Формирующее оценивание на уроках окружающего мира в начальной школе
материал по окружающему миру
Формирующее оценивание на уроках окружающего мира в начальной школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание на уроках окружающего мира в начальной школе.
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и адекватно оценивать свои достижения.
Для того чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС НОО, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал.
Успешность решения данных задач зависит от того, как устроена система оценки:
- насколько она поддерживает и стимулирует учащихся;
- насколько точную обратную связь она обеспечивает;
- насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность;
- насколько она информативна для управления системой образования.
Одним из способов решения проблемы оценивания предметных результатов на уроках окружающего мира формирующее оценивание.
Объект исследования - организация формирующего оценивания на уроках окружающего мира в начальной школе.
Предмет исследования - способы организации формирующего оценивания предметных результатов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель - подобрать приемы формирующего оценивания для оценки предметных результатов на уроках окружающего мира, составить рекомендации для учителей начальной школы по их использованию на уроках окружающего мира.
Задачи:
- Изучить специфику организации формирующего оценивания в начальной школе.
- Дать характеристику приемам формирующего оценивания предметных результатов.
- Спроектировать уроки окружающего мира с использованием приемовформирующего оценивания предметных результатов.
- Проанализировать результаты практической работы проведения уроков окружающего мира с использованием приемов формирующего оценивания.
Специфика организации формирующего оценивания в начальной школе
Одна из актуальных проблем начального образования заключается, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать в начальной школе формированию контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной самостоятельности школьников, то есть основы умения учиться, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.
Совершенствование системы оценивания начального общего образования направлено на решение ряда задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.
Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями, содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося. Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося.
Предметные результаты можно оценить с помощью приемов формирующего оценивания.
Оценка предметных результатов предполагает оценку планируемых результатов по предмету окружающий мир. В системе предметных знаний можно выделить опорные знания и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курса. Важная составляющая предметных результатов – действия с предметным содержанием.
Основу оценки предметных результатов составляет уровневый подход. Выделяют следующие уровни усвоения знаний:
- воспроизведение и запоминание.
- применение знаний знакомой ситуации по образцу.
- применение знаний в незнакомой ситуации, то есть творчески .
Для осуществления оценивания предметных результатов на уроках окружающего мира необходимо не только разбираться в их особенностях и разрабатывать новые подходы, к измерению уровня их развития и сформированности, но и ориентироваться в измерительных инструментах.
Инструментарий - это совокупность средств, применяемых для оценки достижений планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.
Кодификаторы – документ, составленный на основе операционализированного перечня планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). В нем приводится полный перечень элементов, которые могут контролироваться.
Одним из способов контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира является формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Цель данного оценивания - улучшить качество учения, а не обеспечить основание для выставления отметок. Оно должно быть «дорожной картой», которая помогает продвигаться в направлении поставленных целей.
Специфика формирующего оценивания на урока окружающего мира заключается в том, что обучающийся видит свой учебный прогресс, чувствует ответственность за свою учебную работу, стремиться выполнять ее качественно, понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием, формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они, может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы, готов к учебе, а затем на протяжении всей жизни. Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний, он обучает обучающихся в точно заданном диапазоне учебных результатов.
Характеристика приемов формирующего оценивания на уроках окружающего мира в начальной школе
Цель оценивания - получить информацию для того, чтобы наилучшим образом наметить пути совершенствования учебной деятельности школьника, способствовать его активному включению в процесс обучения, эффективному осуществлению им учебной деятельности. Проведя анализ технологии формирующего оценивания предметных результатов, мы выделили следующие определения:
Контрольно-оценочный компонент - это контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, а также оценка того, как выполнена учебная задача, как ученик освоил общий способ действия, чем он уже овладел и что ему еще не удалось достичь.
Контроль - изучение, наблюдение с целью проверки уровня достижения определенных параметров (установление соответствия результатов существующим нормам).
Оценка – мнение, суждение, высказанное по результатам контроля( качественная характеристика, суждение о качестве и объекта или процесса).
Структура умений оценочной деятельности учителя представляет взаимосвязь знаниевого и деятельностного компонентов трех видов умений:
- умения планировать оценочную деятельность.
- умения оценивать .
- умения формулировать оценку .
Формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, и так же сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися, и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении.
Проведя анализ публикаций о технологии формирующего оценивания. Мы выявили следующие положения формирующего оценивания:
Центрировано на ученике
Направляется учителем
Разносторонне результативно
Формирует учебный процесс
Определенно контекстом
Непрерывно
Опирается на качественное преподавание
Существуют следующие инструменты (приёмы) формирующего оценивания:
«Карта понятий»
- представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному.
«Шкала самооценки, лист самооценки»
Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научиться эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».
«Составление тестов»
- ученики пишут по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлексировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.
«Мини-обзор»
В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.
«Недельный отчет»
Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
- чему я научился за эту неделю?
- какие вопросы остались для меня неясными?
- какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
«Опросник»
Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.
«Индекс карточки» (карточка с заданиями на обеих сторонах)
Учащиеся получают карточки:
Первая сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их.
Вторая сторона. Определите какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе ) и сформулируйте вопросы.
«Вопросы для тестов»
Учащиеся составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем.
«Две звезды и желание»
Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме.
«Поиск ошибки»
Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких- либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие ( несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.
«Если бы я был учителем»
Учащимся предлагается, поставив себя на место учителя, объяснить классу тему, ход выполнения задания, теорему и т. д. данный вид оценивания осуществляется в устной форме.
«Перевод информации»
Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.
Проведя анализ приемов формирующего оценивания на уроках в начальной школе, мы выявили следующие приемы, которые возможно использовать на уроках окружающего мира в начальной школе, для оценивания предметных результатов в классе, начинающем осваивать технологию критериального формирующего оценивания: «Шкалы с критериями (высокий, средний, низкий)»; «Взаимопроверка предметных результатов»; «Светофорик»; «Одноминутное эссе»; «Оценочные листы». Данные приемы просты в объяснении и для понимания младшими школьниками.
Оценивание на уроках окружающего мира зависит от пяти ключевых условий:
- обеспечения эффективной обратной связи от учителя к ученику;
- активного включения учеников в процесс собственного учения;
- учета в преподавани и результатов, полученных при оценивании;
- осознания того, насколько сильно от оценивания зависят мотивация и самооценка учеников, которые существенным образом влияют на обучение;
- способности учеников оценивать свои результаты.
С помощью выше перечисленных приемов формирующего оценивания у учащихся можно определить уровень сформированности предметных результатов на уроках окружающего мира:
- воспроизведение и запоминание (связанное с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности);
- применение знаний знакомой ситуации по образцу (выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщающего алгоритма, схемы);
- применение знаний в незнакомой ситуации, то есть творчески (предполагается применение в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи, методологические знания).
Литература
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
- Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе] / Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2010.- Сер. Стандарты второго поколения
- Ковалева, Г.С. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования / Г. С. Ковалева. – М.: Сфера,2001. – 98 с.
- Крылова, О. Н. Технология формирующего оценивания в современной школе / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. – СПб.: Каро, 2015.-124 с.
- Плешаков, А. А. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 класса / Москва «Просвещение», 2011. – 78 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.
В данной презентации рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.
Развитие общих исследовательских умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...
"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"
В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе с использованием ИКТ....

Урок окружающего мира УМК «Начальная школа 21 век» 1 класс Тема: «Где ты живешь?»
Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь - ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них....
«Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе»
Выступление на семинаре для учителей начальной школы...
Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе
Конспект урока окружающего мира во 2 классе....

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова
Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В....
