знаете о воде. Исследуя воду на предыдущих уроках, мы узнали много её свойств. Вспомним их.

-Какие свойства имеют воздух и вода?

Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами( в парах).

  1. Без цвета;

  1. не имеет запаха;

  1. расширяется при нагревании;

  1. сжимается при охлаждении;

  1. растворитель;

  1. плохо проводит тепло;

  1. прозрачность;

  1. текучесть.

- Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете? (Ответы учеников.)-а ответ узнаете в процессе урока.

Вода говорит о себе так: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан. Я летаю и бегу и стеклянной быть могу».

Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода.)

– В каком состоянии бывает вода в природе? (Твёрдом, жидком, газообразном.)

Как Вы думаете о чем будем говорить и т.п.

– Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. И в конце урока попробуем доказать, что вода действительно – путешественница.

– Помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях загадки:

• На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град.)

• Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)

• Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман.)

• Бел как мел, с неба прилетел. (Снег.)

• Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём, – ищем, ищем – не найдем. (Роса.)

Он не снег, но тоже белый,

А в тени немного синий.

Что же это, в чем тут дело!?

На траве белеет ... (Иней) (Отгадки на магнитной доске)

– От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры.)

Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.Вода замерзае при 0 градусов.

- Что объединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки.)

- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 55.  (При температуре 0°С.)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар.)

Мы протерли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.

В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что наша планета находится в постоянном движении. Как движется земля?

Подводка ко второй теме:

- Как вы думаете, движется ли вода?( движется, не движется)

Куда же исчезает вода после дождя и как она попадает на небо?

- У кого нет ответа? Что вы не можете сказать? (Мы не можем ответить на этот вопрос).

- Поднимите руку, кто может ответить на этот вопрос?-Что вы не можете сделать? (Мы не можем с уверенностью сказать, что ответим на вопрос правильно). - Молодцы, вы смогли определить свое затруднение правильно.

Анаграмма слова : круговорот.

– Круговорот воды происходит и в природе (вывешивает схему «Круговорот воды в природе»). Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей и т.д. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки – они образуют облака. Воздушные течения несут облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в осадок в виде дождя или снега. Судьба капель различна. Одни попадают в реки. Это явление называется круговорот воды в природе.

Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом, вода совершила круговорот.

— Количество воды изменилось? (Нет, так как происходит круговорот.)

- Прочитайте текст в учебнике на с. 57.

- Как образуются облака? (Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака.)

- Почему идет дождь? (Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя.)

- Изменяется ли количество воды в природе? (Не изменяется.)

Интерактив : порядок круговорота воды поставить.

https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fturkau.com%2Fen%2Fwp-content%2Fuploads%2F2023%2F03%2FEasy-Water-Cycle-Coloring-Page.jpg&lr=193&pos=12&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=рабочая%20тетрадь%203%20класс%20задания%20на%20тему%20круговорот%20воды%20в%20природе

Подводит краткий итог темы

Интерактивное задание 2:

Самостоятельная работа

Вставьте слова согласно логике происходящего явления

Солнечного, пара, поднимается, охлаждается, испаряется, облака, тучи, ветер, снег,

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

       Под влиянием ___________тепла вода постоянно ____________с поверхности суши в виде невидимого________. Особенно много воды _________________с поверхности морей и океанов. Высоко над землей пар _____________________и превращается в ________и_________. Облака постоянно движутся. Их гонит__________. Из облаков выпадает дождь или__________. Попадая в ручьи и реки, просачиваясь под землю, вода снова течет в моря и океаны. Так происходит  ______________________________________________________________________.

Эталон для самостоятельной работы

Под влиянием солнечного тепла вода постоянно поднимается с поверхности суши в виде невидимого пара. Особенно много воды испаряется с поверхности морей и океанов. Высоко над землей пар охлаждается и превращается в облака и тучи. Облака постоянно движутся. Их гонит ветер. Из облаков выпадает дождь или снег. Попадая в ручьи и реки, просачиваясь под землю, вода снова течет в моря и океаны. Так происходит  КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс "Вода и ее свойства"

УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Вода и ее свойства"...

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).

Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)

Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...

Технологическая карта урока окружающего мира «Вода. Свойства воды» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления воде и её свойствах.Задачи урокаДидактические:1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды;2. Формировать пр...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему:"Вода как вещество. Свойства воды" 3 класс УМК: "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о воде как веществе и ее свойствах.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить об...