Паспорт проекта "Откуда берутся снег и лёд?" окружающий мир 1 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Тема проекта

Откуда берутся снег и лёд?

Актуальность проекта

Актуальность этой темы заключается в углублении знаний о физических свойствах снега и льда. Зима – это время года, когда дети ежедневно сталкиваются со снегом и льдом. Однако, несмотря на постоянный контакт с этими природными явлениями, большинство первоклассников не до конца понимают, как они образуются. Проект позволяет удовлетворить естественное детское любопытство, развить наблюдательность, сформировать начальные представления о состояниях воды и ее круговороте, а также воспитывать бережное отношение к природе.

 

Проблема проекта: Дети видят снег и лёд, играют с ними, но не знают, откуда они берутся и почему появляются только зимой. Каким образом вода превращается в снег и лёд?

 

Гипотеза проекта: Снег и лёд – это разные состояния воды, которые образуются из нее, когда становится очень холодно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Компоненты паспорта

Описание проекта

1.

ФИО участника

2.

Тема проекта

Откуда берутся снег и лёд?

3.

Актуальность проекта

Актуальность этой темы заключается в углублении знаний о физических свойствах снега и льда. Зима – это время года, когда дети ежедневно сталкиваются со снегом и льдом. Однако, несмотря на постоянный контакт с этими природными явлениями, большинство первоклассников не до конца понимают, как они образуются. Проект позволяет удовлетворить естественное детское любопытство, развить наблюдательность, сформировать начальные представления о состояниях воды и ее круговороте, а также воспитывать бережное отношение к природе.

Проблема проекта: Дети видят снег и лёд, играют с ними, но не знают, откуда они берутся и почему появляются только зимой. Каким образом вода превращается в снег и лёд?

Гипотеза проекта: Снег и лёд – это разные состояния воды, которые образуются из нее, когда становится очень холодно.

4.

Объект исследования

Вода и её состояния (жидкое, твердое – лёд, снег).

Физические свойства снега и льда.

5.

Цель проекта

Для учителя: создание условий для формирования у обучающихся первоначальные представления о свойствах снега и льда, их происхождении (как состояниях воды) через исследовательскую деятельность.

Для ученика: Узнать, откуда берутся снег и лёд, и чем они отличаются от воды через исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Актуализировать знания о таких явлениях как снег и лёд.

2. Исследовать свойства снега и льда.

3. Рассмотреть их применение в жизни человека.

4. Разработать информационный плакат-схема «Путешествие капельки воды» (с рисунками и короткими подписями, созданный совместно детьми) в группах.

6.

Тип проекта

По количеству участников: групповой / коллективный

По продолжительности: краткосрочный

По направлению: исследовательский, практико-ориентированный

По учебному предмету: монопредметный (Окружающий мир)

По содержанию: учебно-образовательный, познавательный

По масштабу: малый

По сложности: простой

По уровню контактов между участниками: внутриклассный

7.

Этапы реализации

проекта (включая исследовательский),

краткое их описание

1. Подготовительный этап – определение темы, составление плана, определение цели, выбор объекта исследования, выдвижение гипотезы исследования совместно с детьми, выбор методов для работы над проектом.

- Урок окружающего мира на тему: «Как измеряется температура?»

Методы: беседа, рассказ, эксперимент, наглядный, анализ.

Планируемые результаты (предметные):

  • знать понятия «температура»;
  • уметь измерять температуру воды.

- Урок окружающего мира на тему: «Откуда берутся снег и лед?»

Методы: беседа, рассказ, работа с информацией, частично-поисковый, наглядный.

Планируемые результаты (предметные):

  • знать понятия «вода», «лёд», «снег»;
  • знать, чем отличается лёд от снега.

2. Теоретический этап – сбор информации.

- Внеурочное занятие: «Вода и её состояния»

Методы: беседа, рассказ, обобщение, работа с информацией, наглядный, дидактическая игра (загадки).

Планируемы результаты:

  • знать 3 состояния воды;
  • различать состояния воды;
  • называть основные свойства воды в разных состояниях;
  • описывать простейшие условия перехода воды из одного состояния в другое.

3. Исследовательский этап – проведение исследования, обсуждение результатов опытов и наблюдений в группах и всем классом, сравнение своих выводов с первоначальной гипотезой.

- Урок окружающего мира на тему: «Откуда берутся снег и лёд?»

Методы: беседа, эксперимент, анализ, наглядный, практический.

Планируемые результаты (предметные):

  • знать свойства льда и снега;
  • знать взаимосвязь между снегом, льдом и водой;
  • провести опыты и выяснить свойства снега и льда;
  • уметь отличать и сравнивать снег и лёд между собой.

4. Аналитический этап – обработка собранных результатов, фиксация выводов в форме продукта.

- Внеурочное занятие: Создание информационного плаката-схемы «Путешествие капельки воды»

Методы: беседа, обобщение, практический, творческий.

Планируемы результаты:

  • анализ проведённых опытов со снегом и льдом;
  • обработка информации;
  • создание информационного плаката-схемы «Путешествие капельки воды» в группах.

5. Презентационный этап – представление результатов родителям, учителям и ученикам других классов.

Планируемы результаты:

  • выставка плакатов;
  • рассказ групп о том, что они узнали и увидели в опытах.

6. Рефлексивный этап – анализ результатов.

Планируемы результаты:

  • обсуждение того, что нового узнали, что понравилось в проекте, какие трудности возникли, что хотелось бы изучить дальше;
  • оценка своей работы и работы группы.

8.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: экспериментально исследовать свойства льда и снега и их взаимосвязь с водой.

Гипотеза исследования: предположим, что если мы растопим снег и лёд, то получим воду. Из этого следует, что снег и лёд – это одно и тоже, т.е. вода.

Методы исследования:

1. Изучение литературы

2. Эксперимент

3. Наблюдение

4. Моделирование

5. Анализ данных

Оборудование для проведения исследования: ёмкости (стаканчики, тарелочки, формочки) для хранения снега и льда, шпатель (или палочка) для снега, молоточек (для раскола льда), разноцветные листы бумаги, учебник по окружающему миру 1 класс 1 часть А.А. Плешаков УМК «Школа России».

Ход исследования:

1. Введение в тему.

2. Сохранение формы. Ученики проводят эксперименты со снегом и льдом, чтобы проследить, как они меняют свою структуру. В результате исследования становится ясно, что снег имеет характер рассыпчатого вещества, в то время как лед обладает хрупкостью.

3. Цвет. Ученики изучают снег и лёд путём сравнения на поверхностях разного цвета (например, на листах цветной бумаги). В ходе опыта делается вывод о том, что снег белый, а лёд бесцветный.

4. Прозрачность. Ученики изучают снег и лёд путём сравнения на поверхности жёлтого цвета. В ходе опыта делается вывод о том, что снег непрозрачный, а лёд прозрачный.

5. Смена агрегатного состояния в тепле. Ученики изучают снег и лёд путём нагревания веществ до комнатной температуры. В ходе опыта делается вывод о том, что и снег, и лёд при нагревании таят и превращаются в воду.

6. Итог исследования. Ученики подводят итоги исследования и рассказывают какие свойства имеют снег и лёд. А также приходят к выводу о том, откуда берутся снег и лёд, как они связаны с водой.

9.

Продукт проекта

Создание информационного плаката-схемы «Путешествие капельки воды» на основе проведения опытов и сравнительно-сопоставительного анализа двух веществ – снега и льда – и их взаимосвязи с водой.

Плакат содержит информацию о разных агрегатных состояниях воды, уделяя особое внимание превращениям в снег и лёд. Ещё представлены сходства снега и льда, их различия; условия получения; условия превращения одного состояния в другое.

10.

Перспектива проекта

Этот плакат будет полезным учащимся как наглядный материал.

Можно продолжить изучение других явлений природы, связанных с водой (дождь, град, роса, туман) и дополнить свой информационный плакат-схему «Путешествие капельки воды».

Изучить круговорот воды в природе более подробно.

Обсудить вопрос «Зачем нужны снег и лёд?».

Разработать правила безопасного поведения зимой (на льду, во время снегопада).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед 1 класс УМК Школа России

Конспект урока окружающего мира по теме Откуда берутся снег и лед предназначен для учителей начальных классов , работающих по УМК Школа России.На уроке используется групповая форма работы учащихся,эле...

Тема: Откуда берутся снег и лёд 1 класс

Конспект урока по окружающему миру. 1класс. УМК "ШКОЛА России". Урок исследование....

урок "Откуда берутся снег и лед" 1 класс

урок по окружающему миру  "Откуда берутся снег и лёд" по программе Школа России 1 класс...

Конспект урока "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс УМК Плешакова ("Школа России")

Конспект урока "Откуда берутся снег и лёд?" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") с применением технологии развития критического мышления. Применение приемов и методов данной техно...

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС УМК "Школа России"...

Урок-исследование "Откуда берутся снег и лед", 1 класс

Урок по курсу "Окружающий мир", автор А.А.Плешаков, УМК "Школа России", 1 класс. Урок -исследование нацелен на изучение свойст снега и льда....