Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Зубрицкая Наталья Владимировна

В программе по окружающему миру для 3 класса изучаются прозрачность, бесцветность, текучесть и растворимость воды. Эти свойства можно продемонстрировать с помощью опытов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл php76mdoz_otkrytyj-urok-svojstva-vody_publ.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 класс

Тема:  Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы

Цель: ознакомить, почему вода – одно из главных богатств Земли; познакомить со свойствами воды, её значением для растений, животных и человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Оборудование:  презентация по теме урока; стакан с водой, ложка; цветная бумага (серая, зеленая, желтая, красная, белая); сахар, измельченный мел; стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, стеклянная палочка, фильтр-вата; колба с трубкой, заполненная подкрашенной водой, тарелка, лед (или снег).

Ход урока:

  1. Организационный момент

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

 

- Прежде, чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы.

Что  нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

На доске два смайлика-настроения: радость, грусть.

MCj02153380000[1]MCj02153380000[1]

-Какое настроение выражает каждый смайлик? Какое Настроение выберем на урок? Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит, всё у нас получится!

 -Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1). Фронтальный опрос

Продолжаем работу в исследовательской лаборатории. Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке?

           -  Перечислите свойства воздуха.

           -  Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

           -  Отчего загрязняется воздух?

           -  Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

  1. Самоопределение к деятельности

Начнём наш урок с загадки.

 Загадка

Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …. (воды)

Вступительная беседа о значении воды.

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пустыне. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднялся сильный ветер. Он несет целые кучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучит жажда. Буря усиливается. Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют голову. Люди, тесно прижимаясь к верблюдам, окутывают голову одеждой. Буря затихла, и караван снова движется в путь. Но воды все нет и нет.

- Почему в местности, по которой шел караван, нет травы и деревьев?

(т.к. нет воды, растения без воды не живут)

- Предположите, чем могла бы закончиться эта история, если колодца на пути  люди так и не встретят?

(Люди и верблюды могут погибнуть)

- Почему?

(Где нет воды, там нет жизни)

Вывод: о каком веществе идет речь? Назовите самую главную жидкость на земле.

                                                                                      (Вода.)

-  Почему вода? Докажите.

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

«Вода как вещество.  Свойства воды». Значение воды для жизни на Земле.                                                              

-  Сегодня на уроке будем говорить о воде и ее свойствах.

IV. Работа по теме урока

1). Беседа

Что такое вода

                  Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем много больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.

                 Океаны, моря, бесчисленные озера и реки, речки... Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода степенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление? Без неё на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...

                Есть у Мирового океана и другая великая забота — поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

        Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

        Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Много ли воды в твоем теле, можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2.

        Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

        Вода не только всех поит, она еще и кормит. Моря-океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов.

             Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.

           И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги...

           А еще вода — самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда— плывут тяжелые грузы и пассажиров.

          Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон идя стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадок, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!

Вот она какая, вода!

- Итак, где встречается вода в природе? 

Ответы учеников: Океаны, моря, озёра, реки, болота, родники, пруды, облака, туманы, роса, дождь, ледники и т.д.

Какие водоемы нашего полуострова вам известны?

- А в чем еще содержится вода?

Ответы учеников: Она содержится во всех частях растений. В соке -это вода с растворенными в ней различными веществами.

- Вы, конечно, много слышали о воде. Какая она бывает?

Ответы учеников: Питьевая, минеральная, святая, солёная, пресная, грязная, чистая, холодная,  горячая, кипяченная и т.д.     

Учитель:

Вы слыхали о воде?                                                

Говорят, она везде!

В луже, море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,                                              

В лес туманом заползает,                                    

Ледником в горах зовется,  

Лентой серебристой вьется.                                  

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без меня вам не умыться

Не наесться

Не напиться!

Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить!

-  Какую роль играет вода на Земле?

           (Вода греет, поит, кормит, моет Землю, добывает электрический ток, вода — это дорога, вода нужна на промышленных предприятиях.)

- Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода?

Вода- это вещество!

Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем, для этого мы проведем исследования. А помогут нам в этом опыты. Но сперва -  физминутка.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

V. Продолжение работы по теме урока

1). Практическая работа (стакан с водой, ложка, цветная бумага, сахар, растолчённый мел, воронка, фильтр, колба, подкрашенная вода, горячая вода

- Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

Мы будем выяснять, что это за вещество - «вода», и какими свойствами она обладает.

Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.

- Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?

Ответы детей:

-  Ищут ответы на вопросы.

- Наблюдают.

- Проводят опыты (исследуют).

 - Проверяют свои догадки.

Итак, опыты. Сейчас мы проведем несколько опытов и будем записывать свои наблюдения в исследовательский лист.

Карта исследований.

  1. Что такое вода? _________________________
  2. Свойства воды:

Опыт 1. __________________________________

Опыт 2. __________________________________

Опыт 3___________________________________

Опыт 4.__________________________________

Опыт 5. __________________________________

Опыт 6. __________________________________

Опыт 7. __________________________________

Опыт 8. __________________________________

Опыт 9. __________________________________

Свойства воды

 Опыт 1 -Подумайте, как можно проверить прозрачность воды. Какой опыт можно провести?

Проблема: видны ли в воде другие предметы?

Опустите в стакан с водой ложку.

Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2

-Какого цвета вода? Проблема: имеет ли вода цвет?

-У нас есть цветная бумага. С их помощью определим цвет воды.

-Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. 

-  Можно ли сказать, что вода синяя? серая? зеленая? желтая? красная? белая?

                                                                                                        (Нет.)

-  Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

 Опыт 3

-  Каков запах воды? Проблема: имеет ли вода запах?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах мы чувствуем за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

-  А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4

Проблема: а может ли вода растворять вещества?

Вода — растворитель. Насыпаем в один стакан с водой сахара, а в другой -столько же крахмала. Перемешаем воду.

-  Что можно заметить? О чем говорит этот опыт?

                                                    (Вода растворила кристаллы сахара, а часть мела осела на дно.)

Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

                 Вода — универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся — этого глазом увидеть нельзя.

-  Подумайте, где в быту, в жизни человек использует эти свойство воды.

                                              (Умываемся, моем руки, стираем белье, готовим растворимый кофе, какао.)

Опыт 5

-  А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

       Приготовим стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

               Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из ваты.

-  Вливаем в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность.

             Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка моды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, и вода проходит через него.

Опыт 6

-  Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (выливаем на тарелочку)

                                                                   (Она растекается в разные стороны.)

-  Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность?

                                                                             (Вода стекает под уклон.)

-Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

-Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: вода течет (свойство - текучесть), не имеет формы.

Опыт 7

Проблема:  имеет ли вода форму?

Пригласим помощника. Я беру 3 разных по форме сосуда. В одном из них вода. Показываю это детям.

- Ребята, что вы видите в сосуде? (воду)

Ученик начинает переливать воду из одного сосуда в другой.

- Что он сейчас делает? (переливает воду из одного сосуда в другой)

- Что произошло с водой? (она перелилась из одного сосуда в другой)

- Какую форму приняла вода? (форму сосуда, в который она налита)

- Какое свойство вы обнаружили?

-  Переливая воду в разные ёмкости. Что можете сказать о форме воды? Какую форму имеет вода в разных ёмкостях?
Вывод: вода - жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда.

Опыт 8. Попробуем воду на вкус.  Что можно сказать о вкусе воды?

Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса.

Опыт 9 - Проводит учитель рассказывает учитель – предлагает провести этот опыт вместе с родителями дома.

Проблема:  как ведёт себя вода при нагревании и охлаждении?

На столе: ёмкость с подкрашенной водой, ёмкость с горячей водой, ёмкость со холодной водой, фломастер.
Задания:
1) Возьмите ёмкость с водой, отметьте уровень воды фломастером. Поставьте пробирку в горячую воду. Что произошло с водой? Отметьте новый уровень воды. Сделайте вывод, почему уровень стал выше? Что происходит с водой при нагревании?
2) Теперь эту ёмкость поставьте в сосуд с холодной водой (под контролем учителя, во избежание травм). Пронаблюдайте, что произошло с водой, отметьте новый уровень воды. Почему он стал ниже? Сравните с первоначальным уровнем? Сделайте вывод, что происходит с водой при охлаждении?
Вывод: при нагревании – вода расширяется, при охлаждении – сжимается.

-Каким свойством воды мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

-Итак, перечислите свойства воды.

     (Вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, текуча, вода — растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении – сживается))

VI. Закрепление изученного материала

Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем.

Вода — важный помощник для человека. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции — электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ.

Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются

А теперь подумайте и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.

Ответы детей:

 - Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.

- Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.

- Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.

- А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.

- Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.

- Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.

Физминутка. Игра «Ты – мне, я – тебе» (если что – в резерв)

- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть вам фразеологизмы о воде, одновременно бросая вам мяч, а вы должны будете объяснить  смысл этого фразеологизма и бросить мяч обратно.

                                       1. Как две капли воды.

                                       2. Как рыба в воде.

                                       3. Как в воду кануть.

                                       4. В рот воды набрать.

                                       5. Выйти сухим из воды.

                                       6. Как в воду глядеть.

Выслушиваются варианты ответов, анализируются, сравниваются.

1 – очень похожие;

    - один в один;

    - совершенное сходство.

2 – свободно, хорошо;

   - как у себя дома;

   - спокойно, расслабленно;

3 – провалиться сквозь землю;

    - исчезнуть;

4 – промолчать;

   - замолчать самому;

5 – остаться безнаказанным;

   - избежать проблем;

6 – предчувствовать;

    - предвидеть;

    - знать заранее

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока

             Итак, вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!

-  Почему вода — самая главная жидкость на свете?

—  Что нового вы узнали на уроке?

VIII. Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы.

2. Рабочая тетрадь: № 1, 3, 6. 7 (с. 29-32).

Резерв

Работа  в парах

- Ребята, вы были прекрасными исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека.

- Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49. Посчитайте, сколько же литров воды содержит человек с определённой массой тела. Результаты зафиксируйте в рабочей тетради на стр.29 № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...