Формирование УУД на уроках окружающего мира
статья на тему

Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия для развития личности и её самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

СЛАЙД 1 

Добрый день, уважаемые, коллеги!

СЛАЙД 2 

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования курс «Окружающий мир» с одной стороны рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы, с другой стороны – как предмет, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений – компонентов единого мира. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия; эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; воспитывает духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального общего образования ответственность существенно возрастает.

СЛАЙД 3  

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия для развития личности и её самореализации.

Я хочу поделиться опытом своей работы по формированию УУД на разных этапах  урока по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России». На примере некоторых тем из данного курса  я покажу, как формирую УУД.

СЛАЙД 4

На организационном моменте формирую личностные и коммуникативные УУД посредством использования различных четверостиший, заочного и очного путешествий, загадок и  высказываний для эмоциональной, психологической и мотивационной подготовки обучающихся к усвоению изучаемого материала: Улыбнитесь друг другу, соприкоснитесь ладошками, поделитесь каждый своим теплом.  Сегодня мы – команда. Нам предстоит хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

СЛАЙД 5 

На этапе актуализации знаний в качестве примера можно рассмотреть тему в 3 классе: «Человек». При формировании: коммуникативных УУД: ребята, рассмотрев картинки,  определяют на какие царства можно поделить объекты, т.е.  вступают в речевое общение, участвуют  в диалоге; регулятивных УУД: дети эти объекты распределяют по группам, находят лишний объект. Исходя из этого они формулируют тему урока.

СЛАЙД 6

На уроке по теме «Как путешествует письмо?» в 1 классе формирую познавательные УУД, посредством показа видеоролика, где дети сами осуществляют поиск необходимой информации. 

Это один из приемов, которые я использую для повышения интереса к изучаемому предмету.

СЛАЙД 7

На этапе изучения нового материала по теме: «Что такое почва?» в 3 классе формирую познавательные УУД: ребята осуществляют поиск нужной информации в учебнике на с.64, анализируют рисунок, выделяют главное. В то же время формирую личностные УУД: дети проявляют интерес к новому учебному материалу. По уточнению и конкретизации первичных знаний проводится беседа:  - Подумайте, что такое почва? Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве? Обучающиеся высказывают свое мнение, принимают позицию своих одноклассников, допускают существование различных точек зрения, т.е. тем самым формируются коммуникативные УУД.

СЛАЙД 8 

Выполняя физкультминутку, у учеников формируются регулятивные УУД. Дети осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. На уроках использую разные  физкультминутки, в зависимости от темы урока. Вашему вниманию представляю фрагмент урока данного этапа. ВИДЕО 1

СЛАЙД 9 

На этапе первичного осмысления и закрепления по теме «Солнце, растения и мы с вами» в 3 классе ребята, работая в группе, распределяют растения по видам. Выполняя  это задание они учатся слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Таким образом формирую у детей коммуникативные УУД.

СЛАЙД 10

 На уроке по теме «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» в 1 классе, подводя итог урока, формирую личностные УУД, ребята понимают значение знаний для человека и принимают его, регулятивные УУД, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Предлагаю посмотреть фрагмент урока данного этапа. ВИДЕО 2

Таким образом, формируя универсальные учебные действия   на уроках окружающего мира, мы даём детям возможность вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.  А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных  условиях.

СЛАЙД 11 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках окружающего мира

В статье перечислены метапредметные универсальные учебные действия формируемые на уроках окружающего мира в 1х, 2х, 3-4х классах по программе "Школа 2100" в соответствии с ФГОС....

Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна

Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативн...

Формирование УУД на уроках окружающего мира с помощью современных цифровых инструментов и коммуникационных сред.

Презентация содержит рекомендательные материалы по формированию ИКТ-компетентности  младших школьников на уроках окружающего мира....

Городской семинар "Формирование УУД на уроках окружающего мира"

Технологии формирования универсальных учебных действий....

Формирование УУД на уроках окружающего мира

Результаты работы, эффективность применения...

Формирование УУД на уроках окружающего мира

Презентация по формированию УУД на уроках окружающего мира...