Формирование УУД на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

Харитонова Надежда Гурьевна

В статье перечислены метапредметные универсальные учебные действия формируемые на уроках окружающего мира в 1х, 2х, 3-4х классах по программе "Школа 2100" в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

    Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает.

  На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

   Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС НШ являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия.

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»

(УМК «Школа 2100»)

1-й класс

Личностные УУД.

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.

2-й класс

Личностные УУД.

  1. Оценивать в предложенных ситуациях конкретные поступки, как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  1. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  1. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  1. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  1. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  2. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  1. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.
  1. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

3-4-й класс

Личностные УУД.

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  1. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  1. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  2. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  1. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  1. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна

Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативн...

Формирование УУД на уроках окружающего мира с помощью современных цифровых инструментов и коммуникационных сред.

Презентация содержит рекомендательные материалы по формированию ИКТ-компетентности  младших школьников на уроках окружающего мира....

Формирование УУД на уроках окружающего мира

Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их д...

Городской семинар "Формирование УУД на уроках окружающего мира"

Технологии формирования универсальных учебных действий....

Формирование УУД на уроках окружающего мира

Результаты работы, эффективность применения...

Формирование УУД на уроках окружающего мира

Презентация по формированию УУД на уроках окружающего мира...