Тема: «Явления природы»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Гурьянова Татьяна Михайловна

Ознакомить детей с понятием «явления природы»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:


Урок: Окружающий мир . А.А.Плешаков

Тема: «Явления природы»

Тип урока: комбинированный

Цель: создание условий для ознакомления с понятием «явления природы».

Задачи:

Образовательные:

Повторить знания по теме «живая и неживая природа»;

Ознакомить детей с понятием «явления природы»;

Познакомить детей с сезонными явлениями природы;

Познакомить детей с необычными явлениями природы.

Развивающие. Развивать: кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей; познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Воспитывающие. Способствовать воспитанию: дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; интереса к предмету; эстетических чувств.

Планируемые результаты:

Предметные. Обучающиеся:

закрепят знания по теме «живая и неживая природа»;

узнают понятие «явления природы»;

ознакомятся с сезонными явлениями природы;

ознакомятся с необычными явлениями природы.

Метапредметные. Учащийся получит возможность закрепит умения:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; осуществлять взаимный контроль.

Личностные. Развить у учащихся:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Молодцы! Вспомните, на какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая

-Чем отличается живая природа от неживой? (Живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают). А как связана между собой живая и неживая природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить).

Можем сделать вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.

Постановка проблемной ситуации:

(На доске анаграммы.)

МТНУА

ДРУАГА

ЖЬДОД

ПЛСТОАДИ

— Попробуйте разгадать зашифрованные слова. (Туман, радуга, дождь, листопад.)

— Как все это можно назвать одним словом? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Явления природы)

Целеполагание: Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Явления природы». Какую цель на сегодня перед собой мы поставим? Познакомиться с различными явлениями природы.

План урока

2. Какие бывают явления природы.

3. Природные явления сезонов года.

Открытие знания: В природе постоянно происходят изменения: то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природными явлениями или явлениями природы.

Явления природы – это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

— Сколько вы знаете времен года? (Четыре: весна, осень, лето, зима.)

Работа по учебнику

(Класс делится на четыре группы. Работа по рисункам на с. 37 (по одному рисунку на группу). Учащиеся должны определить, какое время года изображено, и назвать три признака этого сезона.)

. Мы с вами вспомнили, что природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Явления живой природы – это те явления, которые происходят с растениями или животными: цветение, опадение листьев, перелёт птиц, смена окраски животных, зимние спячки и прочее. К явлениям неживой природы относят: грозу, радугу, дождь, туманы, ураганы и так далее. Давайте с вами разберём, какие же природные явления характерны для каждого из сезонов.

Зима

Посмотрите на изображение и подумайте, какие природные явления могут быть характерны для зимы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель – это снегопад с ветром. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда.

К явлениям живой природы можно отнести смену окраски зайцев и белок, спячку медведей и ежей, прилёт таких птиц, как снегири.

Весна

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние – поскольку от солнца приходит больше тепла, снег начинает таять.

Половодье – отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Проталины – они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро.

Ледоход – весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Для весны уже не характерен снегопад, но зато начинают идти дожди.

Гроза – в конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере.

Это все примеры явлений неживой природы. Рассмотрим несколько примеров из живой природы:

Цветение – первые почки на деревьях появляются в конце апреля – в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся надеть зеленые наряды.

Появление насекомых.

Прилет перелётных птиц, пение птиц.

Лето

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь – летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара – летом лучи солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга – возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой.

К явлениям живой природы, к примеру, относятся: Цветение – оно начинается весной и продолжается все лето.

Осень

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Туманы – при высокой влажности воздуха, например, после дождя или сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса – это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды.

Ливень – это сильный, "проливной" дождь.

Живая природа:

Листопад – дерево начинает избавляться от листьев, чтобы выпавший снег зимой не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад.

Перелёт птиц на юг.

Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связаны с каким-то временем года. Это довольно необычные явления природы, которые являются достаточно редкими, а некоторые из них даже и очень опасными, как для природы, так и для человека: северное сияние, шаровая молния, мираж, цунами, землетрясение, торнадо, извержение вулкана.

Закрепление: каждой группе карточка с описанием времени года – определить и назвать время года.

Когда это бывает?

• Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег, реки, озера, пруды покрываются льдом. (Поздней осенью.)

• Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми и опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Осенью.)

• Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Зимой.)

• Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Весной.)

• Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Летом.)

Подведение итогов

– О чём мы сегодня говорили на уроке? (О явлениях природы)
– С чем связаны явления природы? (С сезонными изменениями)

– На какие группы можно разделить явления природы? (явления живой природы, явления неживой природы)
– Приведите примеры осенних изменений? (Дождь, дни короче, птицы улетают)

Рефлексия:

Оцените свою работу на уроке, отметив себя на лестнице успеха

Д/З стр #1086;тветить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока окружающего мира во 2 классе по теме "Явления природы" с использованием современных образовательных технологий

На уроке при проведении практической работы используются следующие современные образовательные технологии:обучение в сотрудничестве (работа парами) и технология решения исследовательских задач....

тест к уроку по теме "Явления природы"

Предлогаемый тест поможет проверить знания усвоенные по данной теме...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Явления природы"

Данная работа содержит познавательный материал, представленный в загадках, занимательных заданиях на тему "Явления природы".  Предназначен для использования на уроках окружающего мира в 1 классе....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Явления природы"

Разработка урока (конспект  ) по окружающему миру по теме "Явления природы". 1 класс...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. Тема: «Явления природы».

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.Задачи:Образовательные:1....

Конспект урока окружающего мира на тему " Явления природы" 2 класс

Данный конспект разработан  согласно ФГОС...

урок окружающего мира по теме "Явления природы"

middot;        Материал поможет детям:·            узнать, что такое явления природы, термометр (давать определе...