Моря, реки и озёра России.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Открытый урок окружающего мира в 4 классе в рамках РМО
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 203.11 КБ | |
| 2 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа Поныровского района Курской области»
Открытый урок
по окружающему миру
в 4Б классе
Тема: "Моря, озёра и реки России".
Учитель:
Асеева Евгения Ивановна
Поныри
16.10.2024г.
Тема урока: "Моря, озёра и реки России"
Тип урока: изучение нового материала
Цель: ознакомить обучающихся с крупнейшими морями, озерами и реками России.
Задачи:
Образовательные: активизировать и обогатить знания обучающихся обокружающей среде, о водоемах нашей Родины; способствовать формированию умения работать по карте.
Развивающие: развивать познавательную активность, умение наблюдать,сравнивать, высказывать свое мнение;расширить представления детей о водоемах России.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Планируемые результаты:
Личностные: Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: понимать, принимать и формулировать учебную задачу; сохранять УЗ в течение всего урока; планировать свои высказывания и свои действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
Предметные:находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера и реки; рассказывать о географических объектах по карте,характеризовать их особенности; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.
Оборудование: презентация, физическая карта России, карточки для парной и самостоятельной работы, контурные карты, кораблики для игры.
Литература: Учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир». 4 класс
Ход урока
I. Организационный момент
«Доброе утро, ребята! Здравствуйте!»
Это значит, что я желаю вам здоровья и хорошего настроения на весь день.
Мы бросаем скуке вызов,
Потому что, потому
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть удачи, неудачи,
Пусть полёт то вверх, то вниз.
Только так, а не иначе,
Только так, а не иначе,
Да здравствует сюрприз!
А поскольку сейчас у нас идёт блок уроков с географическими темами, то и сюрприз будет географический.
II. Актуализация опорных знаний
- Как мы уже говорили, география — важная наука, и её нужно знать. А хорошо знаешь обычно то, что часто повторяешь. Вот и мы начнём с повторения.
1. Работа по карточкам
Карточка №1
Карточка №1.
Тест
1.Наш город расположен на:
а) Среднесибирском плоскогорье б) Восточно-Европейской равнине в) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
а) вулканы Камчатки б) Кавказские горы в) Уральские горы
3. Самые высокие горы России — это:
а) Саяны б) Алтай в) Кавказские горы
4. Восточно-Европейская равнина —это:
а) холмистая равнина б) плоская равнина в) плоскогорье
5.В Список Всемирного наследия включены:
а) вулканы Камчатки б) Саяны в) Алтай
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Карточка№2
- Покажите на карте и назовите горы на территории России.
- Покажите на карте известные вам равнины.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формулировка темы и цели урока
«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.
- О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.
1. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
2.Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро)
3.Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То … (река)
- Какова тема урока? (Моря, озера и реки России)
- Какие умения и навыки нам пригодятся? (умения рассуждать, наблюдать, делать выводы, дружно работать
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
- Сегодня мы будем говорить не просто о водоемах, а о водоемах нашей Родины – о её морях, озерах, реках. Мы совершим путешествие по водным просторам.
IV. Создание проблемной ситуации. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.
Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили.
- А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения).
- Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.
- Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)
- А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да, по
карте видно, что много морей, озер, рек).
- Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из
них вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.
- А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.
- Что мы не умеем, ребята?
- Задача нашего урока какая:
1. Находить и показывать на карте географические объекты;
2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)
3. Отмечать географические объекты на контурной карте.
V. Открытие новых знаний (работа с контурной картой в ТПО с. 24-25)
- построение проекта выхода из затруднения
1. Моря
На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики).
– Что называют водными просторами? (вся вода на планете)
– Как называются самые большие водоемы? (океаны)
– Сколько океанов омывают Евразию? (4) (Показ по карте)
– Какой океан самый маленький? (Северный-ледовитый)
- Какой океан самый глубокий? (Тихий)
Звучит звук моря
1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте).
Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают, а летом температура воды не выше +12°. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы.
2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море.
– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами).
- Не замерзает только часть Баренцева моря. Остальные моря на 8-10 месяцев скованны льдами толщиной до 3-4 метров.
(Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)
3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаютсяс Атлантическим океаном: Балтийское море, Черное и Азовское моря.
О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное и Азовское моря теплые, это места отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там. Расскажите.
– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)
– Балтийское море наименее соленое из всех.
Работа в группах(Учебник, с. 66)
Задание: Прочитать статью, найти на карте моря определенного океана.
1 группа – моря Северно-Ледовитого океана;
2 группа – моря Тихого океана;
3 группа – моря Атлантического океана.
Приготовить ответ по плану.
План:
1.Название океана и морей.
2.Моказать на карте.
3.Интересные сведения.
(Отвечают 2 человека: 1 называет океан и его моря, второй показывает моря на карте у доски. Первый в это время говорит интересные факты о морях)
2. Озера.
Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту)
- Как вы думаете, сколько на территории РФ озер?
- На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?
Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. Вода в Байкале холодная. Температура даже летом не превышает +8…+9 °. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м.
Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. А Онежское озеро во время Великой отечественной войны было дорогой жизни.
Эти два озера связаны между собой: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озёра с пресной водой.
– Какое озеро самое большое в мире? Каспийское море.
Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем.
Вода в нём солёная. В Каспийское море впадает 130 рек.
Самостоятельная работа в группе.
- Прочитайте самостоятельно статью в учебнике на странице 67 и заполните таблицу. (Отвечают по 1 человеку от группы)
Название озера | Отличительные особенности |
1.Озеро Байкал | |
2.Каспийское | |
3.Ладожское и Онежское |
VI. Физкультминутка
Все моряки после работы отдыхают, отдохнём и мы.
Волны плещут в океане.
(Машут руками, изображая волны)
Что там видится в тумане?
(Руки козырьком ко лбу, поворачиваются в стороны)
Это мачты кораблей.
(Вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(Приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте)
Ракушки ищем на песке
(Наклоны)
И сжимаем в кулаке.
(Сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
(Приседания)
Сядем дружно на песок.
Продолжаем наш урок.
(Садятся за парты)
VII. Продолжение работы по теме.
3. Реки.
Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.
- Реки, как и озера – богатство и украшение России. В нашей стране более 2 миллионов рек. Из них около 200 – большие (длиной свыше 500км). На берегах рек издавна строились деревни, города. Столица России тоже стоит на реке, которая так и называется – Москва-река.
- Какие еще города вы знаете, которые стоят на берегу реки? (Санкт-Петербург на р. Нева, Ростов-на-Дону на р. Дон, Волгоград на р. Волга, Курск на р. Кур (ист.) или Тускарь и Сейм)
Самостоятельная работа в парах.
-Объединимся парами и выполним небольшую исследовательскую работу.Каждая пара отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по карте и Атласу в парах.) (Дети называют реку, учитель показывает на карте у доски)
Iряд: ____________ - это самая крупнаярека Восточно-Европейской
Равнины. На Севере есть реки Северная _____________ и П______________ .
На юге- Д_____ и У_______л , а в центре К_________ и О________ .
IIряд: Крупными реками Западно - Сибирской равниныявляются О________и Е______________ .
Река О______ имеет много притоков, одним из крупных является Ир________ .
Река Е_________ берет свое начало в Саянах.
IIIряд: Крупные реки Средне- Сибирского плоскогорья - Л_______ и А_______
Еще приток Енисея- Анг_________. Реки Л_______ , Инд____________
и Кал_____________ несут свои воды в Сев____________________ океан,
аА_________ - в Охотское море.
Доп. Информация.(по времени)
В 1978 году был создан первый в России морской заповедник.Под охрану был взят большой участок моря вместе со всемиего обитателями. Место отличается удивительно богатым подводным миром. Рыб там более 100 видов. В состав заповедника входит также большой участок побережья и 12 островов с богатым растительным и животным миром.
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
ТПО с. 28 №3 – тест с фронтальной проверкой с объяснением.
С. 29 №6 (по времени)
IX. Итог урока
Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.
На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство».
- К сожалению, многие водоёмы нашей страны загрязняются по вине человека. Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду!
X. Домашнее задание
Задания на выбор (дифференциация заданий):
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
XI. Рефлексия
- По каким просторам нашей Родины мы совершили путешествие?
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Продолжите высказывание…
Я узнал …
Я запомнил …
Меня удивило …
Мне было интересно …
План:
1.Название океана и морей.
2.Моказать на карте.
3.Интересные сведения.
План:
1.Название океана и морей.
2.Моказать на карте.
3.Интересные сведения.
План:
1.Название океана и морей.
2.Моказать на карте.
3.Интересные сведения.
I ряд: ____________ - это самая крупнаярека Восточно-Европейской
Равнины. На Севере есть реки Северная _____________ и П______________ .
На юге- Д_____ и У_______л , а в центре К_________ и О________ .
II ряд: Крупными реками Западно - Сибирской равнины являются О________ и Е______________ .
Река О______ имеет много притоков, одним из крупных является Ир________ .
Река Е_________ берет свое начало в Саянах.
III ряд: Крупные реки Средне - Сибирского плоскогорья - Л_______ и А_______
Еще приток Енисея- Анг_________. Реки Л_______ , Инд____________
и Кал_____________ несут свои воды в Сев____________________ океан,
а А_________ - в Охотское море.
Название озера | Отличительные особенности |
1.Озеро Байкал | |
2.Каспийское | |
3.Ладожское и Онежское |
Название озера | Отличительные особенности |
1.Озеро Байкал | |
2.Каспийское | |
3.Ладожское и Онежское |
Название озера | Отличительные особенности |
1.Озеро Байкал | |
2.Каспийское | |
3.Ладожское и Онежское |
Карточка №1.Тест
1.Наш город расположен на:
а) Среднесибирском плоскогорье б) Восточно-Европейской равнине
в) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
а) вулканы Камчатки б) Кавказские горы в) Уральские горы
3. Самые высокие горы России — это:
а) Саяны б) Алтай в) Кавказские горы
4. Восточно-Европейская равнина —это:
а) холмистая равнина б) плоская равнина в) плоскогорье
5.В Список Всемирного наследия включены:
а) вулканы Камчатки б) Саяны в) Алтай
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Карточка №1.Тест
1.Наш город расположен на:
а) Среднесибирском плоскогорье б) Восточно-Европейской равнине в) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
а) вулканы Камчатки б) Кавказские горы в) Уральские горы
3. Самые высокие горы России — это:
а) Саяны б) Алтай в) Кавказские горы
4. Восточно-Европейская равнина —это:
а) холмистая равнина б) плоская равнина в) плоскогорье
5.В Список Всемирного наследия включены:
а) вулканы Камчатки б) Саяны в) Алтай
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Карточка №1.Тест
1.Наш город расположен на:
а) Среднесибирском плоскогорье б) Восточно-Европейской равнине в) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
а) вулканы Камчатки б) Кавказские горы в) Уральские горы
3. Самые высокие горы России — это:
а) Саяны б) Алтай в) Кавказские горы
4. Восточно-Европейская равнина —это:
а) холмистая равнина б) плоская равнина в) плоскогорье
5.В Список Всемирного наследия включены:
а) вулканы Камчатки б) Саяны в) Алтай
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Ход урока
I. Организационный момент
«Доброе утро, ребята! Здравствуйте!»
Это значит, что я желаю вам здоровья и хорошего настроения на весь день.
Мы бросаем скуке вызов,
Потому что, потому
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть удачи, неудачи,
Пусть полёт то вверх, то вниз.
Только так, а не иначе,
Только так, а не иначе,
Да здравствует сюрприз!
А поскольку сейчас у нас идёт блок уроков с географическими темами, то и сюрприз будет географический.
II. Актуализация опорных знаний
- Как мы уже говорили, география — важная наука, и её нужно знать. А хорошо знаешь обычно то, что часто повторяешь. Вот и мы начнём с повторения.
1. Работа по карточкам
Карточка №1.
Тест
1.Наш город расположен на:
а) Среднесибирском плоскогорье б) Восточно-Европейской равнине
в) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
а) вулканы Камчатки б) Кавказские горы в) Уральские горы
3. Самые высокие горы России — это:
а) Саяны б) Алтай в) Кавказские горы
4. Восточно-Европейская равнина —это:
а) холмистая равнина б) плоская равнина в) плоскогорье
5.В Список Всемирного наследия включены:
а) вулканы Камчатки б) Саяны в) Алтай
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Карточка№2
- Покажите на карте и назовите горы на территории России.
- Покажите на карте известные вам равнины.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формулировка темы и цели урока
«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.
- О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.
1. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
2.Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро)
3.Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То … (река)
- Какова тема урока? (Моря, озера и реки России)
- Какие умения и навыки нам пригодятся? (умения рассуждать, наблюдать, делать выводы, дружно работать
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
- Сегодня мы будем говорить не просто о водоемах, а о водоемах нашей Родины – о её морях, озерах, реках. Мы совершим путешествие по водным просторам.
IV. Создание проблемной ситуации. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.
Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили.
- А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения).
- Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.
- Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)
- А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да, по
карте видно, что много морей, озер, рек).
- Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из
них вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.
- А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.
- Что мы не умеем, ребята?
- Задача нашего урока какая:
1. Находить и показывать на карте географические объекты;
2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)
3. Отмечать географические объекты на контурной карте.
V. Открытие новых знаний (работа с контурной картой в ТПО с. 24-25)
- построение проекта выхода из затруднения
1. Моря
На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики).
– Что называют водными просторами? (вся вода на планете)
– Как называются самые большие водоемы? (океаны)
– Сколько океанов омывают Евразию? (4) (Показ по карте)
– Какой океан самый маленький? (Северный-ледовитый)
- Какой океан самый глубокий? (Тихий)
Звучит звук моря
1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте).
Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают, а летом температура воды не выше +12°. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы.
2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море.
– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами).
- Не замерзает только часть Баренцева моря. Остальные моря на 8-10 месяцев скованны льдами толщиной до 3-4 метров.
(Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)
3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаютсяс Атлантическим океаном: Балтийское море, Черное и Азовское моря.
О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное и Азовское моря теплые, это места отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там. Расскажите.
– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)
– Балтийское море наименее соленое из всех.
Работа в группах (Учебник, с. 66)
Задание: Прочитать статью, найти на карте моря определенного океана.
1 группа – моря Северно-Ледовитого океана;
2 группа – моря Тихого океана;
3 группа – моря Атлантического океана.
Приготовить ответ по плану.
План:
1.Название океана и морей.
2.Моказать на карте.
3.Интересные сведения.
(Отвечают 2 человека: 1 называет океан и его моря, второй показывает моря на карте у доски. Первый в это время говорит интересные факты о морях)
2. Озера.
Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту)
- Как вы думаете, сколько на территории РФ озер?
- На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?
Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. Вода в Байкале холодная. Температура даже летом не превышает +8…+9 °. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м.
Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. А Онежское озеро во время Великой отечественной войны было дорогой жизни.
Эти два озера связаны между собой: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озёра с пресной водой.
– Какое озеро самое большое в мире? Каспийское море.
Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем.
Вода в нём солёная. В Каспийское море впадает 130 рек.
Самостоятельная работа в группе.
- Прочитайте самостоятельно статью в учебнике на странице 67 и заполните таблицу. (Отвечают по 1 человеку от группы)
Название озера | Отличительные особенности |
1.Озеро Байкал | |
2.Каспийское | |
3.Ладожское и Онежское |
VI. Физкультминутка
Все моряки после работы отдыхают, отдохнём и мы.
Волны плещут в океане.
(Машут руками, изображая волны)
Что там видится в тумане?
(Руки козырьком ко лбу, поворачиваются в стороны)
Это мачты кораблей.
(Вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(Приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте)
Ракушки ищем на песке
(Наклоны)
И сжимаем в кулаке.
(Сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
(Приседания)
Сядем дружно на песок.
Продолжаем наш урок.
(Садятся за парты)
VII. Продолжение работы по теме.
3. Реки.
Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.
- Реки, как и озера – богатство и украшение России. В нашей стране более 2 миллионов рек. Из них около 200 – большие (длиной свыше 500км). На берегах рек издавна строились деревни, города. Столица России тоже стоит на реке, которая так и называется – Москва-река.
- Какие еще города вы знаете, которые стоят на берегу реки? (Санкт-Петербург на р. Нева, Ростов-на-Дону на р. Дон, Волгоград на р. Волга, Курск на р. Кур (ист.) или Тускарь и Сейм)
Самостоятельная работа в парах.
-Объединимся парами и выполним небольшую исследовательскую работу.Каждая пара отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по карте и Атласу в парах.) (Дети называют реку, учитель показывает на карте у доски)
Iряд: ____________ - это самая крупнаярека Восточно-Европейской
Равнины. На Севере есть реки Северная _____________ и П______________ .
На юге- Д_____ и У_______л , а в центре К_________ и О________ .
IIряд: Крупными реками Западно - Сибирской равниныявляются О________и Е______________ .
Река О______ имеет много притоков, одним из крупных является Ир________ .
Река Е_________ берет свое начало в Саянах.
IIIряд: Крупные реки Средне- Сибирского плоскогорья - Л_______ и А_______
Еще приток Енисея- Анг_________. Реки Л_______ , Инд____________
и Кал_____________ несут свои воды в Сев____________________ океан,
аА_________ - в Охотское море.
Доп. Информация.(по времени)
В 1978 году был создан первый в России морской заповедник.Под охрану был взят большой участок моря вместе со всемиего обитателями. Место отличается удивительно богатым подводным миром. Рыб там более 100 видов. В состав заповедника входит также большой участок побережья и 12 островов с богатым растительным и животным миром.
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
ТПО с. 28 №3 – тест с фронтальной проверкой с объяснением.
С. 29 №6 (по времени)
IX. Итог урока
Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.
На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство».
- К сожалению, многие водоёмы нашей страны загрязняются по вине человека. Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду!
X. Домашнее задание
Задания на выбор (дифференциация заданий):
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
XI. Рефлексия
- По каким просторам нашей Родины мы совершили путешествие?
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Продолжите высказывание…
Я узнал …
Я запомнил …
Меня удивило …
Мне было интересно …
Домашнее задание
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
Домашнее задание
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
Домашнее задание
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
Домашнее задание
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
Домашнее задание
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
Домашнее задание
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
Домашнее задание
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
Домашнее задание
1. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4.
Домашнее задание
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
Домашнее задание
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
Домашнее задание
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
Домашнее задание
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
Домашнее задание
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
Домашнее задание
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
Домашнее задание
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
Домашнее задание
2. Учебник с. 66-68 прочитать, ответить на вопросы в конце темы, выполнить задания, ТПО с. 28 №2, с. 29 №4. В доп. литературе, Интернете найти информацию об использовании человеком водных ресурсов нашей страны.
Самоанализа
открытого урока «Окружающий мир» в 4 «Б» классе.
по теме: «Моря, озера и реки России».
Учитель: Асеева Е. И.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: ознакомить обучающихся с крупнейшими морями, озерами и реками России.
Задачи:
Образовательные: активизировать и обогатить знания обучающихся об окружающей среде, о водоемах нашей Родины; способствовать формированию умения работать по карте.
Развивающие: развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение; расширить представления детей о водоемах России.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Планируемые результаты:
Личностные: Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: понимать, принимать и формулировать учебную задачу; сохранять УЗ в течение всего урока; планировать свои высказывания и свои действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
Предметные: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера и реки; рассказывать о географических объектах по карте, характеризовать их особенности; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.
Оборудование: презентация, физическая карта России, карточки для парной и самостоятельной работы, контурные карты, кораблики для игры.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. На уроке были использованы следующие методы обучения: по виду источника информации:
∙ словесные (объяснение, беседа с учащимися);
∙ наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
∙ практические (работа с карточками).
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. На данном уроке дети не получали знания в готовом виде, а добывали их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Самостоятельно ставили цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывали тему урока.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке использовались информационные компьютерные средства. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированы. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по-своему успешен.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера,
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, санпин)
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников четвертого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей четвероклассников.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме:" Моря,реки и озёра России"
Урок окружющего мира по теме:"Моря,реки и озёра России"...
моря, реки и озёра России
Разработка урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Моря,реки и озёра России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе ....

"Моря, реки, озёра России" тест 4 кл. окружающий мир
Проверка знаний в виде теста на уроке окружающего мира в 4 классе после изучения темы: "Моря, реки, озёра России". Тест содержит семь вопросов по различным направлениям данной темы....

Конспект урока на тему"Моря, реки озёра России" (УМК"Школа России"4 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Планируемые результаты Предметные: · ...

Самостоятельная работа по окружающему миру по теме "Реки и озёра России"
Данный материал направлен на закрепление знаний учащихся по теме "Реки и озёра России". Работа разделена по вариантам, в каждом из которых 11 заданий....

Электронная игра по окружающему миру по разделам "Равнины и горы России", "Моря, реки, озёра России"
Электронная игра по окружающему миру по разделам "Равнины и горы России", "Моря, реки, озёра России"...






