Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир ", 1 класс,2 вариант
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Николаева Елена Викторовна

Рабочая программа для обучающися с нарушением интеллекта. 1 класс 2 вариант

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\001.jpg

Пояснительная записка

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Окружающий природный мир».

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
  • формировать        и        расширять        словарный        запас,        связанный        с        содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать        представления        о        явлениях        природы,        сезонных        и        суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.

Учебный предмет «Окружающий природный мир» относится к предметной области «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий природный мир» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 63 часа в год (2 часа в неделю).

Содержание учебного предмета

Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:

  • Сезонные изменения в природе (сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей в разное время года);
  • Неживая природа;
  • Живая природа (растения, животные).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

  • определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
  • определяет состояние своего здоровья.

Гендерная идентичность:

  • определяет свою половую принадлежность (без обоснования).

Возрастная идентификация:

  • определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
  • проявляет уважение к людям старшего возраста.

Уверенность в себе:

  • осознает, что может, а что ему пока не удается.

Чувства, желания, взгляды:

  • понимает эмоциональные состояния других людей;
  • понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
  • проявляет собственные чувства.

Социальные навыки:

  • умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  • умеет кооперироваться и сотрудничать;
  • избегает конфликтных ситуаций;
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  • использует элементарные формы речевого этикета;
  • принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).

Мотивационно – личностный блок:

  • испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
  • стремится помогать окружающим.

Биологический уровень:

  • сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);
  • сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).

Осознает себя в следующих социальных ролях:

  • семейно – бытовых.

Развитие мотивов учебной деятельности:

  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки).

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:

  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него.

Ответственность за собственные вещи:

  • осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.

Экологическая ответственность:

  • не мусорит на улице;
  • не ломает деревья.

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

  • воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками:

  • принимает участие в коллективных делах и играх;
  • принимать и оказывать помощь.

Базовые учебные действия.

Подготовка        ребенка        к        нахождению        и        обучению        в        среде        сверстников,        к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
  • контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осознавать свою неразрывную связь с природой;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов/тем программы

Цель/ направление деятельности/основные виды деятельности/

Кол-

во часов

1.

Временные представления

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду.

28

2.

Объекты        неживой природы

Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге.  Представление  о  значении  объектов

природы в жизни человека.

10

3.

Животный мир

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, обезьяна). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания,

из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

25

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Окружающий природный мир» на 2025-2026 учебный год

1 «Б» класс

Количество часов: 63


на первое полугодие всего: 31 ч., в неделю 2 ч


на второе полугодие всего: 32 ч., в неделю 2 ч.

Административных контрольных работ -

Плановых контрольных (самостоятельных) работ -

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Учебник: Матвеева Н.Б., С. П. Котина, Т. О. Куртова. Живой мир. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Просвещение. – М., 2012.

Дополнительная литература        

№ п/п

Тема урока

Кол - во часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть- 16 часов

Сезонные изменения

1.

2.

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Разгадывание загадок. Чтение рассказов.

2

01.09

03.09

3.

4.

«Осень, в гости просим!» Беседа, рассматривание картин.

2

08.09

10.09

5.

6.

Растения осенью. Беседа. Раскрашивание.

2

15.09

17.09

7.

8.

Животные осенью. Беседа по презентации. Просмотр видеофильма.

2

22.09

24.09

9.

10.

«Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы.

2

29.09

01.10

Неживая природа

11.

12.

Время суток: утро, день, вечер, ночь.

2

06.10

08.10

13.

14.

Явления природы: дождь, ветер, туман, листопад.

2

13.10

15.10

15.

Одежда и обувь человека осенью.

1

20.10

16.

Занятия и труд людей осенью.

1

22.10

II четверть- 15 часов

Живая природа

17.

18.

Домашние и дикие птицы. Перелетные и неперелетные птицы.

2

05.11

10.11

19.

20.

Растения: деревья, кустарники. Отличия.

2

12.11

17.11

21.

Животные нашего края.

1

19.11

22.

23.

Сравнение зверей и птиц.

2

24.11

26.11

Неживая природа

24.

25.

"Здравствуй, зимушка-зима!" Беседы,

рассматривание картин, разгадывание загадок.

2

01.12

03.12

26.

27.

Зимние явления природы: снег, метель, лед.

2

08.12

10.12

28

Одежда и обувь человека зимой.

1

15.12

Живая природа

29.

Что делают растения зимой? Деревья.

1

17.12

30.

31.

Животные и птицы зимой.

1

22.12

24.12

III четверть - 19 часов

32.

33.

Дикие животные. Заяц, волк.

2

12.01

14.01

34.

35.

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2

19.01

21.01

36.

37.

Комнатные растения. Уход.

2

26.01

28.01

38.

Птицы нашего края.

1

02.02

Сезонные изменения

39.

40.

Зимние        месяцы:        декабрь,        январь, февраль.  Разгадывание загадок. Чтение рассказов.

2

04.02

09.02

41.

Поведение животных зимой.

1

11.02

42.

43.

Одежда и обувь людей зимой.

2

16.02

18.02

44.

Обобщающий урок «Зима. Что бывает зимой?»

1

02.03

Неживая природа

45.

46.

Из чего что сделано? Дерево. Ткань. Резина.

2

04.03

11.03

Живая природа

47.

48.

Растения стран с холодным климатом.

2

16.03

18.03

49.

Животные стран с холодным климатом.

1

23.03

50.

Весенние месяцы: март, апрель, май.

1

25.03

IV четверть- 13 часов

Живая природа

51.

52.

Весна пришла.

Разгадывание загадок. Чтение рассказов.

2

06.04

08.04

53.

54.

Оживает всё кругом: весна. Беседа. Рассматривание картин.

2

13.04

15.04

55.

Растения весной.

1

20.04

56.

Животные весной.

1

22.04

Сезонные изменения

57.

Одежда и обувь людей весной.

1

27.04

58.

Занятия и труд людей весной.

1

29.04

Неживая природа

59.

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

1

06.05

Живая природа

60.

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

1

13.05

61.

Жизнь птиц и животных весной.

1

18.05

62.

63.

В гостях у Мухи - Цокотухи: насекомые. Повторение изученного.

2

20.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

Адаптированная рабочая программа по математике для 2 класса (вариант 5.1)

Адаптированная рабочая программа курса «Математика» разработана для обучающихся  2а класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.) ...

Рабочая программа по математике, 1 (доп) класс вариант 8.3

данная рабочая программа предназначенна для предмета "Математика" в 1-ом дополнительном классе вариант 8.3...

Рабочая программа по чтению, 1 (доп) класс вариант 8.3

данная рабочая программа предназначенна для предмета "Чтение" в 1-ом дополнительном классе , вариант 8.3...

Рабочая программа по рисованию, 1 (доп) класс вариант 8.3

данная рабочая программа по рисованию, 1 дополнительный  класс вариант 8.3...

Рабочая программа по музыке, 1 (доп) класс вариант 8.3

данная рабочая программа предназначенна по музыке, 1 дополнительный класс вариант 8.3...