Интегрированный урок с мультимедиа презентацией "Путешествие в страну эмоций"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Шульгина Евгения Владимировна

 

Данное занятие соответствует календарно-тематическому плану педагога-психолога. Соответствует программному материалу психокоррекционного воздействия в условиях коррекционного образовательного учреждения и актуально нарушениям эмоционально-волевой сферы и возрастным характеристикам детей. Занятие построено с учетом индивидуально –дифференцированного подхода. Объем материала на занятии дозирован и четко структурирован.  На каждом этапе занятия реализовалась главная цель психокоррекционного воздействия:  Закрепление  представлений и знаний об основных эмоциях, умения выражать свои эмоции, показывать их мимикой, а также уделялось пристальное внимание умениюориентироваться в своей системе знаний:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Т. е. прослеживается четкая взаимосвязь с учебными дисциплинами: русский язык, окружающий мир, (умение делить слова на слоги и ставить ударение, умение составлять предложения из слов, связный рассказ), а также закладывается фундамент для последующей коррекции эмоционально – волевой сферы.

         Дети четко, без дополнительной помощи психолога, умеют выделять основные эмоции по картинке, по мимике и жестам, умеют делить слова на слоги, составлять предложения из слов по понятной и доступной для них схеме.

         Отбор материала для занятия соответствует теме, задачам, цели данного занятия. 

         Мною было использовано проблемно – поисковый метод обучения, дети с моей помощью выдвинули гипотезу и сумели ее доказать. Все этапы занятия связаны с единым игровым сюжетом, что соответствует ведущему виду деятельности данной категории детей и способствует развитию познавательной деятельности.

          В течении занятия наблюдалось единство обучающих, коррекционных и воспитательных задач. На протяжении всего занятия развивались учебные умения и навыки, обогащался словарный запас соответственно теме. Весь психологический материал подобран в соответствии с нарушениями эмоционально-волевыми нарушениями.

         Структура психологического занятия построена с учетом требований к данному виду занятия: организационный момент,  формулировка темы, постановка цели, работа по теме занятия – отдельно с каждой эмоцией, подтверждение гипотезы, контролирующее задание, рефлексия учебной деятельности на занятии, домашнее задание.

         На занятии использовались  здоровьесберегающие технологии: адекватный двигательный режим, соответствие гигиеническим требованиям организации психологического занятия. Что отражается на уровне работоспособности и включаемости детей в учебную деятельность.

         В целом занятие соответствует методике психокоррекционного воздействия, направлено на преодоление нарушений эмоциональной сферы, актуально возрастным и психологическим особенностям детей. Цели и задачи в процессе занятия реализованы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта психологического занятия

«Путешествие в страну Эмоций»

Тема

«Путешествие в страну Эмоций»

Класс

2

Психолог

Шульгина Евгения Владимировна, С(к)ОШ № 10, вторая категория

Цели

1. Закреплять  представления и знаний об основных эмоциях, умения выражать свои эмоции, показывать их мимикой;

2. Уточнение и активизация словаря по теме «Эмоции», дифференцировать виды эмоций.

3. Проверить знания по теме: «Связная речь», «Деление слов на слоги»;

4. Закрепить и скорректировать знания учащихся о предложениях с прямой речью;

5. Воспитывать культуру учебной деятельности.

Коррекционно – развивающее содержание

Планируемые результаты:

1. Развивать умения проговаривать последовательность действий на уроке; формировать умения высказывать своё предположение; корригировать навыки самоконтроля через планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. 

2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

3. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

4. Знать что такое эмоция.

5. Уметь распознавать эмоциональное состояние другого человека.

6. Уметь делить слова на слоги и ставить ударение.

7. Уметь составлять предложения из слов, связный рассказ.

Основные понятия

Эмоция, настроение, чувство, прямая речь, интонация, связная речь.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  Проектор, экран, презентация, ноутбук,  текстовые карточки.

 Физкультминутка  Королёвой  И. Н. учителя  начальных классов МОУ СОШ №2 г. Нефтекумск (источник http://www.rusedu.ru/ )

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в парах.

Интернет-ресурсы

http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/

http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola-

  http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php.

Аннотация

Данное занятие проведено во 2 классе. Тип занятий – познавательно – закрепляющее. Занятие  с презентацией.
Содержит интересный и познавательный материал по теме.
В ходе занятия не только закрепляем понятие
 «Эмоции». Совершенствуются навыки и умения делить слова на слоги и ставить в них ударение, навыки связной речи, составления предложений с прямой речью. Воспитывается культура учебной и познавательной деятельности.                                                                                                               Также представлены дидактические материалы, которые помогут психологу  разнообразить формы проведения занятия. В ходе занятия используются различные методы и приемы для формирования УУД.

План – конспект занятия

Технология проведения

Деятельность

учащихся

Деятельность

психолога

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  

Организационный момент.

Цель: 

-Знакомство с учащимися, их настроя на работу.

Знакомятся с педагогом, приветствуют психолога.

Приветствует обучающихся, проверяет их настрой на занятие.

Создает эмоциональный настрой на занятие.

 

- Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Я рада видеть ваши глаза, улыбки. Меня зовут Шульгина Евгения Владимировна, я психолог и пришла провести с вами психологическое занятие. Я хочу с вами познакомится, назовите пожалуйста свои имена. Отлично, но если вдруг я забуду ваше имя или скажу его неправильно, вы, пожалуйста, меня поправьте. Вот мы познакомились, давайте подарим друг другу улыбки и начнем наше  занятие. Но чтобы нам настроиться на работу, я для вас приготовила волшебное стихотворение:

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

(Слайд 1)

I этап.  Организационный момент. 

 

II.  Формулировка темы занятия, постановка цели.

Цель:

-организовать формулировку темы;

-организовать постановку цели.

Слушают психолога.

Сообщает тему и цели занятия.

- Наше занятие называется «Путешествие в страну эмоций», его целью является изучение эмоций, которые испытывают люди, а заодно мы с вами повторим деление слов на слоги, навыки составления предложений.

II. Формулировка темы занятия, постановка цели.

-На занятии сегодня повторим свои знания по теме “Связная речь”, вспомним, как делятся слова на слоги, будем учиться составлять предложения, но самое важное – узнаем что такое «Эмоции».

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке.

III. Работа по теме занятия.


Цель:

- Закрепление  представлений и знаний об основных эмоциях, умения выражать свои эмоции, показывать их мимикой; уточнение и активизация словаря по теме «Эмоции»;

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

Организует фронтальный опрос. Постановка гипотезы.

Скажите мне, а вы знаете, что такое эмоции?  

Давайте предположим, что эмоция – это чувство, которое испытывает человек. В конце занятия мы узнаем, верно ли наше предположение.


 Для того, чтобы попасть в страну эмоций нам необходимо уточнить, какие чувства мы испытываем сейчас. Итак,

  1. Поднимите руку те, у кого веселое настроение.
  2. Хлопайте в ладоши те, кто ничего не боится.
  3. Добрые дети – кивните головой.
  4. Сядьте правильно те, кто готов работать и кому интересно -  что же будет дальше.


(Слайд 2)

III. Работа по теме занятия.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Читают со слайда название волшебной страны.

Проговаривает задание для учащихся.

Мы с вами попали в сказочную страну, прочитайте, как называется эта волшебная страна.


(Слайд 3)



Работа с эмоцией «Страх»

Отвечают на вопросы. Выполняют упражнения.  

Делят слово «Боястик» на слоги с помощью ножниц, «уничтожают» эту эмоцию.

Составляют шифр, соотносят буквы и цифры и тем самым узнают эмоцию. Разгадывают название эмоции «страх».



Работают в парах, проверяют и оценивают.

Организует опрос по теме.

Организует самостоятельную работу, работу в парах по индивидуальным заданиям.

Осуществляет:

-индивидуальный контроль;

-выборочный контроль.

-Мы с вами оказались у первого домика. Какого он цвета?

- А в домике этом живет вот такой гномик. Как вы думаете, какой он? Что он делает?

- А как вы думаете, чего он мог испугаться? А в каких ситуациях вы испытываете страх? Сейчас мы узнаем, как справится с этими страхами.

А как же зовут этого гномика?

- Давайте имя этого гномика БОЯСТИК, разделим на слоги, а ножницы нам в этом помогут. Разрежьте имя гномика на слоги. Вот так мы с вами уничтожили страх Боястика и со своими страхами можно бороться также.

-  Но этот гномик Боястик еще очень боится разных вещей. Давайте поможем ему прогнать его страхи, чтобы он ничего больше никогда не боялся. Нужно громко топать, и  хлопать в ладоши. И тогда мы сможем прогнать все страхи Боястика.

(при появлении рисунков страхов дети топают и хлопают и страхи «улетают»).

- Вот мы и помогли Боястику расстаться со своими страхами. Теперь он такой же смелый, храбрый, как и все вы. А Боястик приготовил для вас интересное задание: нужно  разгадать загадочный шифр. Посмотрите на секретный шифр и соотнесите цифры с буквами.


1

2

3

4

5

т

х

с

а

р

31652



- Ну вот мы и выполнили все задания Боястика. Давайте с ним попрощаемся и отправимся к другому домику.


(Слайд 4)

По очереди комментируют предложения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Работа с эмоцией «Злость»

Отвечают на вопросы. Объясняют, в каких ситуациях испытывают данную эмоцию. Делят слово «Злюка» на слоги с помощью ножниц, «уничтожают» данную эмоцию. Из слогов составляют слова.

Отдыхают на физкультминутке.

 Составляют шифр, соотносят буквы и цифры и тем самым узнают эмоцию. Разгадывают название эмоции «злость».

Организует опрос по теме.

Организует самостоятельную работу, работу в парах по индивидуальным заданиям.

Осуществляет:

-индивидуальный контроль;

-выборочный контроль.

- И вот мы с вами оказались у второго домика. Какого он цвета?

- А в домике этом живет вот такой гномик. Как вы думаете, какой он? Что он делает?

- А как вы думаете, почему он злится? Что могло так его разозлить? А в каких ситуациях вы испытываете злость? Как меняется наше лицо при сердитом настроении? Мы хмурим брови, кривим рот. А как же зовут этого гномика?

- Давайте имя этого гномика ЗЛЮКА, разделим на слоги и также разрежем ножницами, избавимся от неприятной, отрицательной эмоции по имени Злость.

- А знаете, почему Злюка сердится. Ему нужно из слогов составить слова. А у него ничего не получается. Давайте ему поможем.

По типу «пазлы»














- Скажите, а вы бываете злыми и сердитыми? А как можно избавится от своей злости?

- Давайте мы сейчас немножко отдохнем и все вместе скажем волшебные слова, которые помогут и нам и Злюке избавиться от этой отрицательной эмоции. Встаньте, пожалуйста, мы выполним некоторые физические упражнения.

Если я вдруг разозлюсь -

Изображают злость.

И ногою топну. -

Топают ногами.

Я вдохну и улыбнусь, -

Глубокий вдох, улыбаются.

И в ладоши хлопну -

Хлопают в ладоши.


- Вот так и нужно делать если ты вдруг разозлился – сделать глубокий вдох и улыбнуться.  Теперь и  Злюка и мы, так будем делать  и не злиться понапрасну.

- Ребята чтобы Злюка улыбнулся и перестал сердиться, подарим ему фотографию и разгадаем загадочный шифр.

На магнитную доску прикрепляем фотографию злюки и дети  разгадывают название эмоции «злость»

241653

1

2

3

4

5

6

О

З

Ь

Л

Т

С




- Ну вот мы и выполнили все задания Злюки. Давайте с ним попрощаемся и отправимся к другому домику.


(Слайд 5)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Работа с эмоциями «Радость» и  «Грусть».

Отвечают на вопросы. Объясняют, в каких ситуациях испытывают данные эмоции. Делят слово «Грутника» на слоги с помощью ножниц, «уничтожают» данную эмоцию. Слово «Веселинка» делят на слоги с помощью хлопков и ставят в нем ударение, тем самым как бы призывают эту эмоцию.

Разбирают вещи на веселые и грустные. И аргументируют свой выбор.

Называют признаки предложения: начало с большой буквы, в конце ставится точка.

Организует опрос по теме.

Организует самостоятельную работу, работу в парах по индивидуальным заданиям.

Осуществляет:

-индивидуальный контроль;

-выборочный контроль.

- Теперь мы пришли еще на одну красивую полянку. А тут стоят 2 домика. Какого они цвета?

- А в домиках этих живут 2 брата. В синем – вот такой гномик. Какой он?

- Его зовут Грустинка. Как вы думаете, почему он грустит?  В каких ситуациях мы испытываем грусть? Давайте имя этого гномика ГРУСТИНКА, разделим на слоги с помощью хлопков, 1 хлопок – 1 слог.

- В красном домике живет вот такой гномик. Какой он? Какие эмоции его любимые. Когда вы радуетесь? Что вызывает у вас улыбку?

- Его зовут Веселинка. Давайте имя этого гномика ВЕСЕЛИНКА, разделим на слоги. Но резать мы это имя не будем, как вы думаете, почему? Потому что это положительная эмоция, она приносит нам радость и улыбку. Остальные мы разрезали и уничтожили, почему? Они отрицательные. Давайте прохлопаем слоги имени Веселинка.  И поставим в нем ударение. Вспомните, как мы ставим ударение в слове? Нужно позвать к себе этого гномика. Давайте его позовем и он принесет нам эмоцию радости.

- Эти два брата Веселинка и Грустинка очень рассеянные и перепутали все свои вещи. Не знают где чьи вещи лежат. Давайте поможем им разобраться и навести порядок. В  разные стороны – правую и левую  мы положим вещи, которые принадлежат Веселинке и радуют окружающих, и  вещи, которые заставляют грустить и принадлежат Грустинке.

- Давайте Веселинке и Грустинке расскажем о себе. Из этих слов на карточках составьте предложения о себе. Но перед этим нам нужно вспомнить, что нам может помочь составить предложения? Какие признаки предложения вы знаете?

- Ребята, давайте Веселинке и Грустинке подарим фотографию. Смотрите какие красивые фотографии нам сегодня подарили гномики. Скажите мне, на каком рисунке изображена положительная эмоция? Почему? А остальные эмоции какие? Они нам нужны? Какая эмоция вам нравится больше всего?

А сейчас нам нужно прощаться с гномиками.


(Слайд 6)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Подтверждение гипотезы.

Показывают мимикой эмоции злости, грусти, радости и страха.

Подтверждают свое предположение.

Организует фронтальный опрос.

Подтверждение гипотезы, поставленной в начале занятия.

показывает пиктограммы этих эмоций и называет их.

- Ну вот мы с вами снова и оказались на полянке, с которой и началось наше увлекательное путешествие по стране Эмоций. Давайте вспомним, кого мы с вами сегодня встретили, с кем познакомились.

- Покажите, какие эмоции были у этих гномов.

- Ребята, помните в начале занятия мы с вами сделали предположение о том, что такое эмоция? Как мы предположили? А я узнала из словаря, что эмоции – это форма проявления человеческих чувств. В переводе с латинского языка, эмоция – значит волновать, возбуждать. Верно ли наше предположение?

- Итак, вам понравилось наше путешествие?


(Слайд 7)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках

IV. Контролирующее задание

 Цели:

-организовать фронтальную работу.

-проверить знания учащихся по теме занятия


Работают фронтально.

Составляют рассказ с помощью картинок на слайде.

Читают предложения со слайда.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.


Организует закрепление знаний. Организует фронтальную работу.

 

Организует

оценочные высказывания учащихся.

- Давайте составим рассказ о нашем путешествии. Сейчас вместо картинок мы будем подставлять слова. И у нас получится рассказ о нашем увлекательном путешествии в страну Эмоций.


Сегодня МЫ путешествовали по стране Эмоций.

В этой стране живут гномики.

Они живут в красивых домиках.

Все ГНОМИКИ разные.

Они ВЕСЕЛЫЕ, ГРУСТНЫЕ, ЗЛЫЕ и ИСПУГАННЫЕ.

С ними было очень весело и интересно.

(Слайд 8)

IV. Контролирующее задание 

Выполняют задания.

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Взаимопроверка выполненной работы.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Чтение предложений соблюдая интонацию.

V. Рефлексия учебной деятельности на занятии (3 мин)

Цели:

- подвести итог проделанной работе на занятии.

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы психолога



Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Выбирают фотографии, соответствующие своему настроению.

Организует рефлексию.

Акцентирует внимание на настроении после занятия.

Организует самооценку учебной деятельности.

Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся

на занятии.

- Расскажите, чему научились на занятии.

- Вот такое увлекательное путешествие у нас с вами сегодня получилось. А скажите – какое у вас сейчас настроение. Но гномики не могли уйти от нас просто так, они приготовили для вас фотографии своих маленьких братьев и сестер. Посмотрите на них. Выберите ту фотографию, которая соответствует вашему настроению. У  меня сейчас очень хорошее настроение и я выбираю оранжевую веселинку. Какое настроение у вас сейчас – грустное, веселое или злое. А вы какую выберите фотографию?  

Сегодня мы свами закрепили знания об основных эмоциях, совершенствовали   умения составлять слова, предложения и текст, закрепили навыки делить слова на слоги и ставить ударение. Я очень довольна вашей работой, все ребята замечательно выполняли задания гномиков.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Формулируют конечный результат своей работы

на занятии.





Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VI.Домашнее задание

Цель:  расширение словарного запаса по теме.

Запоминают домашнее задание.

Дает:

-комментарий к домашнему заданию

Все задания гномиков вы выполняли отлично, и у меня для вас есть задание, только оно домашнее и сделаете вы его сегодня вечером. Вам нужно посмотреть в словаре определение слову эмоции. Может вы найдете такое объяснение, которое мы с вами сегодня не проговорили, и потом вы проверите, действительно ли правильно мы с вами доказали наше предположение.



А сейчас наше занятие подошло к концу, я хочу сказать, что была очень рада видеть вас всех сегодня и мне понравилось с вами учиться. А вам? До свидания, до новых встреч!


VII.Домашнее задание

ДРУЖ      БА

ДОРО         ГА

ВЕС          НА

ГНО      МИК

УЧЕ     НИК


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страна Эмоций

Слайд 2

Боястик 2 2 2

Слайд 3

Злюка

Слайд 4

Веселинка Грустинка

Слайд 5

Страна Эмоций

Слайд 6

В этой стране живут . Все разные. Сегодня путешествовали по стране Эмоций. Они живут в красивых . С ними было очень весело и интересно. Наше путешествие. Они , , , .