Технологическая карта урока окружающего мира по теме: Кожа и ее значение, функции кожи
материал по окружающему миру (4 класс)
Класс: 4
УМК/ Образовательная технология: Система развивающего обучения Л.В.Занков
Предмет: Окружающий мир
Тема: Кожа и ее значение, функции кожи
Тип урока: урок рефлексии.
Модель смешанного обучения: «Перевернутый класс»
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок 4. Строение человека.
Цель: организовать деятельность учащихся для знакомства со строением кожи, свойствами и функциями кожи.
Планируемые образовательные результаты***
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
оперируют понятиями: кожа, эпидермис, дерма, роговой слой, кровеносные сосуды, потовые железы, называют свойства кожи, раскрывают функции кожи, проводят наблюдения и обобщают результаты личных наблюдений в окружающем мире | самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины коррективы | умение осуществлять познавателный поиск, преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить рассуждение; понимать содержание текста, принимать полученную информацию при выполнении заданий; находить и применять необходимую информацию; анализировать объекты с выделением отличительных признаков; проводить сравнения и классификацию по заданным критериям | включаться в диалог с учителем и одноклассниками; формировать ответы на вопросы; признавать свои ошибки; слушать партнера, договариваться, приходить к общему мнению, совершенствовать работу в группе; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №8»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 8(39155)7-00-60, 7-10-04, 7-01-31, 7-00-16, 7-04-10; факс: 8(39155)7-00-60
E-mail:school8nazarovo@nazarovo.krskcit.ru
Технологическая карта урока*
ФИО учителя: Макаенко Ирина Анатольевна
Класс: 4
УМК/ Образовательная технология: Система развивающего обучения Л.В.Занков
Предмет: Окружающий мир
Тема: Кожа и ее значение, функции кожи
Тип урока: урок рефлексии.
Модель смешанного обучения: «Перевернутый класс»
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок 4. Строение человека.
Цель: организовать деятельность учащихся для знакомства со строением кожи, свойствами и функциями кожи.
Планируемые образовательные результаты***
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
оперируют понятиями: кожа, эпидермис, дерма, роговой слой, кровеносные сосуды, потовые железы, называют свойства кожи, раскрывают функции кожи, проводят наблюдения и обобщают результаты личных наблюдений в окружающем мире | самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины коррективы | умение осуществлять познавателный поиск, преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить рассуждение; понимать содержание текста, принимать полученную информацию при выполнении заданий; находить и применять необходимую информацию; анализировать объекты с выделением отличительных признаков; проводить сравнения и классификацию по заданным критериям | включаться в диалог с учителем и одноклассниками; формировать ответы на вопросы; признавать свои ошибки; слушать партнера, договариваться, приходить к общему мнению, совершенствовать работу в группе; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Ход урока
№ | Этап урока**** | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Самостоятельная работа дома | Знакомство со строением кожи, ее свойствами | Самостоятельная работа 1.Просмотр учебного видеоурока по теме: «Кожа» https://ya.ru/video/preview/17243705476756010497 2. Самостоятельная работа с карточкой. Текст домашнего задания: Просмотрите видеоролик, на основе этого просмотра допиши предложения в карточке. Карточка Самый большой по площади орган нашего тела – это ___________. Она состоит из _________слоев. Тонкий слой кожи __________________. Во втором слое находятся _________, ___________, ___________. По ______клетки посылают в ___________сообщения. Слой богатый жиром оберегает кожу от ____________, ________, ________. Кожа, регулирует температуру тела, количество воды в организме, выводит вредные вещества с помощью ____________. | 1. Составление текста домашнего задания. 2..Подбор учителем учебного видеоурока. 3. Отправка домашнего задания через образовательную платформу. | Самостоятельное решение учебной задачи, находят в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде ,применяют полученную информацию при решении учебной задачи, знакомятся со строением кожи, ее значением. | На основе просмотра учебного видеоурока ученики познакомились со строением кожи и ее значением | Заполнена карточка |
2. | Проверка домашнего задания и деление на группы | Выявление качества выполнения домашнего задания | Фронтальная работа: учитель задает вопросы: Что делали дома? Все ли справились с домашней работой. Работа в паре 1.Учитель просит проверить свою работу домашнюю работу в паре, по образцу, представленному на слайде презентации. 2.Учитель просит взять оценочные листы и оценить свою работу в соответствии с предложенными критериями. | 1.Для проверки домашнего задания составляет текст-образец: Самый большой по площади орган нашего тела – это кожа. Она состоит из двух слоев. Тонкий слой кожи наружный. Во втором слое находятся корни волос, волосяные луковицы, клетки. По нервам клетки посылают в мозг сообщения. Слой богатый жиром оберегает кожу от переохлаждения, перегрева, ударов. Кожа регулирует температуру тела, количество воды в организме, выводит вредные вещества с помощью пота (потовых желез) . 2. Подготавливает к уроку презентацию. 3. Для работы организует зоны: практическая работа и работа с учителем.( Учащиеся, получившие за домашнюю работу , 3и 2 балла садятся в зону: Практическая работа. Учащиеся, получившие, 1 и 0 баллов садятся в зону: Работа с учителем. | Выполняют правила совместной деятельности: справедливо оценивают работу каждого участника; не допускают конфликтов; ответственно выполняют свою часть работы. | 1.Домашняя работа проверена и оценена в соответствии с предложенными в оценочном листе критериями. 2..Выявлен уровень выполнения домашней работы. 3. Класс в соответствии с качеством выполнения домашней работы разделен на 2 группы: 1. группа -ученики выполнили домашнюю работу на 3-2 балла, они имеют базу для самостоятельной (практической) работы; 2. группа- ученики не выполнившие домашнюю работу и выполнившие домашнюю работу на низком уровне (1- 0 баллов). | 1. Проверка домашней работы по образцу. 2. Взаимооценка в листе достижений в соответствии с предложенными критериями. 3б.- работа выполнена без ошибок 2б.- допущено 1-2 ошибки 1б.- допущено 3-4 ошибки 0б.- допущено 5 и более ошибок (Приложение 1) |
3. | Изучение нового материала | Знакомство с функциями кожи | 1 Групповая работа 11группа. Знакомится с функциями кожи в процессе практической работы. Папка с листами продвижений, инструкции, необходимые инструменты у вас на столах. 2 группа. Знакомство со строением, свойствами и функциями кожи. Работа с текстом+ помощь учителя. Инструкция и тексты в папках. Листы продвижения на каждого. |
На основе проделанной работы назовите функции кожи. Можем дать ответ на вопрос учителя? Сформулируйте тему урока. Поставим цель. 2.Учитель организует работу каждой зоны: Сегодня работать будем в группах. - В каждой рабочей зоне разделитесь на группы рандомно. Выберите капитана. На работу 15 минут и защита. Вспомним правила работы в группе. Капитаны раздайте рабочий материал. Возьмите нужную вам инструкцию. Обращаю ваше внимание, что при работе, есть задание под звездочкой. | Формулируют с помощью учителя цель предстоящей работы; планируют самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивают последовательность выбранных действий; осуществляют контроль процесса и результата своей деятельности; коллективно строят действия по достижению общей цели: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс и результат совместной работы; проводят по предложенной инструкции небольшие опыты с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов для выявления свойств и функций кожи; извлекают информацию из текста. | В процессе практической работы/ работы с текстом и учителем знакомятся с функциями кожи | Заполняются листы продвижений (Приложение 2) |
4. | Защита | Проверка и оценка выполненной работы | Коллективная форма работы
| 1.Организует защиту: группу, выполнявшую практическую работу просит выйти к доске и представить результат своей работы. Затем группа, работающая с текстом, представляет свои результаты. 2.Учитель просит дополнить, задать вопросы. 3.Предлагает в группе проверить оценить свою работу в соответствии с предложенными критериями: 3б.- работа выполнена без ошибок 2б.- допущено 1-2 ошибки 1б.- допущено 3-4 ошибки 0б.- допущено 5 и более ошибок(Приложение 1) по образцу на слайде. | В процессе защиты ученики берут на себя разные функции: представление результата работы, проверка и корректировка. 1.Представляют результаты проделанной работы. 2. Фиксируют изученные понятия на доске. 3. Сравнивают полученные результаты с образцом на слайде. 4. В группе дают оценку своей работе в соответствии с предложенными критериями. | 1.Определена связь между свойствами и функциями кожи. 2. Дано определение каждой функции. 3. Проведена оценка проделанной работы | 1. Представлены результаты работы в виде листов продвижений. 2. Результаты работы проверены по образцу. 3. Взаимооценка в соответствии с предложенными критериями. |
5. | Итог | Проверка, достигнута ли цель урока. Проверка освоения нового материала с помощью теста. | Фронтальная работа 1.Соотносят цель и результат проделанной работы. Проверочная работа 1. Проверяют уровень освоения нового материала, с помощью предложенного учителем теста. 2. Подсчитывают, баллы и выставляют себе отметку в соответствии с предложенными критериями | 1.Учитель просит назвать цель урока. Достигнута ли она. 2. Учитель предлагает проверить свои знания с помощью теста и ключа к нему. Ответь на вопросы теста, выбрав правильный ответ. Кожа- это А) скелет человека Б) наружный покров тела В) орган обоняния Какую роль играет жир, который выделяет кожа? А) жир делает кожу мягкой и эластичной Б) жир делает кожу крепкой и сильной В) жир делает кожу ловкой и стройной Какие функции выполняет кожа? А) защитную Б) дыхательную В) является опорой тела Г) чувствительную Д) выделительную Какое значение пот имеет для организма человека? А) успокаивает Б) выводит вредные вещества В) делает кожу мягче С помощью чего кожа регулирует температуру тела? А) мышц Б) нервных окончаний В) кровеносных сосудов Г) пигмента Д) пота 1. б) 2. а) 3.а) б) г) д) 4. б) 5. в) д) Итого 9 баллов 2.Просит в оценочных листах поставить себе отметку в соответствии с заработанными баллами: (Приложение 1). | Конструируют обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкрепляют их доказательствами; объективно оценивают результаты своей деятельности | 1.Подведен итог проделанной работе. 3.Цель достигнута. | В соответствии с критериями оценочных листов каждый ученик получил отметку. |
6 | Домашнее задание | Ученики формулируют с помощью учителя цель предстоящей домашней работы | Дискуссия по выбору домашней работы
| Учитель предлагает обсудить какое домашнее задание могут задать себе ученики по изученной теме в соответствии с уровнем освоения нового материала. | Приводят аргументы и факты. Выделяют проблемы и способы их разрешения. Соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику. Признают возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывают своё мнение; приводят доказательства своей правоты.
| После дискуссии ученики решили выбрать творческие задания: составление кроссвордов, моделей, презентации. Форму организации работы- работа в малой группе. | Наблюдение |
Итоги и самоанализ урока ***** | На данный урок была поставлена цель: организовать деятельность учащихся для знакомства со строением кожи, свойствами и функциями кожи. Для реализации цели была использовала технологию смешанного обучения модель «Перевернутый класс». Дома ученики самостоятельно просматривали учебный фильм по новой теме: «Кожа», а затем работали с карточкой, в которую должны были дописать пропущенные понятия. Информация об успешности освоения дома нового материала каждым учеником была проверена в начале урока. Для проверки на слайде был представлен образец домашней работы и критерии к нему. В процессе проверки, выяснилось, что 3 ученика не выполнили домашнюю работу. На этапе актуализации знаний, через вопрос учителя, ученики выделили проблему: не знают функции кожи, поставили цель. Для реализации цели, использовалась групповая форма работы. Ученики, выполнившие домашнюю работу, на 3-2 балла выполняли самостоятельно практическую работу. Остальным было предложено остаться работать с учителем. С учителем могли остаться и те ребята, которые получили высокие баллы, но были не уверены в своих силах. Использование листов продвижений, инструкций в групповых видах работы помогли выявить новые свойства кожи, либо актуализировать уже имеющуюся информацию, познакомиться с функциями кожи. Пока одни выполняли практическую работу, учитель работал с группой учащихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нём. При решении практических заданий учащиеся могли помогать друг другу в освоении материала, а выслушивая выступления соотнести представленную информацию, дополнить, откорректировать.. Таким образом через решение практических задач, через коммуникацию в группах, через дискуссию реализовывались и регулятивные, личностные и коммуникативные результаты деятельности. Уровень освоения нового материала, учащиеся проверили в конце урока с помощью теста. а критериальное оценивание, помогло учащимся определить свой уровень знаний на уроке и в целом по теме. Урок был дан на городском уровне, где получил высокую оценку от слушателей. | ||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Оценочный лист
Ф.И. ученика_______________________________________________________________
№ | Этапы урока | Показатели баллов | Баллы |
1. | Домашняя работа | 3б.- работа выполнена без ошибок 2б.- допущено 1-2 ошибки 1б.- допущено 3-4 ошибки 0б.- допущено 5 и более ошибок | |
2. | Самостоятельная работа | 3б.- работа выполнена без ошибок 2б.- допущено 1-2 ошибки 1б.- допущено 3-4 ошибки 0б.- допущено 5 и более ошибок | |
3. | Тест | За каждый верный ответ -1 балл. Ключ 1. б) 2. а) 3.а) б) г) д) 4. б) 5. в) д) Итого 9 баллов | |
3. | Итог | 15 баллов- 14 баллов – отметка 5, 13 баллов-9 баллов.- отметка 4, 9 баллов —5 баллов- отметка 3, 4 балла -0 баллов- отметка 2 | |
Отметка за урок- | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНДИВИУДАЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОДВИЖЕНИЯ
Практическая работа
Фамилия Имя
Заполни лист продвижения после работы на своем этапе.
Название работы | Задания | Количество ошибок | ||||||||||||
Практическая работа |
На ощупь кожа _____________ и ________________. Через поры кожи выделяются __________ и ______________. Значит, кожа выполняет _____________ функцию. Кровеносные сосуды кожи контролируют расход ______________. Если холодно они _______________________, если жарко сосуды__________________. Значит, кожа регулирует ______________ тела. В мире нет людей с одинаковыми______________ пальцев. Слова для справок: прочная, быстрая, шершавая, мягкая, твердая, сладкая, эластичная, сужаются, быстрая, жир, тепла, расширяются, чувствительная, холодная, пот, сахар, белая, дышащая, плавающая, отпечатками, выделительную, температуру 2. Заполни таблицу, используя предложенный текст и результаты практической работы.
|
2 группа Самостоятельная работа с текстом + помощь учителя
ИНДИВИУДАЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОДВИЖЕНИЯ
Фамилия Имя
Заполни лист продвижения после работы на своем этапе.
Название работы | Задания | Количество ошибок | ||||||||||||
Работа с текстом | 1.Допиши предложения после работы с текстом. Кожа у человека ____________ и __________.Часть вредных веществ выделяется из организма с помощью - __________. Поэтому кожу человека можно считать - ____________органом. С помощью нервных окончаний кожа выполняет -__________________ функцию. Здоровая кожа препятствует проникновению жидкостей и ______________ в организм. В мире нет людей с одинаковыми______________ пальцев. Слова для справок: выделительным ,вредные, шершавая, твердая, сладкая, эластичная, защитную, быстрая, жир, тепла, отпечатками, чувствительную, мягкая, пота, сахар, белая, дышащая, плавающая, отпечатками, вода, вещества. 2. Заполни таблицу, используя текст, из задания РАБОТА С ТЕКСТОМ
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 группа
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ( время работы 15 минут)
- Подпишите лист продвижения.
- Выполните практическую работу.
- Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?
- Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?
- Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они? Что выделяется через эти поры?
- Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к зеркалу. Что видите? Зачем коже жир?
- Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым. Обратите внимание на кровеносные сосуды. Они контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме.
Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.
- Возьмите краски, кисточкой нанесите чёрную краску на большой палец и отпечатайте на листочке. Сравните свой отпечаток с отпечатком соседа.
- Потрогайте батарею, стекло у окна. Что вы почувствовали?
- Слегка ущипните себя. Что вы почувствовали?
- Рассмотрите схему строения кожи. Как связано строение кожи и ее функции.
3.Выполните задание в индивидуальном листе продвижения в колонке: «Практическая работа»
4.Оцените себя!
5. Выполните задание 2.
2 группа
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. Время работы 15 минут.
- Вместе с учителем рассмотрите строение кожи. Как ты думаешь, какими свойствами может обладать кожа?
- Прочитай текст. Любые пометки при работе с текстом делать можно.
2.Выполните задание в индивидуальном листе продвижения в колонке: « Работа с текстом»
3.Оцените себя!
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Кожа – это наружный покров тела живого существа.
Кожа является самым большим органом человеческого тела. Общая площадь кожи взрослого составляет около 2 кв. метров, что сравнимо с размером простыни. Весит она 3 кг – от общего веса тела.
Кожа выполняет следующие жизненно важные для нашего организма функции:1. Защитная функция— будучи прочной и эластичной, кожа предохраняет от механических повреждений, вызываемых давлением, трением или ударами. Предохраняет организм от излишней потери воды, защищает его от воздействия ультрафиолетовых лучей. Образует витамин D из эргостерина под влиянием ультрафиолетовых лучей. 2.Терморегуляция- контролируют расход тепла. Кожа пронизана кровеносными сосудами. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме. 3. Выделительная. Обеспечивает выведение вредных веществ из организма с помощью пота. 4. Дыхательная – через поверхность чистой кожи осуществляется дыхание.5. Чувствительная функция. Кожа – орган осязания, с помощью ее мы чувствуем боль, реагируем на изменения в окружающей среде. Так как в ней много нервных окончаний. 6. Кожа – орган приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды (закаливание).
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Причина смерти «золотого мальчика» в Италии в 1646 году.
В роскошном замке миланского герцога Мороссо состоялось праздничное шествие, которое возглавил мальчик, тело которого было сплошь покрыто золотой краской. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. На следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала, вскоре он заболел и умер.
Что произошло с мальчиком?
Кожу называют одеждой тела. От чего она защищает человека?
- Через точки-поры на поверхность кожи выделяется пот из потовых желез. Пот–это вода и растворенные в ней вещества- отходы нашего организма. Значит, с помощью пота выводятся вредные вещества.
- Испаряясь, пот ещё и охлаждает наш организм, спасает его от перегревания. В этом случае кожа краснеет.
- Рядом с потовыми железами находятся крохотные сальные железы. Они выделяют жир. Жир препятствует проникновению жидкостей и бактерий внутрь тела, а также делает нашу кожу упругой и гибкой.
Долгое время причина смерти оставалась загадкой. Предполагалась гибель от недостатка воздуха или самоотравления организма вследствие прекращения выделения пота.
Разрешить вопрос помог эксперимент, проведённый в XIX веке в Германии. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. У обоих не было замечено никаких вредных последствий для здоровья. Однако подопытным было трудно переносить холод.
Таким образом, к смерти «золотого мальчика» привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"
Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Значение кровеносной системы. Кровь."
Данный материал предназначается для урока по окружающему миру в 4 классе....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Карта - наш экскурсовод" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о физической карте, условных обозначениях.Планируемые результаты:Предметные:1.Формировать умения работать с физической картой;2.Тренировать умения, связан...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествуем с археологами" УМК "Плешаков А.А. Окружающий мир" (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические...

