МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока по окружающему миру Тема: « Родословная».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ахметзянова Инзиля Мухтаровна

Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру по теме "Родослованая" , для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_rodoslovnaya_ahmetzyanova.docx23.6 КБ
Office presentation icon rodoslovnaya_k_uroku_om.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 Конспект урока по окружающему миру  

Тема: « Родословная».

(2 класс)

 Разработала:

Ахметзянова Инзиля Мухтаровна

Учитель начальных классов

Азнакаево 2025

Тема: « Родословная».

(2 класс)

Проблема:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое родословная?

Цель: исследовать родословную своей семьи. Вызвать интерес к прошлому своей семьи.

Задачи:

1.        Раскрыть значение понятий «родословное древо», «предки»

2.        Формировать убеждение о важности семьи, о роли семьи в жизни человека.

3.        Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату,  умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и решать учебные задачи.

4.        Развивать речь, мышление.

5.        Воспитывать любовь и уважение к родным и близким.

Оборудование: презентация, листы для рефлексии, карточки.

Ход  урока:

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное  узнать.

2.Актуализация знаний .Самоопределение к деятельности.

Запись на доске. (2.слайд )

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

                             

3.Создание проблемной ситуации.

(3 слайд)

а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и     прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь на дворе красавица-зима. Совсем скоро она махнет своим рукавом и уступит своё место весне. Вьюги и метели уйдут. А пока одевает зима деревья в пушистые снеговые шубы, и спит природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

- А теперь внимание, задание:

-Какие здесь слова можно собрать в одну отдельную группу?

- Как называются эти слова?(4 слайд) Объяснение лексического значения этих слов. (Зима, зимушка, зимовать, зимний) Обратить внимание на состав слова .

- Как мы называем иначе однокоренные слова? (Родственные)

б) – В русском языке есть  такое понятие родственные слова.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию.   Докажите, что те слова, которые вы прочитали близки по смыслу.

Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

в) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень» (5 слайд)

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

      (6 слайд)  Корень:

  1. подземная часть растения;
  2. часть волоса, зуба, ногтя;
  3. начало, источник чего-либо;
  4. часть слова.

- Наше слово  «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

 - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроке окружающего мира?      (начало, источник чего-либо).  

г) Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают  похожими между собой. Их называют родственниками.

    4 . Понятие о родословной.

Этот мир богат и разнообразен. Он таит в себе множество загадок. И вот вам одна из загадок.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка

А у них есть я.

Что это? (семья)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

--Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

И каждая семья имеет свои корни, родословную.

3. Постановка  темы и учебной задачи

1) - В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых.

-Если есть необходимость, один  приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в семье тому, у кого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

-Ребята а  какие обязанности по дому есть у вас?( Слушаю  ответы детей.)

- Ребята, человек рождается на свет, растет. А задумываетесь ли вы: кто я? Откуда мои корни? 

-Ребята кто назовет тему нашего сегодняшнего урока? (« Родословная») (7 слайд)

-- Ребята, после того как вы узнали новые  понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке? (найдем информацию о своих родственниках; узнаем много нового; создадим древо«родословная».

-Что такое родословная?

Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.  

  4. Физминутка .

(Физкультминутку проводят учащиеся)

Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!

  5. У нас на доске написаны пословицы. Давайте же попробуем объяснить смысл пословиц, и скажем, подходят ли данные пословицы к нашему уроку. (8 слайд)

«Семья – печка: как холодно,  все к ней собираются».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

-Молодцы! Вы очень хорошо поняли смысл данных пословиц.  

6. - Сегодня мы с вами будем говорить о чем- то очень приятном, согревающем душу каждого. О том без чего не  может прожить человек. Отгадайте ещё одну загадку

«Это необычное дерево. Такого дерева нет в природе, его создает человек. У этого дерева тоже есть ветви, но на этих ветвях не растут плоды, а на них располагаются сведения  о ком-то.

А как называется это дерево? (9 слайд)

Работа по учебнику стр.60 - 61

7. Для того  чтобы  составить родословное древо, что нужно знать?

Каждый из вас в семье имеет несколько ролей. Например я – мама. жена. дочь, сестра.

А вы? Давайте поиграем в игру «Кто кому кто?»

……кто ты для мамы?

……кто  называет тебя сыном?

…..кто ты для бабушки?

….у твоего папы есть мама, а  тебе она кто?

……у твоей мамы есть сестра, а тебе она кто?

……у маминой сестры есть сын, кто ты ему?

(9 слайд)

Составлять родословное древо можно двумя способами. А  о способах построения родословного древа вы узнаете самостоятельно, выполнив мини-проект  «Родословное древо»

3.со Для того чтобы  составить родословное древо нужна информация о ваших родственниках. У кого можно её узнать?

С чего нужно начинать составление родословного древа?

На какие вопросы нужно ответить?

Для чего это нужно?

Кого вы возьмете в помощники?

Как вы думаете  что чувствуют потомки, читая фамилии своих предков на памятной доске?

  1. Закрепление.
  1. Для чего нужно знать предков, ведь вы их никогда не видели?

Как можно изобразить родственные связи?

Захотелось ли вам узнать о своих предках?

  1.  Выполнение интерактивного задания на Учи.ру.

  1. Рефлексия.

Подведение итогов.

-А сейчас мне хотелось бы в игровой форме поговорить о том что в семье должно быть. А чего нет. Если вы со мной согласны, хлопайте в ладоши, если нет, то топочите ногами. И так, начали!

  1. Родители контролируют школьные дела детей.
  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи принимает активное участие в их организации.
  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свободное от занятий время.
  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

(10 слайд)

Молодцы! Вы очень хорошо знаете все правила дружной и сплоченной семьи.

(11 слайд)

Вы проделали большую работу при составлении родословной

-Мы начинали урок,  вставая и друг другу улыбаясь. В конце  урока мы с вами измеряем температуру нашего настроения с помощью мимики. Покажите именно ту мимику на лице которая соответствует вашему настроению после урока. Спасибо большое, мне тоже было с вами очень интересно работать!

 Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Не смотря на то, что семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ №8 г.Азнакаево» Урок окружающего мира во 2А классе «Родословная Составила: учитель первой квалификационной категории И.М.Ахметзянова Г.Азнакаево, 2025 год

Слайд 2

Ум да разум надоумят сразу.

Слайд 3

З …ма, зимушка, сне…, з...моват…, моро…, зимний, феврал...

Слайд 4

Зимушка - так ласково называют зиму. Зимовать-проводить где-нибудь зиму. Зимний - тот, который бывает зимой (зимний день)

Слайд 5

КОРЕНЬ: Подземная часть растения. Часть волоса, зуба, ногтя. Квадратный корень. Часть слова.

Слайд 6

Корень: подземная часть растения; часть волоса, зуба, ногтя; начало, источник чего-либо; часть слова.

Слайд 7

Тема урока: Родословная. Задача урока: Исследовать родословную своей семьи. Вызвать интерес к прошлому своей семьи.

Слайд 8

«Семья – печка: как холодно, все к ней собираются». «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Слайд 9

На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое древо рода, оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

Слайд 10

Рефлексия Теперь я могу… Теперь я знаю…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?"

Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?" 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Познакомить с условиями жизни животных...

Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Мир глазами эколога»

Данная методическая разработка раскрывает проблему охраны окружающей среды, которая в нашем современном мире является одной из важных. Экологи всего мира бьют тревогу и говорят о загрязнении атмосферы...

Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру на тему "Зачем строят самолеты?"

Тема урока - Зачем строят самолеты?Тип урока - Открытие новых знаний.Дидактическая цель - познакомить учащихся с самолетом как одним из видов воздушного транспорта. Личностные умения:Л1 форм...

Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Невидимые нити в осеннем лесу»

К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу....