Библиотечный урок на тему "Золотая осень"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Осень- самое прекрасное и спокойное время года.Нарядная, красивая она идет и наряжает деревья в яркие наряды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечный урок для начальных классов.

Здравствуй, Золотая осень! Сайн, Алтан намар!

 Тема: Осень. Намар.  

Цель: познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями; систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.  

Задачи: 1. Уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени;  

2. Развивать познавательную активность, интерес к предмету.  

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

 Тип урока: комбинированный  

Методы: словесно наглядный, частично поисковый, практический, самостоятельная работа.  Наглядные материалы: загадки на бурятском языке, пословицы, открытая выставка, листья.  

Ход урока: 1. Мотивационный этап, контакт с детьми. Прозвенел звонок, начинается урок.  Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!   проверка готовности учащихся к уроку:

 Быстренько проверь, дружок.

 Ты готов начать урок?

 Всё на месте,  Всё в порядке,

 Книжка, ручки и тетрадки?

 Все ли правильно сидят?  

 Все ль внимательно глядят?  

 Каждый хочет получить  

 Только лишь «пятёрку»!  

2.Актуализация знаний:   Что такое окружающий мир?   На какие группы делятся предметы природы?   Какие явления природы вы знаете?  Давайте определим название вашей команды для этого вам  надо из букв составить  слова. 1 Намар (Осень)        2 Набшаhан (Листья)                                                                                                                     3. Сообщение темы: 

Если на деревьях

Листья пожелтели

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется. (М. Ходякова)

Мы начинаем с вами путешествие по временам года.

4.Следующий этап: Существует четыре времени года. Ребята назовите четыре времени года на бурятском.(Yбэл, хабар, зун, намар) Времена года  следуют одно за другим, и каждое имеет свои особенности.   Определите, про какое время года я вам сейчас прочитаю.  Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Пролетают косяки  журавлей. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Конечно, это осень. По каким ее особенностям вы об этом догадались? (ответы  детей)   Перечислите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)   Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе.  Дни становятся короче.  Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холодно. На лужах появляется  лед. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее,  затяжные и начинает падать снег.   В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)   Какие изменения происходят осенью в жизни трав, кустарников и деревьев?   А что вы знаете об изменениях в жизни животных?  

5. Ребята, знаете ли вы пословицы про осень. Я вам скажу часть пословицы,  а  вы будете  продолжать.

Пословицы для 1команде 1.Весна красна цветами, ........(а осень снопами) 2.Осень перемен .....(восемь) 3.Осень прикажет, а........(весна свое скажет) Пословицы 2команде: 1.Весна красна да голодна,......(осень дождлива, да сыта) 2.Придет осень....(да за все спросит) 3.От осени к лесу.........(назад поворота нету)

6. Игра «Третьи лишний»: Найдите лишнее слово :

1команда: Осень, зима, топор Бумага, лук, перец Золотая, урожайная, серая осень

2команде: Солнце, лук, ветер Листья, деревья, уголь Мороз, голод, холод.

7.Ребята а вы любите загадки?

 Отгадайте загадку : Стали дни уже короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.

(Осень)

Пришла без красок

И без кисти,

И перекрасила все листья.

(Осень)    

Загадки про осень.

Стали дни уже короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.

(Осень)

Пришла без красок

И без кисти,

И перекрасила все листья.

(Осень)

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года – …

(Осень)

Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют.

(Листья)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно…

(Листопад)

Загадки про осенние месяцы

Кружит яркий листопад,

Листьями покрылся сад.

С севера на юг Земли

Полетели журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)

Хоть осень на календаре,
Но веет холодом уже
И снегом сыплет на дома
Нам зимушка-зима.
(Ноябрь)

Загадки про осенние явления природы

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

(Ветер)

Неизвестно, где живёт.

Налетит — деревья гнёт.

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник, а не уймёшь.

(Ветер)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь)

Кто там топает по крыше?

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Я теперь усну едва ли

Может, кошек подковали?

(Дождь)

Не удержались в сите

Серебряные нити.

И, выскочив на волю,

Пришили тучку к полю.

(Дождь)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.

(Лужа)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко.

(Туман)

Седой дедушка у ворот,

Всем глаза заволок.

(Туман)

Подходили — грохотали,

Стрелы на землю метали.

Нам казалось, шли с бедой,

Оказалось — шли с водой.

(Грозовые тучи)

Летит птица без крыла,

Бьёт охотник без ружья,

Повар жарит без огня.

(Туча, гром и молния)

 Далан дабхар хубсаhатай

 Дунда шагтатай.   (капуста)

 Гэр соо далан хубууд hууна,

 Гэрынь уудэншьегуй, сонхошьегуй.    (угэрсэ)

Басаган нухэн соо hууна,

  Гэзэгэнь газаа байна.    (морхооб)

 Олон хубсаhатай, тэдэнь

 Тобшогуй.    (хапуста)

  Газар дорог ахай туроо.   (хартаабха)

Зуун дэгэлтэй Убгэн hууна,

 Хэн тайланаб, тэрэ бархирна   (hонгино)

Улаан басаган ногоон хунжэлтэй.(свекла)

Сагаан тахяа ногоон hуултэй. (мангиир)

Нарин ундэрбэетэй,

Наян найман таhагтай,

Таhаг буридоо ургоотэй,

Ургоо буридэнь ундэгэн. (Хоолос)

Сагаан торгон самсатай,

Ногоон торгон дэгэлтэй,

Улаан мяхатай,

Хара яhатай. (Арбуз)

                     

 А какие осенние приметы вы знаете?

Если рано опали листочки — рано начнутся зимние денёчки. 

Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу. 

Перелётные птицы летят низко — к холодной зиме, высоко — к тёплой. 

Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме. 

Если осенью берёзы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу — поздняя. 

Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая. 

Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду. 


 8.Закрепление:

Игра: «да» и «нет» Осенью цветут цветы?  Осенью растут грибы?  Тучки солнце закрывают?  Колючий ветер прилетает?  Туманы осенью плывут?  Ну, а птицы гнезда вьют?  А букашки прилетают?  Звери норки закрывают?  Урожай все собирают?  Птичьи стаи улетают?  Часто часто льют дожди?  Достаем ли сапоги?  Солнце светит очень жарко?  Можно детям загорать?  Ну, а что же надо делать:  Куртки, шапки надевать? Осенью часто дождь идёт? И метель всегда метёт? Травка осенью желтеет? Или, может, зеленеет?

Итог урока:   Что нового вы узнали на уроке?   Что вам понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечные уроки

Библиотечные уроки учитель проводит с цельб обучения ориентировки детей в " море книг" и для успешного формирования информационных умений и навыков у детей младшего школьного возраста....

Библиотечный урок "О том как создавались книги"

"Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина"....

Библиотечный урок «Суем свой нос в любой вопрос»

Библиотечный урок о первых энциклопедиях, игра по энциклопедии «Что такое? Кто такой?» для учащихся 3-х классов...

Внеклассное мероприятие - библиотечный урок. Тема: "Источники информации".

Библиотечный урок. Тема:  "Источники информации". Цель: показать младшим школьникам возможности библиотечно-информационного центра....

Библиотечный урок в 4 классе

Методическая разработка библиотечного урока в 4-м классе "О книге и библиотеке"Сыч Мария Михайловна, библиотекарьЦель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культур...

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Библиотечный урок "Заповедный мир Пришвина", 3 класс+ презентация к уроку

Библиотечный урок о жизни и творсчестве Михаила Михайловича Пришвина предназначен для учеников 3  классов. "Заповедный мир Пришвина" посвящен Михаилу Михайловичу Пришвину - писател...