Мастер-класс "Средства формирования УУД на уроках окружающего мира"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Болотова Оксана Дмитриевна

Ведение информационной карты урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_kopiya.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Средства формирования УУД

на уроках окружающего мира

в 1 классе

(мастер-класс)

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №9»

Болотова О.Д.

1. Вступительное слово

Добрый день уважаемые коллеги, 10 лет я работаю по УМК системы Л.В.Занкова, 6-ой год по ФГОС НОО. Считаю, что Л.В. Занков был весьма дальновидным человеком и много лет назад создал систему, которая полностью соответствует новому стандарту. Поскольку, задания в учебниках и печатных тетрадях способствуют формированию УУД, развитию различных компетентностей у обучающихся, а также помогают учителю реализовывать системно-деятельностный подход на уроке.

         Цель моего сегодняшнего мастер-класса: познакомить вас с одним из любимых мною приёмов работы – это ведение учащимися информационной карты урока.

2. Практическая часть

Предлагаю вам стать участниками фрагмента урока окружающего мира во 2 классе по теме «Становление человека». (СЛАЙД – окружающий мир, учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова 1 класс, тема:  «Становление человека»). Сегодня Вы присутствовали на открытом уроке у Ларисы Геннадьевны по теме: «Растительноядные и хищные животные», это был предшествующий урок.

После формулировки учащимися темы и цели урока, на этапе мотивации к учебной деятельности предлагаю первое задание в информационной карте. Заполните, пожалуйста, схему, пользуясь информацией из учебника с.12-13. Приклейте карточки с изображениями животных в нужные места. Подумайте, куда нужно поместить древнего человека. Приклейте изображение. Здесь может возникнуть коллизия, т.к. на предыдущем уроке дети получили информацию, что древний человек был растительноядным. Есть дети, которые уже обратят внимание на иллюстрацию на с.15 и вступят в полемику, что человек стал употреблять в пищу мясо животных (как это и произошло на моём уроке).

Каждое задание в информационной карте оценивается определённым количеством баллов.

         На этапе усвоения новых знаний для более плодотворной работы предлагаю поработать в группах. Итак, вы ученики 1 класса. Возьмите задания и не забывайте, что залог успеха зависит от умения сотрудничать. Если у вас возникнут вопросы, я готова помочь.

1 группа – Перечитайте информацию на с.14 в учебнике. На карте климатических поясов раскрасьте зелёным цветом пояс, где появились первые люди. Объясните, почему древнему человеку здесь было комфортно. Выберите нужные картинки и приклейте их на карту.

2 группа – Рассмотрите изображения древнего и современного человека, попробуйте объяснить отличия во внешности.

3 группа – Перечитайте информацию на с.15 учебника, расскажите классу, чем занимался древний человек. Почему он смог жить и в холодном умеренном поясе?

4 группа – На с.17 рассмотрите орудия труда древних людей, расскажите классу, из каких природных материалов они изготовлены и для чего предназначались.

Время работы истекло. Во время выступления групп всем необходимо внимательно слушать, т.к. нам предстоит заполнять информационные карты. В конце урока каждый из вас сможет оценить себя.

План выступлений соответствует номеру группы. Прошу выйти к доске представителя первой группы

…………….

Наш урок подошёл к концу, прошу вас высказаться, какая информация для вас была наиболее полезной и интересной. Как вы думаете, удалось ли нам достичь цели урока: все ли имели возможность продемонстрировать свои знания? Подсчитаем баллы.

- Если есть желающие высказаться, пожалуйста.

3. Комментарии

Этот приём (использование информационной карты), считаю, особенно эффективным для развития у учащихся УУД. В ходе урока ученики заполняют информационные карты в процессе деятельности, а затем в конце урока переводят заработанные баллы в отметку со 2-го класса. Благодаря этому приёму, возрастает и мотивация к учению, и вопросы, «почему мне 3» и т.д. отпадают. Процесс учения становится осознанным. Дети могут придти домой и с лёгкостью рассказать, что они делали сегодня на уроке.

4. Вопросы зрителей

5. Подведение итогов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира

Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....

Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5  на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...