Лэпбук как средство формирования УУД на уроках окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Наглядный, логически выстроенный комплект материалов для эффективного изучения темы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Лэпбук как средство формирования УУД на уроках окружающего мира.
Многие учителя, составляя план своего урока хотят, чтобы дети хорошо усвоили изученный материал, чтобы могли применять эти знания в жизни, чтобы ученик захотел самостоятельно расширить горизонты знаний, полученных на уроке. Возникает вопрос: как этого добиться? Как заинтересовать ученика?
На помощь учителям приходят разнообразные формы и методы работы на уроке. И один из таких методов – это создание лэпбука.
Но сначала нужно разобраться, что такое Лэпбук?
Это слово пришло к нам из англоговорящих стран. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) переводится как "книжках на коленях" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная, картонная книжка с дидактическим материалом, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Это такая яркая, интересная книга, которую педагог или ученик собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Подводим итог: лэпбук - это финальный этап проектной деятельности, который можно успешно использовать на уроках окружающего мира, отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу.
В современном мире школьники не уделяют должного внимания самообразованию. У детей слабо развита необходимость в самостоятельном познании окружающего его мира. Делая акцент на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться высоких положительных результатов в любом виде деятельности.
Метод лэпбука отвечает основным требованиям ФГОС, так как значительно изменил подход к организации учебного процесса в школе. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит задачу подготовить абсолютно новое поколение: активное, любознательное, самостоятельное, готовое преодолеть трудности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое ориентировано на развитие творческих способностей, формирование у школьников энтузиазма к созидательной деятельности.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС: информативен, способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания; пригоден к использованию одновременно группой ребят, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства, вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части), его структура и содержание доступны возрасту, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Цель моей работы: продемонстрировать возможности использования метода ЛЭПБУК как средства формирования УУД.
За время моей работы в школе я познакомилась со многими методами, но самым интересным для меня в использовании на уроках окружающего мира оказался такой метод, как лэпбук. Этот метод для меня был новым и чрезвычайно увлекательным, так я сама очень творческий человек. В своей практике я начала использовать данную методику и сразу увидела результаты. На уроках дети активно работают группами и проявляют свою креативность и творчество, что очень их затягивает в сам процесс познания темы. Они сами хотят найти что-то новое, интересное, сами составляют задания, придумывают план своего лэпбука. На его создание может уйти как один урок, так и несколько.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- Целеполагание (выбор темы)
- Разработка лэпбука (составление плана)
- Выполнение (практическая часть)
- Продукт проекта (красочная тематическая папка).
Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.
Работая с данным пособием, я пришла к выводу, что данная технология обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. Например, когда в 1 классе по окружающему миру мы проходили тему урока «Когда мы станем взрослыми», дети пользовались знаниями о профессиях, которые они получили в детском саду, вспоминали загадки, атрибуты профессий, но самым интересным был итог урока, где каждый ученик «увидел» себя взрослым в своей профессии. Я заранее провела классный час на тему: «Кем я стану, когда вырасту», где каждый ученик мог рассказать о том, где он хочет учиться после лицея и кем, в дальнейшем, он хочет работать. Было очень интересно наблюдать за реакцией детей.
Делая вывод, хочется сказать о том, что лучше, если на создание лэпбука будет уходить несколько уроков, так как дети будут работать поэтапно, собирая все нужные и интересные материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках окружающего мира
В статье перечислены метапредметные универсальные учебные действия формируемые на уроках окружающего мира в 1х, 2х, 3-4х классах по программе "Школа 2100" в соответствии с ФГОС....

Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна
Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативн...
Формирование УУД на уроках окружающего мира с помощью современных цифровых инструментов и коммуникационных сред.
Презентация содержит рекомендательные материалы по формированию ИКТ-компетентности младших школьников на уроках окружающего мира....

«Реализация исследовательского подхода к обучению средствами проектной деятельности на уроке окружающего мира».
исследовательская деятельность на уроке окружающего мира....

Городской семинар "Формирование УУД на уроках окружающего мира"
Технологии формирования универсальных учебных действий....

Мастер-класс "Средства формирования УУД на уроках окружающего мира"
Ведение информационной карты урока...
