Конспект урока окружающего мира на тему " Явления природы" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Ткачишина Оксана Борисовна

Данный конспект разработан  согласно ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 класс

Учитель: Ткачишина Оксана Борисовна

Дата проведения: 07.10.2016 г.

Место проведения: ГБОУ СОШ №8 г.о. Октябрьск Самарской области

Уровень: муниципальный

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема урока: Явления природы.

Цели учебного занятия

  1.  Познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления».

  1. Формировать УУД:

    Личностные УУД: вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;  

    Регулятивные УУД: предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    Познавательные УУД: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; использовать модели для объяснения природных явлений; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в схематическую), наблюдать  за природными  явлениями с целью познания природы;  

    Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать своё отношении к чему-либо, уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве;

Задачи урока

1) Образовательные: 

       - на основе наблюдений познакомить детей с явлениями природы;

- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять, классифицировать объекты природы по существенным признакам, различать объекты неживой и живой природы

  2) Развивающие: 

          - развивать кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей; развивать и         совершенствовать изобразительные навыки.

- развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия.

3) Воспитательные: 

- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

- способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые  результаты

 1) Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):

- научатся: описывать, характеризовать изученные природные  явления, называя их существенные признаки, характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в неживой природе;

- получат возможность научиться: наблюдать за явлениями природы; анализировать и использовать модели для объяснения природных явлений; расширить и систематизировать свои знания о природе; формировать выводы на основе наблюдений;

2) Метапредметные  (компоненты  культурно-компетентностного опыта, приобретённая  компетентность):

- Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

- Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

3) Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.

Основные понятия

Явления природы, сезонные явления

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Информационно-технологические ресурсы 

  1. УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» 2 класс,

А.А.Плешаков.

  1. Медиаресурсы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

  1. ЭОР: 

- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»,

  2 класс, авт. А.А. Плешаков

 https://www.youtube.com/watch?v=FM6H6WfipMg 2:37

https://www.youtube.com/watch?v=zHRHOfBGG5w 1:01

Организация пространства:

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная  работа, работа в парах.

Технология

проведения урока

(этапы)

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.

Ребята! На нашем дереве целей  должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите!

  • повторять то, что знаем
  • баловаться
  • узнавать новое
  • играть в умные игры
  • советоваться с другом
  • помогать другу
  • мешать другу
  • смеяться над неудачами
  • радоваться за себя и класс

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

На доске  - изображение дерева, на котором появляются «нужные» листочки.

Конкретизирует и подводит итог в определении целей.

Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.

Дети выбирают листочки:

  • повторять то, что знаем
  • узнавать новое
  • играть в умные игры
  • советоваться с другом
  • помогать другу
  • радоваться за себя и класс

(доказывают, почему выбрали эти цели)

Регулятивные УУД: 

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Личностные УУД: 

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям,  готовности к сотрудничеству

-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(5  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений учащихся;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.  

- Что вы видите на фотографиях? (Слайды № 1-6. Природные явления).

- Как все это можно назвать? Кто догадался?

- И так тема нашего урока «Явления природы»

- Какие задачи будем решать на уроке?

- Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи?

- По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки.

Создаёт проблемную ситуацию.

Помогает учащимся сформулировать цель урока и составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения.

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы.

Комментарии детей: дождь, радуга, молния, торнадо, шторм, метель.

Высказывания детей

Регулятивные УУД: 

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт  разных мнений и умение обосновывать своё.

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

– Ночью мне приснился сон, будто проснулась я, вышла на улицу и остолбенела. Слева от меня береза роняла свой яркий желтый наряд, справа  – снеговик с носом-морковкой стоит среди сугробов, а прямо передо мной – огромная, яркая радуга раскинула свой мост, озорные мальчишки пускают кораблики по весёлому ручейку. От неожиданности я проснулась.

– Что меня удивило?

– Почему все это не может происходить в одно время?

– От чего будет зависеть то, что происходит в природе?

Создаёт условия для организации деятельности по планированию.

Ставит учебные задачи, вопросы, моделирует ситуации, в ходе решения которых учащиеся приходят к осознанию нехватки определенных знаний и умений.

Учащиеся обсуждают план  по поиску решения проблемы.

Вспоминают, что им известно по изучаемому материалу, определяют «поле своего незнания».

Познавательные УУД

(общеучебные):

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(6 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

– Чтобы увидеть, какие природные явления встречаются в разные времена года, мы отправимся в заочное  путешествие.

И посмотрим небольшой сюжет, в котором возникла такая же проблема.

https://www.youtube.com/watch?v=FM6H6WfipMg 2:37

- Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

- Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

- Сколько времен года вы знаете?

- Сейчас вы разобьетесь на 4 группы по временам года. Каждая группа выберет фотографию, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе характеристику. (Слайды № 7-10. Времена года: лето, осень, зима, весна).

Во время ответов детей на мультимедиа появляются по очереди те же фотографии.

- Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока?

Организует просмотр видеоурока

Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи.

Создаёт условия для организации работы в группе.

Учащиеся смотрят отрывок видеоурока и знакомятся с явлениями природы

Знакомятся с творческим заданием  и выполняют его.

Ответы детей.

По одному человеку подходят к столу учителя и вытягивают картинку.

Дают краткую характеристику временам года.

Рассматривают фотографии на мультимедиа и называют явления, которые они видят.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика

Личностные:

-оценка своих поступков, действий, слов.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Физкультминутка

(1 мин)

Выросли деревья в поле.                              Хорошо расти на воле!         Каждое старается,                

К небу, к солнцу тянется.                        Вот подул веселый ветер,                             Закачались тут же ветки,                              Даже толстые стволы

Наклонились до земли.       Вправо-влево, взад-вперед –                    Так деревья ветер гнет.      

 Он их вертит, он их крутит.                        Да когда же отдых будет?

Показывает движения.

Выполняют движения.

Потягивания – руки в стороны.

Потягивания – руки вверх

Машут руками.

Наклоны вперед.

Наклоны вправо-влево, назад-вперед.

Вращение туловищем.

Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: 

- умение слушать и выполнять инструкцию учителя.

V. Реализация построенного проекта (7 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Отгадайте зашифрованную загадку: Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку

НЕСГ на полях, (Слайд 11)

ДЁЛ на реках,

ВГЮЬА гуляет,

Когда это бывает?

В каком царстве мы с вами очутились? В царстве зимы. (Слайд 12)

А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе?

Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи?

Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! (Слайд 13)

• Как вы думаете, зачем нужен снег природе?

(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)

Учитель: А что же происходит на реках?

(В сильные морозы вода замерзает)

Это явление называется ледостав.

А теперь внимательно посмотрите на картины известных художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) 

(Слайд 14-15)

По каким признакам вы это определили? 

• Какие явления природы происходят весной?

Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Прослушаем звуки грозы.

Организует фронтальную работу. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты.

Предлагает выстроить высказывание по модели.

Задает вопросы, вскрывающие ошибки обучающихся.

Организует прослушивание.

Предпринимают попытки различными путями решить поставленную учебную задачу.

Выявляют недостающие знания и умения, строят учебную модель

Составляют кластер

Учащиеся переносят полученные знания в ситуацию.

Дети рассматривают картины художников.

Отвечают на вопросы

Дополняют кластер: ледоход, гроза.

Прослушивают звуки грозы и дождя. 

Личностные УУД: 

- формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться, находить общее решение, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:  

- умение работать по коллективно составленному плану.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(7  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…

– Что пришло, ребята? (Лето.) Что же летом происходит?

– Рассмотрите фото, найдите объяснение в учебнике о летних явлениях природы.

Что такое град? Что такое радуга, и как она образуется?

А что же такое ветер?  Какие ветры дуют летом?

В какое время года мы наблюдаем сильный ветер?

А что такое буря? 

Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано? (Слайд 16) 

ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса).

В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью) 

 В природе постоянно происходят различные изменения. Ночь сменяет день. Идет дождь, град, снег. Дует ветер, гремит гром, сверкает молния. Тает снег, замерзают реки и озера. Случаются землетрясения, наводнения, бураны.

А теперь посмотрим ещё один небольшой видеоролик и познакомимся с другими явлениями природы.

https://www.youtube.com/watch?v=zHRHOfBGG5w 1:01

Организует работу в парах.

Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи.

Организует просмотр видеоролика

Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром.

Соотносят материал с жизненным опытом.

Выбирают учебную ситуацию в одной из форм.

Добавляют кластер: листопад, туман, роса.

Учащиеся смотрят отрывок видеоурока и знакомятся с явлениями природы: брайникл или «Палец смерти», гало, глория, огненная радуга, северное сияние, зелёный луч.

Регулятивные УУД: 

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений  и  отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз  (1 мин)

А теперь немного отдохнём и проведём минутку отдыха для глаз.

На уроке мы читали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно.

Солнце очень далеко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдём,

Вправо, влево повернём.

А потом скатились вниз.

Жмурься сильно, но держись.

4

Учитель ведёт указкой по цветным линиям тренажёра в разных направлениях в соответствии с текстом.

Дети следят глазами за движениями указки учителя по тренажёру, выполняя гимнастику для глаз.

Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: 

- умение слушать и выполнять инструкцию учителя.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- выявить, у кого из учащихся есть затруднения в усвоении данной темы.

Выполним самостоятельно в тетрадях задание по теме: «Явления природы»

-Нарисуйте явление природы.

- А теперь предлагаю выполнить задания из электронного приложения к нашему учебнику: «Окружающий мир»

1 задание: К каждой фотографии различных явлений природы подбери подходящую подпись.

C:\Users\Valeriy\Documents\Scanned Documents\Безымянный.jpg

2 задание: Выбери рисунки, которые относятся к зимним явлениям в неживой природе.

C:\Users\Valeriy\Documents\Scanned Documents\яв пр1.png

Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Проводится работа по электронному приложению к учебнику.

Учитель демонстрирует игру на экране, объясняет задание, помогает детям в выполнении задания на интерактивной доске.

Дети самостоятельно выполняют упражнение после инструкции  учителя.

Дети выполняют задания на интерактивной доске. Здесь же происходит проверка – при неправильном выполнении задания звучит сигнал-предупреждение.

Регулятивные УУД:  

- овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД:

- овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий,  способностью с помощью вопросов,  материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию.

Личностные УУД: 

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(1мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Вы хорошо поработали!

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали?                                                                                                        - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?                                                                                  - Оцените свои достижения на уроке.                                                    - Кто доволен своей работой, все ли было понятно?

- Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, у вас всё получалось, то поднимите улыбающийся смайлик.

- Если вы работали, но было не всё понятно, и вы допускали ошибки, то поднимите серьёзный смайлик.

- Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш смайлик – грустный.

3

- Спасибо за урок!

Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя,

дают самооценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД :

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные УУД:  

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: 

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

       

 Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №8:                                                Е.В. Шляпкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Ветер" 3 класс ОС "Планета знаний"

Разработка урока окружающего мира по теме "Ветер"...

Конспект урока окружающего мира по теме «Тундра», 4 класс

Конспект урока окружающего мира  по теме «Тундра»,  4 класс...

конспект урока окружающего мира на тему "Земноводные" 2 класс

В материале представлен подробный коспект ведения урока окружающего мира на тему "Земноводные"...

Конспект урока окружающего мира на тему транспорт 3 класс

Конспект урока окружающего мира на тему транспорт 3 класс...