Разработка урока по окружающему миру 3кл
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конодакова Елена Александровна

Цель: дать представления о понятиях «туман» и «облака».

Задачи:

Образовательные: сформировать понятия «облака», «туман», «осадки»;

Развивающие: расширить и закрепить знания обучающихся о превращениях воды в природе;

Воспитательные: учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_okr.miru_3kl.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

3 класс

Тема: «Туман и облака»

Тип: урок формирования новых знаний.

Цель: дать представления о понятиях «туман» и «облака».

Задачи:

Образовательные: сформировать понятия «облака», «туман», «осадки»;

Развивающие: расширить и закрепить знания обучающихся о превращениях воды в природе;

Воспитательные: учить детей бережно относиться к воде и экономить ее.

Планируемые результаты:

Личностные УУД.  Умение:

-ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

-аргументировано отстаивать свою точку зрения;

-оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;

-осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;

-самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой.

Познавательные УУД: Умение:

-ориентироваться в тексте;

-отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»;

-передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью;

-работать с информацией;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;

-собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;

-называть свойства воды;

-решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: Умение:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно;

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

-аргументировано находить и объяснять свои ошибки;

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся;

Коммуникативные УУД: Умение:

-слушать, не перебивая;

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами;

-корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  • применение знаний,
  • подведение итогов урока на рефлексивной основе.

ХОД УРОКА:

1 этапПодготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

  • - Мотивировать детей на учебную деятельность.
  • - Вспомнить необходимую информацию о воде.
  • - Уметь формулировать учебную задачу.
  • - Мотивировать детей на принятие учебной задачи.
  • - Воспитывать культуру слушания.

Мотивирование учебной деятельности.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. А теперь подарите свою улыбку и мне. Я тоже подарю вам свою улыбку.

- Вы все у меня умные,  дружные, внимательные, старательные. Все у нас получится!

- Покажите свое настроение (смайлики).

- Проверьте готовность к уроку (организация рабочих мест).

- На столах у вас лежат фигурки облаков. Подойдите к тем столикам, где стоят ваши фигурки. В течение урока вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- Готовы к работе?

Проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой.

Дети приветствуют друг друга улыбкой.

Обучающиеся называют правила.

1. Работать сообща.

2. Уметь выслушать друг друга.

3. Слушать других, не перебивая, внимательно.

4. Уметь распределить обязанности между собой, четко знать долю работы каждого.

5. Уметь договариваться, помогать друг другу.

- Готовы.

Личностные УУД:

- осознать свои возможности в учении;

- адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Актуализация опорных знаний.

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

- Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки? (Слайд №1)

- В каком состоянии может находиться вода в атмосфере?

- Определите, какое состояние воды изображено на иллюстрациях.

(У каждой группы иллюстрации, демонстрирующие состояние воды в атмосфере).

- Откуда взялась вода в атмосфере?

- Расскажите, что иллюстрирует этот рисунок. (Слайд №2)

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

- Антуан де Сент-Экзюпери, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, отметил в своих строках, что вода – главное вещество в природе.

- Вода в атмосфере может находиться в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

Рассказы групп.

- Вода образуется в результате испарения с поверхности земли и конденсируется в воздухе в виде водяного пара.

- Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Пар поднимается вверх и, достигнув более холодных слоев атмосферы, конденсируется в облака. Ветер несет их по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода выпадает обратно на землю.

Познавательные УУД:

- извлекают необходимую информацию с помощью иллюстраций и одноклассников, собственного опыта.

Коммуникативные УУД:

- обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной речи.

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

На доске вывешены картинки с изображением «тумана» и «облака».

- С помощью рисунков назовите явления природы. Что у них общего?

- А какие ещё  явления природы вы знаете, связанные с превращениями воды?

- Можете ли вы сказать, что такое облака, туман? Как вы думаете, какова тема урока?

- Поделитесь, над чем будем работать на уроке, какую цель поставим?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Эти превращения связаны с образованием облаков, тумана, выпадением дождя, града, снега.

Ответы детей.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о тумане и облаках. Тема урока - «Туман и облака».

- Мы должны узнать, что такое туман и облака.

Регулятивные УУД: - определение темы и цели занятия, контроль действий.

2 этапПодготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  • - Уметь применять информацию об облаках и тумане в стандартных и нестандартных учебных ситуациях.
  • - Развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать, контролировать, оценивать).
  • - Воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

Открытие нового знания. Изучение новой темы.

- Итак, сегодня мы будем исследователями и попытаемся открыть тайны этих явлений. Сейчас вы будете исследовать явление, а какое – вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Седой дедушка у ворот

Все глаза нам заволок. Что это? (Слайд №3)

-Молодцы, выясните в группах с помощью текста, что такое туман.

- Что вам удалось выяснить из текста?

- А как вы думаете, туман – «друг» или «недруг» человека?I иIII группы докажут, что туман – «друг», а IIиIV группы – что «недруг».(Слайд №4)

- Ребята, вы молодцы!

- Переходим к следующему явлению природы. А какому, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе  (Слайд №5)

- Молодцы! Изучите в группах с помощью текста, что такое облака.

- Что вам удалось узнать с помощью текста?

- Ребята, мы с вами узнали, что такое туман, что такое облака. У них есть что-то общее, а чем-то они отличаются. Давайте попробуем выяснить, чем похожи и чем различаются туман и облака (Слайд №6)

- Одинаковой ли формы бывают облака? Изучите группой, какой формы бывают облака.

Объясняет детям задания, задает вопросы на понимание, фиксирует время работы.

(Слайд №7)

- Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием!

Слушают учителя. Отгадывают загадку.

- Это туман.

Работают с текстом.

- Туман - это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.

Работают в группах.

- Туман – «друг»: спасает растения в садах и на полях от заморозков; увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья.

- Туман – «недруг»: в тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути; пешеходам нужно осторожно переходить дорогу; водителям – быть внимательнее на дороге.

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

- Это облака.

Работают с текстом.

- Облака – это тот же туман, только находится он высоко над земной поверхностью. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды, если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

Работа в паре, учащиеся заполняют таблицу.

- Туман и облака состоят из мельчайших капелек воды. А отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоёмов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Облака могут состоять не только из капелек воды, но и кристалликов льда, снежинок.

Ответы детей.

Ребята делятся на четыре группы.

1 группа: изучает материал о перистых облаках.

2 группа: изучает материал о кучевых облаках.

3 группа: изучает материал о дождевых облаках.

4 группа: изучает материал о слоистых облаках.

Идет работа в группах.

Представление работы групп, обсуждение результатов.

Перистые: высоко в небе; похожи на перья птиц; не закрывают Солнце; образуются на высоте 10-12 км; состоят из кристалликов льда.

Кучевые: похожи на клочки ваты; образуются на высоте 1-7 км; состоят из мельчайших капелек воды; постоянно меняют форму.

Слоистые: серые, низкие; образуются при встрече тёплого воздуха с холодным на высоте 1-2 км; вестники обильных дождей и снегопадов.

Дождевые: образуются на высоте 3-4 км от земли; вестники ливневых дождей, града, грозы.

Познавательные УУД: 

работа с информацией, ориентирование в учебнике и в своей системе знаний, умение сравнивать, обрабатывать и делать выводы; решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания, отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в группах, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку.

Регулятивные УУД: выдвигать свои гипотезы; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Физкультминутка. (Слайд №8)

Беленькое облако

Поднялось над крышей

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Ветер это облако зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу.

Звучит музыкальный клип на песню «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, слова Козлова)

Выполняют упражнения:

Округленные руки перед собой.

Поднять руки над головой.

Потянуться руками вверх; плавные  покачивания руками над головой из стороны в сторону.

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

Обучающиеся выполняют различные движения под песню.

Личностные УУД: 

- осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.

Закрепление изученного материала.

- Как вы думаете, почему у разных видов облаков своя форма? Отчего зависит форма облаков?

- Как вы считаете, может ли облако упасть на землю?

- Многие думают, что облако не может упасть на землю, это совсем не так. Облака падают на землю, и можно неожиданно оказаться в густом тумане, который и есть не что иное, как упавшее на землю облако.

Ребята, наблюдение за облаками очень важно для предсказания погоды. Если научиться читать «язык» облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру, но и через неделю.

Багровые зори – к дождю.

Золотая заря – к хорошей погоде.

Если кучевые облака к вечеру исчезают – к хорошей погоде.

Небо в барашках дождь приносит.

Если на небе появляются перистые облака, которые быстро надвигаются с запада, знайте – надо ожидать изменения погоды.

Перистые облака предвещают ненастье от двух дней и более.

Когда днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает грозу.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Форма облаков зависит от ветра.

Дети отвечают по цепочке, используя начало предложения:

«Нет, это невозможно».

«Да, потому что…»

Слушают рассказ учителя о приметах, связанных с облаками, туманом и осадками.

Рассказывают о приметах, связанных с этими природными явлениями, которые знают.

Познавательные УУД:

- правильно и четко отвечать на поставленный вопрос;

-  строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

- слушать, не перебивая; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

- осуществляют пошаговый контроль своих действий.

3 этап. Итог на рефлексивной основе.

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

- Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

- Рефлексия способов деятельности учащихся.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

- Какую ставили учебную задачу? Удалось её решить?

- Каким способом?

(Слайд №9)

- Давайте оценим качество своего успеха.

Игра «Сели – встали – встали выше»

Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться сидеть на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что, чем лучше, тем выше ты должен находиться.

- Как вы могли бы оценить свою работу? Какое у вас настроение сейчас? Покажите, насколько вы устали.

- Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке» и скажите друг другу «спасибо», «молодец» (Слайд №10)

Отвечают на вопросы учителя, выражают и поясняют своё мнение.

- Узнали, что такое туман и облака.

-

- Работой в группе, с помощью учителя, ранее изученного, дружной работой.

Учащиеся подводят итоги работы, оценивают свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные:

понимают значение знаний и умений для человека и принимают его.

Регулятивные:

Оценивают свою работу и анализируют свое эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной )  деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Домашнее задание: По желанию подготовить сообщение о явлениях природы.

- Спасибо за урок, все молодцы!

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...