Открытый урок окружающего мира для учащихся 2 класса «Зимняя жизнь птиц и зверей» в технологии системно - деятельностного обучения.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Бойкова Татьяна Михайловна

Открытый урок окружающего мира для учащихся 2 класса «Зимняя жизнь птиц и зверей» в технологии системно - деятельностного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Зимняя жизнь птиц и зверей".

2-й класс

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Базовый учебник: Окружающий мир А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Цель: дать понятие о зимнем образе жизни птиц и зверей не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям.

Задачи:

  • Обучающие: обобщить материал о зимующих птицах, находить изучаемых птиц на рисунке учебника, наблюдать за птицами города.
  • Развивающие: развивать интерес к живой природе.
  • Воспитательные: прививать стремление помогать животным переживать зиму.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Данный урок был составлен и проведен согласно всем требованиям ФГОС, а также психологических особенностей детей данного возраста.

Целевые установки урока:

Предметные результаты:

  • знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям;
  • узнавать зверей по описаниям;
  • знать об образе жизни и питании зимующих птиц;
  • находить изучаемых птиц на рисунках учебника;
  • наблюдать за птицами города;
  • определять их с помощью атласа-определителя;
  • продолжить подкармливать птиц.

Метапредметные результаты:

  • извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы;
  • узнавать зимующих птиц по клювам;
  • устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы;
  • обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека;
  • готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника.

Личностные результаты:

  • осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.

Оборудование:

  • учебник, рабочая тетрадь к учебнику;
  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал (Приложение 2)

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Самоопределение к деятельности (организационные моменты)

В нашем классе красота,
Гости к нам пришли сюда.

Будем мы сидеть красиво,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

После стихов дети садятся за парты.

2. Актуализация знаний (1,2 слайды)

Кто снег белый разбросал,

Речку крепким льдом сковал?

С вьюгой, холодом пришла.

Как зовут её?

а) Проверка домашнего задания:

Какая тема была у нас на предыдущем уроке?

Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими, но это только на первый взгляд. Скажите мне, по каким приметам мы можем их определить? (3 слайд)

1)По цвету коры. У берёзы она белая, а у осины зеленоватая.

2) по сухим плодам и листьям .

3) По силуэтам.


Давайте выполним задание 1
(4 слайд)  и 2. (5 слайд)

Давайте выполним задание 3. (6 слайд)

– Какие растения зимуют под снегом зелёными?

– Почему они не замерзают?

Какую роль играет снег для них зимой?

Давайте узнаем эти растения и выполним задание № 4

(7 слайд)

Подвести итог. Оценки.

б) Сейчас мы вспомнили, как изменилась жизнь растений зимой. Но только ли жизнь растений изменилась с приходом зимы в лесу ?
– Кто догадался, какая же сегодня тема урока?

( слайд 8)
– Какие задачи мы поставим , глядя на тему сегодняшнего урока? Что мы должны узнать?

Как изменилась жизнь птиц и зверей с приходом зимы.

 

 Зима- ответ детей.

Зима в мире растений.

По сухим листьям и плодам.

По общим силуэтам

 Это копытень, земляника, брусника и клюква.

Снег для этих растений — теплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

Ответы детей.

«Зимняя жизнь птиц и зверей».

Узнать, как зимуют дикие звери и птицы, чем они питаются зимой, как спасаются от морозов и т.д.

3. Открытие нового знания

а) А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.

– От чего прячутся звери и птицы?

Игра «Зоркий глаз» (слайд 9)

– Сейчас вам предстоит разглядеть, кого же спрятала зима?

 



От холода.

 

Перечисляют названия птиц и животных.

б) – На какие две группы можно поделить этих животных?
– Посмотрите на группу птиц.
 (слайд 10)
– Какие птицы здесь лишние? Почему?
– Как можно назвать таких птиц?
– Почему они от нас улетают?
– Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?
– Почему они не улетают?

– Отгадайте загадки и вы узнаете, какие птицы прилетают к нам зимовать из более холодных мест:

Красногрудый, чернокрылый,
любит зёрнышки клевать,
с первым снегом на рябине,
он появится опять.
 (слайд 11)

– А вот еще один гость.

Пусть я серенькая птичка,
У меня друзья привычка
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда
Эта птица с хохолком,

Ягоды любимый корм. (слайд 12)

Птицы и звери.

Цапля, ласточка. Они не зимует у нас.

Перелетные.
Из-за нехватки корма.
Зимующие, осёдлые — такие птицы постоянно живут у нас, осели на определенном месте.
Они могут найти корм.

 

Снегири — живут на Севере. Название птицы состоит из двух слов «снег» и «гость», то есть «снежный гость».

Свиристель — стайки очень красивых и крупных птиц с хохолками и яркими цветными грудками. Их уже можно увидеть поздней осенью.

б) Ребята, что за шум? Что за писк? (слайд 13)

– Давайте об этом прочитаем в учебнике на странице 32.

– Почему вместе легче?

 Аудиозапись птичьих голосов.

Стайкой легче прокормиться. Найдет одна птичка корм- на ее голос спешат другие.

в) Народная мудрость утверждает: «Всякая птица своим клювом сыта».
– Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы? Что умеет делать клюв?
 (слайд 14)

– Ребята, сейчас мы поработаем в парах. И выполним задание № 1 на листочках. (Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия птиц).
– Почему у клеста такой клюв?

Проверка по образцу.

(слайд 15)

Птицы с помощью клюва добывают себе еду.

 

Проверка по образцу.


Таким клювом он шелушит шишки.

г) – Чем питаются птицы,  которые остаются зимовать? (слайд 16)
д) – Ребята, а вы знаете, что в лесу живет птица, которая очень рада зиме. Давайте послушаем, о чем она рассказывает чижу.
 (слайд 17)

Семенами растений; ягодами рябины, калины, боярышника; личинками насекомых, спрятавшихся в кору деревьев.

Сценка Клест и Чиж

 – Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
– Да нет, Чижик, это я радуюсь!
– Нашел время радоваться.
– Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши:
– В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

Они кормятся семенами ели и сосны. В это время года много еды, птенцы сыты и не замерзнуть.
– Почему радовался клест?
 Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

 Чтение текста в учебнике с.29

Физкультминутка для глаз (слайд 18)

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал.

 

е) – Почему зверям так же трудно зимой, как и птицам?
– На какие две группы их можно разделить?

 (слайд 19)
– Почему медведя называют медведем?
 (слайд 20)
– Давайте послушаем,  какой разговор произошел между сорокой и медведем.

Нет корма.

Зимой впадают в спячку, не спят.

(Сценка Сорока и Медведь) 0– Эй, Медведь, спишь, что ли?
– Уснёшь с такой… Чего тебе, стрекотуха?
– Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну заяц-беляк, ну птица глухарь-это понятно. А вот Медведь… Ну что такое Медведь?
– Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Мед-вед» – значит «мёд ведающий» Знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от тебя нету. Только сон сладкий начал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в нём соты. И никто про то не ведает, один я, Медведь, ведаю. И будто бы… Хррр, хррр!

– А кто знает, как в народе называют медведя?
– Почему?
– Говорят, что зимой медведь сосёт лапу. Почему?
В феврале с голых ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная тонкая нуждается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосет лапу, а на самом деле он согревает её.


– На какие две группы можно разделить оставшихся животных?

– Кто зимой не спит и ищет корм?
– Какие животные пользуются своими запасами зимой?

Косолапый.
За неуклюжесть.

Которые запасаются кормом на зиму, а другие нет.
Заяц, лось, волк, кабан, ласка, лиса.
Мышь, полёвка, белка.

Если делят на группы правильно.

– Молодцы! Все правильно.
А подробнее об этих животных, почему одни звери запасают корм, а другие нет, вы узнаете дома, прочитав материал в учебнике на странице 30-31.

Если ошибки при делении на группы, то открываем и зачитываем.

 Если останется время, распределим животных по рациону питания: хищники, растительноядные, всеядные.

4. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону    (слайд 21)

Тест (Приложение 2) или заполнение таблицы

Взаимопроверка

 

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение

– Ребята, как мы можем помочь птицам и животным в это холодное, суровое время?
(слайд 22)

Послушайте стихотворения Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их –  не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам  встречать весну.

 

Кормушки. Лосям – сыпать соль.

6. Итог урока.

– Над какой темой мы сегодня работали? (слайд 23)
– Что нового вы открыли для себя на уроке?
– Как бы вы оценили свою работу? 
(смайлики)

– Молодцы, вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Вывод страница 35

7. Рефлексия (слайд 24) Знаковая символика.

Домашнее задание

Страница 34-35 прочитать о животных, рабочая тетрадь страница 18, №2.

– Давайте закончим урок словами:

Наша умная головка
Думала сегодня ловко
Ушки все услышали
Глазки посмотрели
Ручки все исполнили
А ножки посидели

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в1-2 классах по теме "Жизнь леса"

План -конспект урока окружающего мира на чувашском языке....

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира для 2 класса "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Конспект урока и презентация подходят к УМК "Перспектива"...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян"

Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян....

Открытый урок окружающего мира в 1 классе по теме "Как помочь птицам зимой"

Открытый урок окружающего миру в 1 классе с презентацией....

Открытый урок по окружающему миру для 2 класса "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Открытый урок по окружающему миру для 2 класса "Зимняя жизнь птиц и зверей"...

Окружающий мир , 2 класс "Зимняя жизнь птиц и зверей". Презентация

Презентация к уроку окружающего мира по УМК "Перспектива", 2 класс "Зимняя жизнь птиц и зверей"...