Животные и растения родного края. Заповедники РМ Урок окружающего мира 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Мамурова Лариса Николаевна

Познакомить детей с заповедниками Республики Мордовии; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные  уголки природы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_i_rasteniya_rodnogo_kraya._zapovedniki_rm.docx865.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

Методическая разработка

 Животные и растения родного края. Заповедники РМ

«Формирование функциональной грамотности младших школьников (естественнонаучной, математической, информационной и коммуникативной функциональной грамотности)»

Подготовила: Мамурова Л.Н,

учитель начальных классов

Рузаевка, 2025 г                                                                                              

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Окружающий мир. Класс – 3 «А».

УМК: Школа России

Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир 3 класс. Часть 1

Тема урока

Интегрированный урок. Животные и растения родного края. Заповедники РМ

Тип урока

Открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков

Цель урока

Познакомить детей с заповедниками Республики Мордовии; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные  уголки природы.  

Основные термины и понятия

Заповедник, национальный парк, лось,  кабан, венерин башмачок, чилим или водяной орех.

Информационно образовательная среда

Ресурсы

https://yandex.ru/video/preview/17856836785455058032

Межпредметные        связи        Математика  «Таблица умножения и деления с числом 9»

Информационный материал

карточки – задания для работы в группах, парах, для самостоятельной работы,

учебники.

Окружающий        мир        Национальный парк «Смольный»

Демонстрационный материал

дидактические материалы

Технология: Создание постера, схемы   и работа со схемой

Листы самооценки усвоения материала

Планируемые результаты

Предметные

-   сформировать у учащихся представления о заповедниках;

-познакомить с климатом, растительным и животным миром.

-совершенствование вычислительных навыков .

Метапредметные

  • коммуникативные: учиться комментировать содержание совершаемых действий и критически относиться к своему мнению, с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;
  • регулятивные: корректировать деятельность – выполнять работу над ошибками, намечать способы их устранения;
  • познавательные: извлекать необходимую информацию из источника
  • овладеть умениями смыслового чтения текстов
  • -выполнять задания с использованием материальных объектов (указателей), рисунков, схем.

Личностные

  • использование коллективных способов обучения, формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;
  • формирование умения анализа, творчества, активности.
  • определять личностный смысл учения на уровне положительного отношения к занятиям математикой.

- уметь строить и преобразовывать модели отдельных процессов и явлений

Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты функциональной грамотности

  1. Мотивационно-ориентировочный

  1. Поисковый этап
  1. Социальная грамотность – интегративный компонент; Коммуникативная грамотность – интегративный компонент.
  2. Математическая грамотность – предметный компонент; Языковая грамотность – предметный компонент. Информационная грамотность интегративный компонент; Естественно-научная грамотность – предметный компонент;

3. Практический этап

3. Коммуникативная грамотность – интегративный компонент; Математическая грамотность – предметный компонент. Языковая грамотность – предметный компонент. Информационная грамотность интегративный компонент; Естественно-научная грамотность – предметный компонент; Социальная грамотность – интегративный компонент;

4.Информационная грамотность – интегративный компонент. Математическая грамотность – предметный компонент. Социальная грамотность – интегративный компонент; Коммуникативная грамотность – интегративный компонент.

4.Рефлексивно-оценочный этап

УУД: Регулятивные: целеобразование - планирование - контроль - коррекция - оценка - прогнозирование

Познавательные: ориентироваться в разных источниках информации, осознавать познавательную задачу, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение, формулировать правило; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; - слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение; Коммуникативные: работать в парах, группах; - умение договариваться, действовать сообща; - уметь полно и точно выражать свои мысли, слушать, понимать речь других, принимать другую точку зрения; - уважительное отношение к соседу по парте, оказывать взаимопомощь.

Личностные: действие нравственно-этического оценивания; - эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развиваю

щие компоненты, задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации

взаимо-

действия на уроке

I. Моти- вация

(само- опреде- ление)

к учебной деятельности

Эмоциональ

ная, психологичес кая и мотивацион

ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте, ребята.

Я считаю, что слово «здравствуйте», одно из самых лучших на свете. Почему? Как вы думаете?

А для чего люди здороваются?

А вы хотите быть здоровыми? И я хочу, и все хотят. А что для этого нужно сделать?

Я всем вам и вашим близким желаю крепкого здоровья.

Что ж теперь за дело- начинаем наш урок!

Все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы считать, писать и решать задачи, чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Здравствуйте, значит будь здоров

Желают друг другу здоровья

Фронтальная, индивидуальная

II. Актуализация знаний.

 2.1.Минутка чистописания.

2.2.Устный счет

Сегодня у нас необычный урок, который включает в себя сразу несколько предметов. И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж, который вы уже имеете.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на доске:

Какие числа спрятались в этих словах? (Проверяем)

Запишите их в порядке возрастания до конца строки аккуратно, правильно прописывая каждую цифру.

Что можете рассказать о каждом числе?

 Найдите их сумму 1+13+140+100

Найдите разность    100-40-3-1

Сложите полученную сумму и разность 144+56

Уменьшите это число в 40 раз   200:40

Я думаю, что каждый из вас сегодня будет работать на 5, а значит на отлично.

Что общего в этих словах, что их объединяет?

- А как вы думаете, ребята, от человека зависит состояние природы, жизнь природы? Нуждается ли природа в помощи человека?

Уже в Древней Руси люди осознавали важность охраны природы. Эта проблема не нова. В то время, когда население было значительно меньше, а автомобили еще не существовали, использовалось выражение "борьба с природой". В современности соотношение сил между человеком и природой изменилось: сейчас нам нужна не борьба, а защита природы, которая просит нас о помощи.

1 ученик

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать.

  1.  ученик

Чтоб природе другом стать, Все загадки разгадать, Будем вместе развивать

У себя внимательность. А поможет всё узнать Наша любознательность.

Сорока, ласточка, стриж, смородина.

  1,3,40,100

Однозначное, двузначное, трехзначное. Четное, нечетное

144

56

200

5

Природа

Ответы детей

2.3.

Мотивацион-

ная основа включения учащихся в учебную деятельность

2.4 Составление схемы.

2.5 Работа с картой

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие.

- А, чтобы узнать куда мы отправимся, нужно расшифровать ключевое слово, отгадав ребус.

Что такое заповедник?

 Где можно найти определение этому слову?

Найдите определение этого слово в словарях.

Зачем создают заповедники?

- Теперь мы будем работать в группах. У вас перед глазами листы бумаги. В центре листа напишите слово "заповедник". Вокруг него запишите ваши мысли и идеи на тему: "Почему люди создают заповедники?" У вас есть 10 минут для работы.

- Каждая группа по очереди озвучит одно предположение, постарайтесь не повторять ответы (дети должны продолжать, пока все идеи не будут высказаны).

Вывод:В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

 В Республике Мордовия есть два заповедника: Мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича и национальный парк «Смольный». Сегодня мы с вами познакомимся с одним из них.

 Вам нужно решить выражения, а результаты расположить в порядке возрастания, чтобы узнать  место , где продолжится наше путешествие.(Приложение 2)

Какое же слово получилось? (Смольный)

Учитель: Где же располагается национальный парк «Смольный»? Приложение 3

Просмотр видеофрагмента

https://yandex.ru/video/preview/17856836785455058032

ЗАПОВЕДНИК

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.

( С.И.Ожегова)

Заповедник – это участок земли (либо водной поверхности), на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека (учебник)

Национальный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.

Ответы детей

Помощники в каждой группе распределяют выражения.

Дети их решают. Затем собирают результаты, располагают их в порядке возрастания и составляют слово.

(Сообщение ученика).

Природный парк Смольный расположен на территории Ичалковского и Больше-Игнатовского районов Республики Мордовия. Создан с целью сохранения природного комплекса, представляющего типичные для Мордовии экосистемы, имеющего особую экологическую и эстетическую ценность, использования его в рекреационных и культурных целях.

Групповая

Индивидуальна я

Индивидуальная, групповая.

III.Поисковый этап

3.1.        Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей

деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)

Сегодня мы будем работать по плану. Составим его:

  1. Поиск ответов на вопрос «Кто живет в национальном парке «Смольный»?» ( Работа в группах, поиск информации в разных источниках). Знаем ли мы, кто живёт национальном парке «Смольный»?»

Нет. Значит первый пункт плана: Поиск ответов на вопрос «Кто…?»

  1. Закрепление правила сложения и вычитания в пределах100 . Таблицу умножения и деления. Значит, второй пункт плана «Закрепить…»
  2. За весь урок у вас в группе накопится много информации. Поэтому её нужно сгруппировать и обобщить. Поэтому третий пункт плана: сгруппировать и обобщить информацию о национальном парке «Смольный».

- Каждое выполненное задание вы будете фиксировать в квадрате успеха. Он находится у вас на парте.

Приложение 4)

Учащиеся отвечают на наводящие вопросы учителя, тем самым составляют план.

Помощники раздают каждому ученику квадрат успеха.

Фронтальная, индивидуальная

Работа в парах

Фронтальная, индивидуальнав я

IV.Практичес

кий этап

Закрепление таблицы умножения и деления на 9

Приём - организация работы школьников с элементами алгоритма.

Учебное сотрудничест во: умение оценить свою работу и работу своего партнера, сверить с образцом

- О каких обитателях мы сегодня будем говорить, вы узнаете, выполнив следующее задание. И мы раскроем первый пункт плана.

Решение выражений в группе парами.

64:8        81:9        56:8        36:6

40:5        36:6        49:7        42:7

(Лось)         (Кабан)                (Венерин         (Чилим или                  

                                                  башмачок)      водяной орех)

        

Оценка работы.

Каждой группе даётся по 2 выражения. Они его решают парами в тетради.

Индивидуальна я, работа в парах.

V.Физкульт

мин утка

Проводит ученик

Мы в заповеднике, друзья (шагаем)
И все мы дружная семья. (Шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад. (Киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)

VI.Поиск ответов на вопрос

«Кто живет в националь

ном парке «Смольный»

Учебное сотрудничест во умение договаривать ся, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности

 Характер учебно- познавательн ой деятельности –проблемно- поисковый метод.

Беседа, работа с текстом

(Каждой группе предоставляется работа с текстовым материалом). Учащиеся работают в группах

Каждой группе  выдаётся конверт с номером .А затем учащиеся берут общий текст с пропусками и вставляют пропущенные слова и выражения.

(Приложение 5)

Проверка.

Проверка: ученик от каждой группы выходит и делится той информацией, которую они подготовили. А ученики из других групп слушают.

        Оценка своей работы.

Заполнение постера.

Учащиеся добывают информацию .

Групповая и парная форма обучения

VII.Значение природы для человека

Характер учебно- познавательн ой деятельности –проблемно- поисковый метод.

К сожалению, по вине человека возникает загрязнение окружающей среды. На уроках окружающего мира вы знакомились с правилами экологической безопасности.

Эти правила необходимо выполнять и в повседневной жизни.

Возьмите карточки со следующим заданием. Что вы должны сделать?

Приложение 6.

Оцените свою работу.

Прочитать рассказ «Воскресение в лесу». Найти  ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

1.Нельзя ходить в поход без взрослых.

2. В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

3. Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

4. Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.

5. Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.

6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

7. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.

8. Нельзя брать с собой детенышей зверей и птиц.

9. Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.

VIII.Рефлексия

Оценка

учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся.

Учитель: Посмотрите на листы самооценки. У кого всё

получилось? Кто доволен своей работой? Вы сегодня отлично поработали.

- Какая наука нам помогла достигнуть такого результата? Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Попробуем составить синквейн

Учащиеся приклеивают свои квадраты успеха на общий

лист.

 Математика

Ответы учащихся

ЗАПОВЕДНИК

Удивительный, охраняемый.

Беречь, любоваться, охранять.

Береги природу!

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК

Или ЗАКАЗНИК

Приложение 1

Приложение2

Необходимо решить выражения, а результаты расположить в порядке возрастания.

  1. 56+39=______(Ь)
  2. 73+26=_______(Ы)
  3. 34+66= ________(Й)
  4. 87-38=_________(С)
  5. 63+19=_________(О)

49

77

82

88

95

96

99

100

с

м

о

л

ь

н

ы

й

  1. 54+24 _________(Л)
  2. 50+27= _________(М)
  3. 56+40= ___________(Н)

Приложение 3

Приложение 4

         


        

Приложение 5

Лось - очень крупное животное. Длина тела самца доходит до 3 м, высота в холке - до 2,3 м, массой лось может быть 360-600 кг. Несмотря на родственность к оленям, по внешнему облику лось заметно отличается от них.
           Туловище и шея у лося короткие, холка высокая, в виде горба. Ноги сильно вытянутые, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног. Голова крупная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой. Под горлом находится мягкий кожистый вырост («серьга»), достигающий 25-40 см. Шерсть грубая, буровато-черная; ноги светло-серые, почти белые.

        Лось - очень крупное животное. Длина тела самца доходит до _______ м, высота в холке - до 2,3 м, массой лось может быть _______ кг. Несмотря на родственность к оленям, по внешнему облику лось заметно отличается от них.
         Туловище и шея у лося ____________, холка высокая, в виде горба. Ноги сильно _____________, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на _____________ передних ног. Голова крупная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой. Под горлом находится мягкий кожистый вырост («серьга»), достигающий ___________ см. Шерсть __________, буровато-черная; ноги светло-серые, почти белые.

Кабан — парнокопытное млекопитающее из рода свиней. В отличие от домашней свиньи, которая от него произошла, у кабана более короткое тело и высокие ноги. Голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее. У кабана более мощные и острые клыки.
Жёсткие волосы образуют на спине кабана небольшую гриву. Щетина чёрно-бурого цвета с примесью желтоватого оттенка.  Кабан селится в болотистой местности, среди деревьев и кустарников. Самки и молодые самцы живут в стаях, а старые самцы живут отдельно. Самки рожают полосатых поросят. Полоски помогают им маскироваться в лесу. Самка заботливо охраняет детёнышей и защищает их от врагов.
           Кабаны неуклюжи, но они быстро бегают и отлично плавают. Видят кабаны плохо, зато хорошо слышат и различают разные запахи.

Кабан — парнокопытное ________________ из рода свиней. В отличие от домашней свиньи, которая от него произошла, у кабана более _______ тело и ________ ноги. Голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее. У кабана более мощные и острые клыки.
Жёсткие волосы образуют на спине кабана небольшую ____________. Щетина чёрно-бурого цвета с примесью ____________ оттенка.      Кабан селится в ____________ местности, среди деревьев и кустарников. Самки и молодые самцы живут в стаях, а старые самцы живут отдельно. Самки рожают полосатых поросят. Полоски помогают им ____________ в лесу. Самка заботливо охраняет детёнышей и защищает их от _____.
           Кабаны неуклюжи, но они быстро бегают и отлично плавают. Видят кабаны плохо, зато хорошо __________ и различают разные запахи.

Венерин башмачок – растение из Красной книги. Относится к семейству Орхидных. Это многолетнее растение, похожее на туфельку, растет в сырых местах. Из-за красивой необычной формы цветка, который долго не вянет, собирается для букетов и пересадки на садовых участках, поэтому его количество сокращается с каждым годом. Само растение до 20 см в высоту, листья светло-зеленые, длинные, цветок может быть разного цвета: розового, желтого, сочетанием нескольких оттенков. Интересно, что насекомые, опыляющие растения, остаются внутри, прилипают и не могут выбраться.  

Венерин башмачок – растение из _________ книги. Относится к семейству Орхидных. Это _____________растение, похожее на _____________, растет в сырых местах. Из-за красивой необычной формы цветка, который долго не вянет, собирается для букетов и пересадки на садовых участках, поэтому его количество ______________ с каждым годом. Само растение до ________ см в высоту, листья светло-зеленые, длинные, цветок может быть разного цвета: __________, _____________, сочетанием нескольких оттенков. Интересно, что ____________, опыляющие растения, остаются внутри, ____________ и не могут выбраться.  

Чилим или водяной орех- однолетнее травянистое растение, образующее плавающую на поверхности воды розетку листьев. Черешки плавающих листьев голые или слабоопушенные с продолговато-эллиптическими плавательными пузырями. Листовая пластинка ромбическая или округло-ромбическая, снизу по жилкам и периферии волосистая. Диаметр листовых розеток до 60-85 см. На стебле имеются подводные линейно-ланцетные сидячие листья и зеленые, волосовидные придаточные корни, а также придаточные корни для укрепления растения в грунте. На глубоких участках корни не развиваются, и растение укрепляется в грунте с помощью прошлогоднего ореха как якорем. Цветоножки довольно тонкие с волосистым опушением, цветок имеет форму бокала, лепестки белые, удлиненно-яйцевидной формы. Плод – орех с четырьмя супротивными мощными рогами, в начале развития окружен мягкой тонкой оболочкой, быстро разрушающейся в воде. Плод имеет одно семя.

Чилим, он же водяной орех, рогульник плавающий, чертов орех и водяной каштан.

Чилим — это __________ водное растение, которое растет в стоячих или медленно текущих ____________, например, в озерах и прудах. У него гибкий и длинный _____________ стебель, который укореняется в донном иле. Есть ________ и __________ листья, мелкие, белые или розоватые цветы цветут в ______________.

Плод чилима — это _________ с твердой оболочкой, по форме напоминающая голову быка с «рогами» (наростами).  Размер плода составляет _____________ в диаметре.

Внутри темно-коричневой твердой оболочки (скорлупы) плода — ___________, слегка сладковатое семя, которое в сыром, вареном или печеном виде может напоминать и _________, и молодую ______, и даже _________.

Для кулинаров чилим — нечто среднее между ______ и ______, как к

        Приложение 6.

        

«Воскресение в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас.

Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот и это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырвал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые яички и пошли дальше. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к автобусу. Через час мы приехали к школе. Весело прошел день.

- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку по окружающему миру "Лекарственные растения родного края:ирис германский"

В презентации дана информация об уникальных целительных свойствах ириса германского (касатика),и способах заготовки лекарственнолго сырья....

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

"Поверхность Ставропольского края" - презентация к уроку окружающего мира 4 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России" по теме "Поверхность края"...