Класс: 4 Предмет: Окружающий мир Тема: «Города России. Древние города России. Страницы истории»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Рыбий Елена Евгеньевна

знаменательных страницах истории нашей страны; самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; выполнять правила совместной деятельности; ощущать сопричастность к прошлому своей страны; ориентироваться в понятиях кремль, посад, вече, посадники; рассказывать о древнерусских городах по плану и схеме, создавать небольшие тексты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_okruzhayushchiy_mir.docx76.2 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: Окружающий мир

Тема:  «Города России. Древние города России. Страницы истории»

Оборудование, УМК (автор учебника): физическая карта России, карточки для индивидуальной и групповой работы, дополнительный материал.

УМК «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир. 4 класс: учебник в  2ч. М: «Просвещение». А.А.Плешаков Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь в 2ч. М: «Просвещение»

Цель: сформировать представление о древнерусских городах (Киеве и Новгороде)

Планируемые результаты: знаменательных страницах истории нашей страны; самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; выполнять правила совместной деятельности; ощущать сопричастность к прошлому своей страны; ориентироваться в понятиях кремль, посад, вече, посадники; рассказывать о древнерусских городах по плану и схеме, создавать небольшие тексты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- умеет, выполняет, использует, осуществляет и др.

Познавательные УУД (базовые логические, базовые познавательные – связаны с темой урока, работа с информацией)

Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество)

Коммуникативные УУД (общение)

- направление по программе воспитания: конкретный результат

в совместной деятельности с учащимися «открыть» знания об облике и жизни Древнерусских городов и знакомится с архитектурными памятниками Древнего Киева, Древнего Новгорода и Древней Москвы.

способствовать развитию мыслительных операций (синтеза, анализа, обобщения)

осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций

понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия

Этапы урока

Содержание этапов

        

Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной и характеристика учебной деятельности ученика (Привести примеры вопросов, заданий, описание форм организации и видов деятельности обучающихся на каждом этапе)

Методический комментарий (какое направление ФГОС НОО реализуется)

  1. Мотивационно-целевой этап:

Создание мотивационной основы учебной деятельности и целеполагание

(постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.).        Результатом этого этапа является формулировка детьми цели предстоящей учебной деятельности и учебной задачи: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке.

-Дети, пусть девизом нашего урока будут эти слова:
Дружба любому поможет в беде.
С преданным другом не страшно нигде.

Произнесём девиз вместе и пожмём друг другу руки в знак дружбы.

-Я предлагаю вам проверить свои знания с помощью небольшого кроссворда. Работать будем в группах (командах).  (Учитель раздаёт карточки с кроссвордами). Напоминаю правила работы в группе (команде):

- не говорить всем вместе;

- всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

- реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего.

  • Кроссворд. Учащиеся разгадывают его и определяют тему урока. 
  • https://ped-kopilka.ru/images/26(78).jpg
  • 1 группа (команда) (Важное событие, произошедшее в 988 году на Руси. Русский князь,  который прославился своими военными подвигами. Какие дороги связывали между собой разные территории Руси? Обладающий особой силой, удовольствием и умом герой в русских былинах. Советник и помощник князя.  Византийский город, к воротам которого прибил свой щит князь Олег. Главный христианский храм города. Имя князя Красное Солнышко)
  • https://ped-kopilka.ru/images/27(72).jpg
  • 2 группа (команда) (Кто совершал набеги на Русь? Имя русского богатыря. На какой реке происходило крещение Руси? Как люди прозвали князя Олега?)
  • Проблемная ситуация.
  • -Почему иностранцы называли Древнюю Русь «страной городов»?

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

2. Практический этап

Организация открытия «нового» знания (правило, алгоритм, модель), деятельность детей по применению новых знаний

Выдвижение и проверка предположений

— Чтобы начать разговор о городах, надо узнать, как они появились. Выскажите свои предположения на этот счет. (Высказывания детей.)

— Проверьте свои предположения по учебнику

(с. 46,2-й абзац). (Ученики читают текст.)

— Кто оказался ближе к истине?

Мы знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян-землепашцев. У славян было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости.

Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен. Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для Друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами — от слов «городить», «огораживать». В городах жили князья со своими дружинниками (воинами), купцы, ремесленники.

2. Работа с картой

— Найдите на карте на с. 41 учебника города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать? (Киев стоит на реке Днепр, расположен ближе к Черному морю, Новгород — ближе к Балтийскому морю.)

— А теперь рассмотрим схемы этих городов. На с. 47 — древний Киев, на с. 49 — древний Новгород. Что вы можете рассказать об этих городах? (Высказывания детей.)

3. Работа в группах

(Ученики читают задание на с. 46 учебника и выполняют его.)

Вопросы для первой группы

1. Как назывался центр древнего русского города?

2. Что располагалось внутри кремля?

3. Кто жил за пределами кремля?

4. Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе.

Вопросы для второй группы

1. Какой город расположился на берегах реки Волхов у Ильмень-озера?

2. Кто жил в Новгороде?

3. Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде?

4. Кто управлял городом?

5. Что стало известно благодаря работе археологов?

6. Что такое береста и чем писали на ней?

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 

Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач на формирование функциональной грамотности, выполнения творческих заданий и др.

Сообщения учащихся (Выступления групп.)

Киев. Древний Киев в X в. занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в него можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI в. Занимаемая им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города был воздвигнут Софийский собор, построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно было через Золотые и Львовские ворота.

Летописцы называли Киев времен Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве — памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037 г. 13-купольный кирпично-каменный храм в XI в. был украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником. В настоящее время передан Русской православной церкви.

(См. дополнительный материал к уроку.)

Новгород. Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовен и Гзень. Добраться до него можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен рекой Волхов на две части — софийскую и торговую стороны. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. Постепенно город расширялся.

(См. дополнительный материал к уроку.)

Контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

1.Выполнение заданий в РТ: №1 (Какой город был столицей Руси в 1020 году? №4 (Какие утверждения верны? Назовите номера) №5 (Схема, какого города изображена на первом рисунке? На какой реке стоит город Киев? Назовите главные архитектурные сооружения в Киеве? Схема, какого города изображена на втором рисунке? На какой реке стоит город Новгород? Назовите главные архитектурные сооружения в Новгороде?

2.Викторина «Страна городов» (Какими были первые города? Как назывался центр древнего русского города? Что располагалось внутри Кремля? Кто жил за пределами Кремля? Какие сооружения были воздвигнуты при князи Ярославле Мудром? Какой город расположился у Ильмень-озера?  Кто жил в Новгороде? Какие мастера жили в Новгороде? Кто управлял городом? Что стало известно благодаря работе археологов? Что такое берёста? Чем писали на берёсте)

 3. Этап рефлексии учебной деятельности

Рефлексия результатов, способов деятельности, эмоционального состояния обучающимися (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить их деятельность и ее результаты).

Закончите предложение…

Сегодня на уроке я узнал(а), что…

Меня удивило, что…

Теперь я могу…

Было трудно…

Мне захотелось…

Я могу поставить себе отметку… так как…

Я считаю, что дома мне надо …. так как…

Вывод: вы умеете работать в командах, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Дополнительный материал

В древнем Киеве

В XI в. Древнерусское государство было хорошо известно в Европе. Столицей его был город Киев — историки того времени писали о нем как о крупнейшем городе Европы.

Городу постоянно угрожали печенеги — воинственный народ, кочевавший со своими стадами на расстоянии одного конного дня пути от Киева. Поэтому город защищали валы, рвы, стены, башни.

Войти в Киев можно было только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые. Главные — Золотые — ворота получили такое название потому, что их створки были обиты золоченой медью. На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одновременно хорошим наблюдательным пунктом.

В Киеве жил князь - высокий дворец его находился в самой укрепленной части города. На первых русских монетах, чеканенных в Киеве, читаем: «Володимер на столе, а се его серебро» (Владимир на престоле, а это его монета). «Столом» в Древней Руси называлось место, где восседал князь, отсюда и названия «стольный град», «столица».

Большинство населения Киева составляли ремесленники. Их изделия — серпы, дверные замки, кожаная обувь, украшения — до сих пор находят археологи во время раскопок.

Ремесленники считали своей самой большой ценностью инструменты, и в случае опасности стремились в первую очередь сохранить их. Когда в XIII в. в Киев ворвались татарские войска, мастер Максим унес с собой в последнее убежище — каменную церковь — литейные формы. Ученые нашли их там во время раскопок и прочли надпись: «Максимов». Так стало известно имя древнерусского мастера.

Украшением Киева стал Софийский собор. По приказу Ярослава он был заложен в 1037 г. и сохранился до наших дней, простояв уже почти тысячелетие.

Почему город Киев так называется

Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в каменном веке. Киев был основан примерно в VI—VII вв. как центр восточнославянского племени полян. Свое название Киев получил по имени Кия — легендарного основателя города. Сохранились два летописных предания о Кие. По одному он был перевозчиком через Днепр, и место перевоза стало называться Киевским. По другому, Кий и его братья Щек и Хорив были князьями у полян и основали три поселения, которые позже слились в один город, названный по имени старшего брата. Сам летописец считает вторую версию более верной и, сообщая о поездке Кия в Царьград (Константинополь), добавляет, что если бы Кий был простым перевозчиком, то не ездил бы к византийскому императору. Во всяком случае, археологические раскопки подтвердили существование на месте Киева нескольких поселений, слившихся в один город.

В русских летописях город Киев впервые упоминается в 860 г. Возвышение Киева произошло благодаря его удобному географическому положению: через Киев проходили важнейшие торговые пути — «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород.

В 882 г. Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «мать городов русских». После распада Киевской Руси на отдельные княжества в XII в. Киев утратил свое значение главного города.

Великий Новгород

Много было богатых городов на Руси, но всех богаче был Новгород, что на реке Волхов, у Ильмень-озера стоит. Известен он в истории с 859 г. Почему же один из древнейших русских городов носит название нового города? Существуют разные предположения. Вот одно из них. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие-далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

700—800 лет назад Новгород был огромным по тем временам городом. Он раскинулся по обоим берегам реки Волхов. Две его части соединяя между собой широкий деревянный мост.

Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его надежно защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец кремль.

За стенами Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Предполагают, что оба храма воздвигли одни и те же мастера. Собор построен в середине XI в. Он был главным храмом, символом Новгорода. «Где святая София, там и Новгород», — говорили в те времена новгородцы.

Напротив Новгородского кремля располагалась торговая площадь города. Вокруг нее теснились каменные амбары, в которых хранились зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду. Пристани Волхова были густо уставлены кораблями и лодками, на которых приплывали гости из разных стран и городов. Судов было так много и стояли они, так тесно прижавшись друг к другу, что, случись пожар, огонь мог перекинуться по ним с одного берега на другой.

Первоначально киевские князья присылали управлять Новгородом своих старших сыновей. Затем новгородцы стали приглашать к себе князя по своему усмотрению. Бывало, что приглашенный князь попадал в немилость к новгородцам. И тогда его прогоняли прочь и искали другого.

В XII в. единое государство Киевская Русь распалось на отдельные княжества. Каждым княжеством правил свой особый княжеский род. Только в Великом Новгороде сидели на престоле выборные князья. Сначала Новгород подчинялся киевским князьям, но Киев был далеко, и поэтому новгородцы стали управлять «сами собой».

Звон особого колокола — новгородцы хорошо отличали его голос от голосов других колоколов — собирал народ на вече (собрание). Вече решало все вопросы городской жизни: как править землей, с кем воевать, ас кем мириться. Вече же решало, кого пригласить на княжение.

Избранный князь приезжал в Новгород, давал клятву соблюдать интересы новгородцев. Занимался князь в основном вопросами обороны государства от врагов. Если князь «не полюбился» новгородцам, то вече говорило ему: «Мы тебя не хотим, ступай от нас добром, куда знаешь». Так и князь: если ему не по сердцу приходилось в Новгороде, созывал он вече, кланялся ему, благодарил за хлеб-соль и уезжал, куда хотел.

Любил Великий Новгород свою вольность и дорожил ею. Трудно было князьям смириться с новгородскими порядками, но все-таки они соглашались прийти в Новгород. Поладив с жителями, князь добывал себе новую славу.

Кончилась новгородская вольность при Иване III в 1478 г. Вечевой колокол — символ (знак) вольности — привезли в Москву и «вознесли его на колокольницу, — говорит летописец, — с прочими колоколами звонити».

Через сто лет, в 1570 г., Иван Грозный, ненавидя свободное прошлое Новгорода, совершил бессмысленный поход в Новгородскую землю. Царские слуги — опричники — уничтожали не только мирных жителей, но и домашний скот. Долго жила в Новгороде память об этом страшном времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».

Познакомить детей с историей  родного города, знаменитыми людьми.Развивать интерес, любознательность к родному краю.Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам....

технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"

Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,...

Тест по окружающему миру. Тема "Город и село". 2класс УМК Школа России

Тест  «Город и село» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся  соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показываю...

Урок по предмету «Окружающий мир» "ИЗ КНИЖНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ".

Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славя...

4 класс предмет Окружающий мир УМК Школа России презентация на тему Мир глазами астронома

Данная презентация подходит для урока изложения нового материала. Внутри презентации есть материал, который пересекается с учебником, в конце имеется тест для проведения рефлексии урока....

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории народов и своего народа».

Материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей,ля проведения урока по кружающему миру....