МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока по окружающему миру Тема: « Родословная».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру по теме "Родослованая" , для 2 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.6 КБ | |
| 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект урока по окружающему миру
Тема: « Родословная».
(2 класс)
Разработала:
Ахметзянова Инзиля Мухтаровна
Учитель начальных классов
Азнакаево 2025
Тема: « Родословная».
(2 класс)
Проблема:
1. Какие слова называются родственными?
2. Что такое родословная?
Цель: исследовать родословную своей семьи. Вызвать интерес к прошлому своей семьи.
Задачи:
1. Раскрыть значение понятий «родословное древо», «предки»
2. Формировать убеждение о важности семьи, о роли семьи в жизни человека.
3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
4. Развивать речь, мышление.
5. Воспитывать любовь и уважение к родным и близким.
Оборудование: презентация, листы для рефлексии, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2.Актуализация знаний .Самоопределение к деятельности.
Запись на доске. (2.слайд )
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .
3.Создание проблемной ситуации.
(3 слайд)
а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь на дворе красавица-зима. Совсем скоро она махнет своим рукавом и уступит своё место весне. Вьюги и метели уйдут. А пока одевает зима деревья в пушистые снеговые шубы, и спит природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
- А теперь внимание, задание:
-Какие здесь слова можно собрать в одну отдельную группу?
- Как называются эти слова?(4 слайд) Объяснение лексического значения этих слов. (Зима, зимушка, зимовать, зимний) Обратить внимание на состав слова .
- Как мы называем иначе однокоренные слова? (Родственные)
б) – В русском языке есть такое понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы прочитали близки по смыслу.
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень
в) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень» (5 слайд)
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
(6 слайд) Корень:
- подземная часть растения;
- часть волоса, зуба, ногтя;
- начало, источник чего-либо;
- часть слова.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроке окружающего мира? (начало, источник чего-либо).
г) Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
4 . Понятие о родословной.
Этот мир богат и разнообразен. Он таит в себе множество загадок. И вот вам одна из загадок.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка
А у них есть я.
Что это? (семья)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
--Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
И каждая семья имеет свои корни, родословную.
3. Постановка темы и учебной задачи
1) - В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых.
-Если есть необходимость, один приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в семье тому, у кого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.
-Ребята а какие обязанности по дому есть у вас?( Слушаю ответы детей.)
- Ребята, человек рождается на свет, растет. А задумываетесь ли вы: кто я? Откуда мои корни?
-Ребята кто назовет тему нашего сегодняшнего урока? (« Родословная») (7 слайд)
-- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке? (найдем информацию о своих родственниках; узнаем много нового; создадим древо«родословная».
-Что такое родословная?
- Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.
4. Физминутка .
(Физкультминутку проводят учащиеся)
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
5. - У нас на доске написаны пословицы. Давайте же попробуем объяснить смысл пословиц, и скажем, подходят ли данные пословицы к нашему уроку. (8 слайд)
«Семья – печка: как холодно, все к ней собираются».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
-Молодцы! Вы очень хорошо поняли смысл данных пословиц.
6. - Сегодня мы с вами будем говорить о чем- то очень приятном, согревающем душу каждого. О том без чего не может прожить человек. Отгадайте ещё одну загадку
«Это необычное дерево. Такого дерева нет в природе, его создает человек. У этого дерева тоже есть ветви, но на этих ветвях не растут плоды, а на них располагаются сведения о ком-то.
А как называется это дерево? (9 слайд)
Работа по учебнику стр.60 - 61
7. Для того чтобы составить родословное древо, что нужно знать?
Каждый из вас в семье имеет несколько ролей. Например я – мама. жена. дочь, сестра.
А вы? Давайте поиграем в игру «Кто кому кто?»
……кто ты для мамы?
……кто называет тебя сыном?
…..кто ты для бабушки?
….у твоего папы есть мама, а тебе она кто?
……у твоей мамы есть сестра, а тебе она кто?
……у маминой сестры есть сын, кто ты ему?
(9 слайд)
Составлять родословное древо можно двумя способами. А о способах построения родословного древа вы узнаете самостоятельно, выполнив мини-проект «Родословное древо»
3.со Для того чтобы составить родословное древо нужна информация о ваших родственниках. У кого можно её узнать?
С чего нужно начинать составление родословного древа?
На какие вопросы нужно ответить?
Для чего это нужно?
Кого вы возьмете в помощники?
Как вы думаете что чувствуют потомки, читая фамилии своих предков на памятной доске?
- Закрепление.
- Для чего нужно знать предков, ведь вы их никогда не видели?
Как можно изобразить родственные связи?
Захотелось ли вам узнать о своих предках?
- Выполнение интерактивного задания на Учи.ру.
- Рефлексия.
Подведение итогов.
-А сейчас мне хотелось бы в игровой форме поговорить о том что в семье должно быть. А чего нет. Если вы со мной согласны, хлопайте в ладоши, если нет, то топочите ногами. И так, начали!
- Родители контролируют школьные дела детей.
- Каждый член семьи имеет свои обязанности.
- Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
- Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
- При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи принимает активное участие в их организации.
- Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свободное от занятий время.
- Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
(10 слайд)
Молодцы! Вы очень хорошо знаете все правила дружной и сплоченной семьи.
(11 слайд)
Вы проделали большую работу при составлении родословной
-Мы начинали урок, вставая и друг другу улыбаясь. В конце урока мы с вами измеряем температуру нашего настроения с помощью мимики. Покажите именно ту мимику на лице которая соответствует вашему настроению после урока. Спасибо большое, мне тоже было с вами очень интересно работать!
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Не смотря на то, что семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ум да разум надоумят сразу.
З …ма, зимушка, сне…, з...моват…, моро…, зимний, феврал...
Зимушка - так ласково называют зиму. Зимовать-проводить где-нибудь зиму. Зимний - тот, который бывает зимой (зимний день)
КОРЕНЬ: Подземная часть растения. Часть волоса, зуба, ногтя. Квадратный корень. Часть слова.
Корень: подземная часть растения; часть волоса, зуба, ногтя; начало, источник чего-либо; часть слова.
Тема урока: Родословная. Задача урока: Исследовать родословную своей семьи. Вызвать интерес к прошлому своей семьи.
«Семья – печка: как холодно, все к ней собираются». «Вся семья вместе, так и душа на месте».
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое древо рода, оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
Рефлексия Теперь я могу… Теперь я знаю…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?"
Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?" 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Познакомить с условиями жизни животных...

Методическая разработка: Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Зимующие птицы»
Конспект урока предназначен для учащихся с ОВЗ 3 класса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: конспект урока по окружающему природному миру для учащихся 2 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «Птицы зимой" МУСТАФИНА Е.Г.,ХАЗОВА А.А.
Конспект урока "Птицы зимой" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)...

Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Мир глазами эколога»
Данная методическая разработка раскрывает проблему охраны окружающей среды, которая в нашем современном мире является одной из важных. Экологи всего мира бьют тревогу и говорят о загрязнении атмосферы...
Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру на тему "Зачем строят самолеты?"
Тема урока - Зачем строят самолеты?Тип урока - Открытие новых знаний.Дидактическая цель - познакомить учащихся с самолетом как одним из видов воздушного транспорта. Личностные умения:Л1 форм...

Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Невидимые нити в осеннем лесу»
К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу....
