Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир ", 1 класс,2 вариант
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа для обучающися с нарушением интеллекта. 1 класс 2 вариант
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 402.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Окружающий природный мир».
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» относится к предметной области «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий природный мир» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 63 часа в год (2 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:
- Сезонные изменения в природе (сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей в разное время года);
- Неживая природа;
- Живая природа (растения, животные).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья.
Гендерная идентичность:
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
Возрастная идентификация:
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
Уверенность в себе:
- осознает, что может, а что ему пока не удается.
Чувства, желания, взгляды:
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства.
Социальные навыки:
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).
Мотивационно – личностный блок:
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень:
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых.
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки).
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него.
Ответственность за собственные вещи:
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.
Экологическая ответственность:
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Предметные результаты:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с природой;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов/тем программы | Цель/ направление деятельности/основные виды деятельности/ | Кол- во часов |
1. | Временные представления | Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. | 28 |
2. | Объекты неживой природы | Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о значении объектов природы в жизни человека. | 10 |
3. | Животный мир | Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, обезьяна). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.). | 25 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир» на 2025-2026 учебный год
1 «Б» класс
Количество часов: 63
на первое полугодие всего: 31 ч., в неделю 2 ч
на второе полугодие всего: 32 ч., в неделю 2 ч.
Административных контрольных работ -
Плановых контрольных (самостоятельных) работ -
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Матвеева Н.Б., С. П. Котина, Т. О. Куртова. Живой мир. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Просвещение. – М., 2012.
Дополнительная литература
№ п/п | Тема урока | Кол - во часов | Дата проведения | |||
по плану | по факту | |||||
I четверть- 16 часов | ||||||
Сезонные изменения | ||||||
1. 2. | Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Разгадывание загадок. Чтение рассказов. | 2 | 01.09 03.09 | |||
3. 4. | «Осень, в гости просим!» Беседа, рассматривание картин. | 2 | 08.09 10.09 | |||
5. 6. | Растения осенью. Беседа. Раскрашивание. | 2 | 15.09 17.09 | |||
7. 8. | Животные осенью. Беседа по презентации. Просмотр видеофильма. | 2 | 22.09 24.09 | |||
9. 10. | «Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы. | 2 | 29.09 01.10 | |||
Неживая природа | ||||||
11. 12. | Время суток: утро, день, вечер, ночь. | 2 | 06.10 08.10 | |||
13. 14. | Явления природы: дождь, ветер, туман, листопад. | 2 | 13.10 15.10 | |||
15. | Одежда и обувь человека осенью. | 1 | 20.10 | |||
16. | Занятия и труд людей осенью. | 1 | 22.10 | |||
II четверть- 15 часов | ||||||
Живая природа | ||||||
17. 18. | Домашние и дикие птицы. Перелетные и неперелетные птицы. | 2 | 05.11 10.11 | |||
19. 20. | Растения: деревья, кустарники. Отличия. | 2 | 12.11 17.11 | |||
21. | Животные нашего края. | 1 | 19.11 | |||
22. 23. | Сравнение зверей и птиц. | 2 | 24.11 26.11 | |||
Неживая природа | ||||||
24. 25. | "Здравствуй, зимушка-зима!" Беседы, рассматривание картин, разгадывание загадок. | 2 | 01.12 03.12 | |
26. 27. | Зимние явления природы: снег, метель, лед. | 2 | 08.12 10.12 | |
28 | Одежда и обувь человека зимой. | 1 | 15.12 | |
Живая природа | ||||
29. | Что делают растения зимой? Деревья. | 1 | 17.12 | |
30. 31. | Животные и птицы зимой. | 1 | 22.12 24.12 | |
III четверть - 19 часов | ||||
32. 33. | Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | 12.01 14.01 | |
34. 35. | Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 | 19.01 21.01 | |
36. 37. | Комнатные растения. Уход. | 2 | 26.01 28.01 | |
38. | Птицы нашего края. | 1 | 02.02 | |
Сезонные изменения | ||||
39. 40. | Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Разгадывание загадок. Чтение рассказов. | 2 | 04.02 09.02 | |
41. | Поведение животных зимой. | 1 | 11.02 | |
42. 43. | Одежда и обувь людей зимой. | 2 | 16.02 18.02 | |
44. | Обобщающий урок «Зима. Что бывает зимой?» | 1 | 02.03 | |
Неживая природа | ||||
45. 46. | Из чего что сделано? Дерево. Ткань. Резина. | 2 | 04.03 11.03 | |
Живая природа | ||||
47. 48. | Растения стран с холодным климатом. | 2 | 16.03 18.03 | |
49. | Животные стран с холодным климатом. | 1 | 23.03 | |
50. | Весенние месяцы: март, апрель, май. | 1 | 25.03 | |
IV четверть- 13 часов | ||||
Живая природа | ||||
51. 52. | Весна пришла. Разгадывание загадок. Чтение рассказов. | 2 | 06.04 08.04 | |
53. 54. | Оживает всё кругом: весна. Беседа. Рассматривание картин. | 2 | 13.04 15.04 | |
55. | Растения весной. | 1 | 20.04 | |
56. | Животные весной. | 1 | 22.04 | |
Сезонные изменения | ||||
57. | Одежда и обувь людей весной. | 1 | 27.04 | |
58. | Занятия и труд людей весной. | 1 | 29.04 | |
Неживая природа | ||||
59. | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 1 | 06.05 | |
Живая природа | ||||
60. | Растения весной. Части растений (лист, ветки). | 1 | 13.05 | |
61. | Жизнь птиц и животных весной. | 1 | 18.05 | |
62. 63. | В гостях у Мухи - Цокотухи: насекомые. Повторение изученного. | 2 | 20.05 25.05 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

Адаптированная рабочая программа по математике для 2 класса (вариант 5.1)
Адаптированная рабочая программа курса «Математика» разработана для обучающихся 2а класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.) ...

Рабочая программа по математике, 1 (доп) класс вариант 8.3
данная рабочая программа предназначенна для предмета "Математика" в 1-ом дополнительном классе вариант 8.3...

Рабочая программа по чтению, 1 (доп) класс вариант 8.3
данная рабочая программа предназначенна для предмета "Чтение" в 1-ом дополнительном классе , вариант 8.3...

Рабочая программа по рисованию, 1 (доп) класс вариант 8.3
данная рабочая программа по рисованию, 1 дополнительный класс вариант 8.3...

Рабочая программа по музыке, 1 (доп) класс вариант 8.3
данная рабочая программа предназначенна по музыке, 1 дополнительный класс вариант 8.3...


