Технологическая карта урока
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Класс: 2 класс
УМК «Школа России», автор А.А. Плешаков
Предмет: окружающий мир
Тема: Неживая и живая природа
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место и роль урока в изучаемой теме:урок открытия нового знания.
Цель: формировать знания о живой и неживой природе;раскрыть связи между неживой и живой природой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 333.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО: Сагоякова Надежда Викторовна
Класс: 2 класс
УМК «Школа России», автор А.А. Плешаков
Предмет: окружающий мир
Тема: Неживая и живая природа
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.
Цель: формировать знания о живой и неживой природе; раскрыть связи между неживой и живой природой.
Задачи:
- обучающиеся узнают, какая бывает природа;
- научатся различать объекты неживой и живой природы;
- научатся находить связи между живой и неживой природой
В процессе обучения формировать следующие блоки УУД:
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | Познавательные | коммуникативные | личностные | |
1) формирование уважительного отношения природе нашей страны; |
формулировать цель на уроке с помощью учителя;
действий на уроке;
коллективно составленному плану;
действие в соответствии с поставленной задачей;
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
предположение. | 1) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 2)умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 3) добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | 1)умение оформлять свои мысли в устной форме; 2)слушать и понимать речь других. | 1) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Методы и формы обучения: частично - поисковый; фронтальная и индивидуальная, групповой
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешаков; сигнальные карточки-кружки, цветные карандаши, фишки (красные, синие), листы с кроссвордами и ответами; картинки с изображением Муравья Вопросика и Солнышко, у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.
Предварительная работа: вырезать картинки из приложения к странице 17.
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Мотивация и самоопределение к учебной деятельности | Эмоциональный (положительный) настрой на работу | Фронтальная | На доске появляется солнышко, учитель просит детей улыбнуться друг другу и зачитывает весёлое стихотворение, создавая положительный психологический настрой учащихся. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, | Подготовка рабочего места. | Включенность обучающихся в работу, готовность к уроку. | Наблюдение за включенностью |
2 | Актуализация знаний | Настроить детей на плодотворную работу. | фронтальная Индивидуальная | Читает стихотворение. -Подумай и ответь: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, В небе тучка проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг… -Совершенно верно, т.е. природа- это всё существующее во вселенной. Читает стихотворение. -Подумай и ответь: Посмотри, мой милый друг, | Актуализируют знания, необходимые для изучения новой темы. Воспринимают информацию, осмысливают Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. природа | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий | Наблюдение за действиями и ответами обучающихся. |
3 | Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели | Фронтальная работа | - Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями? (Муравьишка Вопросик) - Он, как всегда принёс нам вопрос: -Вспомните, когда вы сегодня шли в школу, что вы видели ? - Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить? - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? Поставьте цель сегодняшнего урока -Откройте учебник на стр.31 и прочтите в учебнике название нового раздела и темы для изучения в этом разделе. -Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять. Ставится проблема -Что относится к живой, а что к неживой природе? | Растения, облака, солнце, людей, машины, деревья здания и т. д. Живые и неживые. Формулировка темы урока детьми. «Неживая и живая природа» Чтение в учебнике, чему мы будем учиться, изучая этот раздел. 1. Узнаем, какая бывает природа. 2.Научимся различать объекты неживой и живой природы; 3.Научимся находить связи между живой и неживой природой. Формулируют учебную задачу урока. Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). | Воспроизводят поставленную цель. | Наблюдение за действиями и деятельностью обучающихся. |
4 | Организация познавательной деятельности. Изучение нового материала | - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания; | Групповая Фронтальная работа | 1.Предлагает отгадать несколько загадок Муравьишки, по мере отгадывания на экране появляются картинки : -Не по рыбам, а сети расставляет.(Паук) -У родителей и деток вся одежда из монеток.(Рыба). - Распушил хвост и идёт, будто бы корабль плывёт. Закулдыкал – недоволен: Я иду – не видишь что ли! Петуха зло клювом тюк Здесь хозяин – я…(Индюк). -Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей). -По синему морю белые гуси плывут. (Облака). -И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь). -Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз). На какие группы их можно поделить? Во время выполнения данного задания у детей может возникнуть затруднение в какую группу нужно отнести тот или иной объект. Поэтому вместе с учащимися называем признаки сначала живой природы, а затем неживой. Все действие сопровождается презентацией - Рассмотрите изображения и сделайте вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой. -Назовите признаки живой природы. - Скажите, а растения дышат? - Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения? - Ребята, назовите признаки неживой природы? Ребята, какие объекты относятся к живой природе? - Ребята, какие объекты относятся к неживой природе? Игра «Найди лишний объект» и объясни, почему он лишний. | Делятся на группы с помощью цветных фишек и отгадывают загадки. Затрудняются ответить. Называют объекты живой и неживой природы Они двигаются, едят, дышат Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Человек, растения, животные, грибы. Не двигаются, не едят и не дышат. Солнце, воздух, звёзды, луна Холодильник это не природа, а рукотворный мир. Речка это неживая природа Акула это живая природа Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | Игра, наблюдение за действиями и деятельностью обучающихся. |
5 | Физминутка | Сменить вид деятельности. | Групповая | Скачет шустрая синица Ей на месте не сидится Прыг-скок, Прыг-скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки на плетень: Тири- тири, тень-тень-тень. | Повторяют движения за учителем. Дети прыгают на месте
Приседают Чешут носик Дети садятся за столы | Снятие эмоционального и физического напряжения | Переключаются с одного вида деятельности на другой |
6 | Закрепление изученного материала | организовать закрепление знаний о живой и неживой природе, составление таблицы; Организовать самостоятельное выполнение заданий | Групповая Фронтальная Работают в парах. Индивидуальная (с последующей проверкой) | Работа по учебнику. Стр.32. С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой природе, а что – к живой. Стр. 17 рабочая тетрадь задание №1 Проверка в парах. -Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы . Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ с помощью рисунков на странице 34-35. Выполнение заданий в рабочей тетради. №2 с.17- Проверка в парах. №4 с.18- | Работа по учебнику и рабочим тетрадям
Делают вывод Живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды. И подтверждают его схемой в учебнике на стр. 35. Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать Проверка в парах Регулятивные УУД:: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные УУД:: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | Решают учебную задачу Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Наблюдение, Сравнение с ответами одноклассников. |
7 | Обобщение полученных знаний. | Усвоение учащимися нового знания через способ действия с использованием сигнальных карточек -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок | Фронтальная Групповая | - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную. - Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.
Работа в группах. Отгадывание кроссворда. (у каждой группы на столах кроссворд) - Это задание Вы будете выполнять в группах. Отгадайте слово и разделите слова отгадки на 2 группы 1- живая природа, а 2- неживая природа. Какое ключевое слово у Вас получилось? | Ответы детей. -Выявляют ошибки и их причины; -Делают выводы по данной теме. Получилось слово ПРИРОДА. Объекты живой природы – это петух, белка, лиса, зебра. Объекты неживой природы – это мороз, радуга, молния. Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) | Решают учебную задачу | Игра Наблюдение опрос |
8 | Рефлексия. | Оценивают самостоятельно результат своей деятельности на уроке и соотносят самооценку с оценкой учителя и одноклассников. | Фронтальная Индивидуальная | - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным? - Что было трудным для вас? - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Ребята, у вас у каждого на парте есть шкалы, вам нужно поставить плюсик в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то ставите плюсик в самом верху. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то плюсик ставьте в середине шкалы. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то ставьте плюсик в самом низу шкалы. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на итоговые вопросы урока Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Коммуникативные УУД. Рефлексия. Познавательные УУД. Смыслообразование. Личностные УУД. | Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. |
Домашнее задание | Фронтальная Индивидуальная | Записываем в дневниках домашнее задание. Рабочая тетрадь стр.19 №6 Учебник стр.3 ответы на вопросы. | Записывают в дневник Коммуникативные УУД. | наблюдение за действиями и деятельностью обучающихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

