Урок по финансовой грамотности. Путешествие в страну Финансов: Учимся быть грамотными
план-конспект урока по окружающему миру (2, 3, 4 класс)

Ноздреватых Ирина Ивановна

В данной работе представлен конспект нетрадиционного образовательного мероприятия по финансовой грамотности для младших школьников, которое направлено на формирование базовых знаний о деньгах и их значении в повседневной жизни. Основная цель урока заключается в обучении детей основам финансовой грамотности, включая понятия дохода, расхода и сбережений, а также развитие умений принимать осознанные решения при использовании денежных ресурсов.

В процессе занятия будут использованы разнообразные методики и подходы, включая дидактические игры, активное вовлечение детей в практические задания и ролевые игры. Такой подход позволяет детям не только усваивать теоретический материал, но и применять его на практике, что значительно повышает эффективность обучения. Урок будет структурирован таким образом, чтобы включать в себя как элементы теоретического объяснения, так и практические упражнения, которые активизируют познавательную деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Урок по финансовой грамотности» 

Тема: «Путешествие в страну Финансов: Учимся быть грамотными»

Целевая аудитория: учащиеся 2-4 классов.

Формат: урок-путешествие с элементами игры, практической деятельности и групповой работы.

Продолжительность: 40 минут.

Аннотация работы

В данной работе представлен конспект нетрадиционного образовательного мероприятия по финансовой грамотности для младших школьников, которое направлено на формирование базовых знаний о деньгах и их значении в повседневной жизни. Основная цель урока заключается в обучении детей основам финансовой грамотности, включая понятия дохода, расхода и сбережений, а также развитие умений принимать осознанные решения при использовании денежных ресурсов.

В процессе занятия будут использованы разнообразные методики и подходы, включая дидактические игры, активное вовлечение детей в практические задания и ролевые игры. Такой подход позволяет детям не только усваивать теоретический материал, но и применять его на практике, что значительно повышает эффективность обучения. Урок будет структурирован таким образом, чтобы включать в себя как элементы теоретического объяснения, так и практические упражнения, которые активизируют познавательную деятельность детей.

Ожидаемым результатом обучения станет не только осознание детьми основ финансовой грамотности, но и развитие критического мышления и навыков совместной работы. Дети смогут лучше ориентироваться в вопросах, связанных с денежными средствами, научатся планировать свои "расходы" в игре и осознают значение ответственного обращения с деньгами. В результате проведения урока ожидается, что каждый ребенок приобретет уверенность в своих знаниях и навыках, что послужит основой для дальнейшего формирования финансовой грамотности в более старшем возрасте.

Введение

Наименование описываемого мероприятия:

«Урок по финансовой грамотности» 

ФИО автора работы:      Ноздреватых Ирина Ивановна

 Возрастная группа:        7-10 лет

1. Методическая информация

Цель урока:
Сформировать у младших школьников первоначальные представления о деньгах, семейном бюджете (доходах и расходах), основах планирования и разумного потребления.

Задачи урока:

  • Образовательные (Предметные):
  • Познакомить с понятиями: «деньги», «доход», «расход», «бюджет», «цена», «покупка», «экономия», «сбережения».
  • Научить различать доходы и расходы семьи.
  • Сформировать умение планировать небольшие покупки в рамках заданного бюджета.
  • Развивающие (Метапредметные):
  • Регулятивные УУД: Развивать умение ставить цель, планировать свои действия для достижения результата, корректировать свою деятельность.
  • Познавательные УУД: Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Коммуникативные УУД: Формировать навыки работы в парах и группах, умение договариваться, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательные (Личностные):
  • Воспитывать бережное и ответственное отношение к деньгам и семейным ресурсам.
  • Формировать понимание ценности труда как источника дохода.
  • Содействовать развитию культуры финансового поведения.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся будут знать: основные финансовые понятия (деньги, доход, расход, бюджет).
  • Учащиеся будут уметь: различать доходы и расходы, планировать простые покупки, аргументировать свой финансовый выбор.
  • Учащиеся получат опыт: совместной работы, принятия финансовых решений в игровой ситуации.

Основные понятия: деньги, доход, расход, бюджет, цена, покупка, сбережения, экономия.

Оборудование и материалы:

  • Для учителя: Интерактивная доска или проектор, презентация «Что такое деньги?», музыка для физкультминутки.
  • Для учащихся:
  • Наборы карточек с изображением товаров и ценниками.
  • Игровые деньги (бумажные купюры разного номинала).
  • Карточки для деловой игры «Семейный бюджет».
  • Бланки для планирования покупок «Мой финансовый план».
  • Цветные карандаши, фломастеры.
  • Клей-карандаш.

2. Ход урока (детализированный по этапам)

Этап 1. Организационный момент (2 минуты)

  • Цель: Создать эмоциональный настрой, мотивировать на учебную деятельность.
  • Деятельность учителя:
  • Приветствует класс.
  • «Ребята, я рада вас видеть! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие по стране, которую не найдёшь на карте. Это страна Финансов! Чтобы наше путешествие было успешным, нам понадобятся внимание, смекалка и умение работать вместе. Я уверена, у вас всё получится!»
  • Деятельность учащихся: Настраиваются на работу, демонстрируют готовность к уроку.

- Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть наш урок принесет всем радость общения друг с другом.

Этап 2. Актуализация знаний. Беседа «Зачем нужны деньги?» (5 минут)

  • Цель: Выявить исходный уровень знаний детей, подвести к теме урока.
  • Деятельность учителя:
  • На экране слайд с изображением разных денег (монеты, купюры, банковская карта).
  • Задает вопросы для обсуждения:
  1. «Что вы видите на экране?»
  2. «А что такое деньги? Для чего они нужны людям?» (Ответы: чтобы покупать еду, одежду, игрушки, оплачивать квартиру, кружки).
  3. «Как вы думаете, откуда у ваших родителей берутся деньги?» (Ответ: их зарабатывают за работу). «Правильно, это – ДОХОД. Давайте хором произнесём это слово».
  4. «А на что ваша семья тратит деньги?» (Ответы: на еду, коммунальные услуги, транспорт, одежду). «Молодцы! Все эти траты называются – РАСХОД. Произнесём это слово».
  • Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы, делятся личным опытом.
  • Формируемые УУД: познавательные (анализ, построение речевого высказывания), коммуникативные.

Этап 3. Постановка учебной задачи (3 минуты)

  • Цель: Сформулировать тему и цели урока совместно с детьми.
  • Деятельность учителя:
  • «Ребята, как вы думаете, легко ли вашим родителям решать, на что потратить деньги? Что важнее купить: новые кроссовки или поехать всей семьёй в кино?»
  • «Чтобы научиться принимать такие решения грамотно, нужно уметь планировать свой бюджет. И сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое бюджет, и попробуем сами планировать доходы и расходы! Итак, тема нашего урока: «Путешествие в страну Финансов: Учимся быть грамотными».
  • Записывает тему на доске.
  • Деятельность учащихся: Участвуют в обсуждении, формулируют цель урока.

Этап 4. Открытие нового знания. Работа с понятием «Бюджет» (5 минут)

  • Цель: Ввести и закрепить понятие «бюджет».
  • Деятельность учителя:
  • Объясняет: «Бюджет – это план доходов и расходов на определённое время (например, на месяц). Представьте, что бюджет – это большой кошелёк. В него поступают деньги (доходы), и из него же деньги тратятся (расходы)».
  • Использует графическую схему на доске:
  •  «Что произойдёт, если тратить больше, чем зарабатывать?» (Кошелёк опустеет, появятся долги). «А если часть денег откладывать?» (Появятся сбережения на крупную покупку или на «чёрный день»).
  • Деятельность учащихся: Слушают, отвечают на вопросы, запоминают схему.
  • Формируемые УУД: познавательные (умение структурировать знания).

Этап 5. Первичное закрепление. Деловая игра «Семейный бюджет» (10 минут)

  • Цель: Научиться на практике распределять статьи семейного бюджета.
  • Деятельность учителя:
  • Делит класс на группы по 3-4 человека («семьи»).
  • Раздаёт каждой группе конверты:

Конверт №1 «Доход»: Карточка с цифрой – сумма семейного дохода (например, 30 000 рублей).

Конверт №2 «Расход»: Набор карточек с обязательными и желательными расходами (продукты - 10 000 р., коммунальные услуги - 5 000 р., проезд - 2 000 р., одежда - 4 000 р., кино - 1 500 р., новая игра - 3 000 р., поход в кафе - 2 500 р., копилка - ? р.).

Объясняет задание: «Вам нужно, посовещавшись, выбрать из карточек расходов только те, на которые хватит вашего дохода. Обязательные расходы (продукты, коммуналка, проезд) потратить необходимо! Оставшиеся деньги можно потратить на желаемое или отложить в копилку. Решение запишите в таблицу».

Организует обсуждение результатов: «Какая семья готова рассказать о своём плане? Почему вы решили сходить в кино, а не купить игру? Кто решил сэкономить и почему?»

Деятельность учащихся: Работают в группах, обсуждают, распределяют бюджет, заполняют таблицу, представляют результаты.

Формируемые УУД: коммуникативные (умение договариваться), регулятивные (планирование, коррекция), познавательные (анализ и синтез).

Этап 6. Физкультминутка (2 минуты)

Цель: Снять мышечное напряжение.

*«Мы немного устали, давайте отдохнём! Встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы – денежные купюры.»

*«Нас печатают на монетном дворе – потянулись вверх.»

*«Нас складывают в пачки – сели.»

*«Нас считают – быстро поморгали.»

«Нас тратят в магазине – сделали два хлопка.»

«Молодцы! Присаживайтесь на свои места.»

Этап 7. Практическая работа «Планируем покупки» (10 минут)

  • Цель: Закрепить умение планировать личные финансы.
  • Деятельность учителя:

Раздает индивидуальные бланки «Мой финансовый план».

Объясняет задание: «Представьте, что на неделе карманных расходов вам выдали 500 рублей. Перед вами список возможных покупок. Вам нужно решить, что вы купите на эти деньги, а от чего откажетесь. Свой выбор нужно не только записать, но и нарисовать в кошельке».

  • Список покупок: Булочка в столовой (50 р.), шоколадка (80 р.), яблоко (30 р.), наклейки (150 р.), кисточка для рисования (120 р.), мороженое (70 р.), проездной на автобус (200 р.), жвачки (40 р.).
  • После выполнения задания просит нескольких учеников объяснить свой выбор.
  • Деятельность учащихся: Индивидуально заполняют бланки, рисуют, объясняют свой выбор.
  • Формируемые УУД: регулятивные (контроль и оценка), личностные (самоопределение).

Этап 8. Заключени.  Подведение итогов. Рефлексия (5 минут)

  • Цель: Обобщить полученные знания, оценить свою деятельность на уроке.
  • Деятельность учителя:
  • «Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали.»
  • Задает вопросы:
  1. «Что такое доход? Расход?»
  2. «Для чего нужен семейный бюджет?»
  3. «Почему важно планировать свои траты?»
  4. «Что значит быть финансово грамотным человеком?»
  • Проводит рефлексию «Светофор»:
  1. Красный кружок: «Я ничего не понял, мне было трудно».
  2. Жёлтый кружок: «Я понял тему, но есть вопросы».
  3. Зелёный кружок: «Мне всё было понятно, я со всеми заданиями справился».
  • «Спасибо вам за активную работу! Вы сегодня были настоящими финансовыми экспертами. Полученные знания обязательно помогут вам в жизни.»
  • Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы, анализируют свою работу, выбирают кружок соответствующего цвета и, по желанию, объясняют свой выбор.

Этап 9. Домашнее задание (по желанию) (1 минута)

  • На выбор:
  1. Творческое: Нарисуйте комикс на тему «Как копилка стала тяжёлой» или «Приключения монетки».
  2. Практическое: Попросите родителей помочь составить список покупок в магазин на 1000 рублей. Подумайте, как можно сэкономить, не теряя в качестве.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок с мультимедиа презентацией "Путешествие в страну эмоций"

Данное занятие соответствует календарно-тематическому плану педагога-психолога. Соответствует программному материалу психокоррекционного воздействия в условиях коррекционного образовательного уч...

Урок-экскурсия по ПДД "Путешествие в страну Светофория"

Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных и коммуникативных связей. Данный урок ведут два педагога с  элементами спектакля,  как...

Финансовая игра "Путешествие в страну финансов"

Данна игра предназначена для учащихся 3-4 классов....

"Путешествие в страну Финансов" - конспект занятия

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе "Азбука финансовой грамотности"  Цель:  сформировать основы финансовой грамотности у детей 7-12 ле...

Путешествие в страну "Финансию"

Данный материал предназначен для уроков финансовой грамотности в начальной школе....

Командная игра по финансовой грамотности "Путешествие в Страну Денег"

Внеурочное мероприятие по финансовой грамотности на уроке математики....

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну Финансов»

Данное интегрированное занятие по финансовой грамотности для детей 6-7 лет направлено на формирование предпосылок экономического мышления и понимания финансовых отношений. Используя индивидуально-дифф...