Рабочая программа по окружающему миру на 2025-2026 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру на 2025-2026 учебный год6 учебный год
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.19 КБ | |
| 103.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе
по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса
на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом федеральной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса с опорой на федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе.
Основными нормативно-правовыми документами, на основании которых составлена рабочая программа, являются:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
- приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства просвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (ред. от 30.08.2024 № 10) «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (ред. от 17.03.2025 № 2) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «ЦО с. Амгуэмы»;
- положение МБОУ «ЦО с. Амгуэмы» о рабочей программе;
- устав организации;
- предметной линии учебников системы «Школа России» «Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы» А.А. Плешакова – М.: Просвещение, 2023г.;
- учебник «Окружающий мир 4 класс» А.А. Плешакова. – М.: Просвещение, 2023 г.;
- рабочая тетрадь по окружающему миру, 4 класс, в 2-х частях. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2024г.;
- Плешаков А. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир: Метод. рекомендации: 4 кл. – М.: Просвещение, 2023г.;
- пособия для учащихся общеобразовательных учреждений Плешакова А. А. От земли до неба: Атлас-определитель – М.: Просвещение, 2023г.;
- энциклопедии путешествий. Страны мира Плешаков А.А., Плешаков С.А.– М.: Просвещение. 2023г.;
Учебный план начального общего образования МБОУ «ЦО с. Амгуэмы» разработан в соответствии с режимом работы организации по 5-дневной учебной неделе. Продолжительность учебного года для обучающихся 4 класса составляет 34 учебные недели.
На уровне начального общего образования для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Амгуэмы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 4 класса
на 2025 - 2026 учебный год
Количество часов: 2 часа в неделю, 68 часов в год
Составитель: Ерискина Л.В., учитель начальных классов
Амгуэма
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
- формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
- развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
- проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
- освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
- обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
- соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
- классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
- использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
- использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);
- делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
- характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
- создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
- описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
- составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
- составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
- создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
- самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
- контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
- адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
- находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
- выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;
- ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
- анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
3. Планируемые образовательные результаты
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
- проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;
- соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
- показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
- показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
- находить место изученных событий на «ленте времени»;
- знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
- соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
- рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
- проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
- называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
- называть экологические проблемы и определять пути их решения;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
- использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе;
- осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
- соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
- соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
- соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.
4. Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Человек и общество | |||||
1.1 | Наша родина – Российская Федерация | 10 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | ||
1.2 | История Отечества. «Лента времени» и историческая карта | 17 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | ||
1.3 | Человек – творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие | 6 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | ||
Итого по разделу | 33 | ||||
Раздел 2. Человек и природа | |||||
2.1 | Методы познания окружающей природы. Солнечная система | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | ||
2.2 | Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие | 9 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | ||
2.3 | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | ||
2.4 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | ||
Итого по разделу | 24 | ||||
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности | |||||
3.1 | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | ||
3.2 | Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | ||
Итого по разделу | 5 | ||||
Резервное время | 6 | 4 | |||
Общее кол-во часов по программе | 68 | 4 | 0 | ||
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Как человек изучает окружающую природу? | 1 | |||||
Солнце – звезда | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c | ||||
Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca | ||||
Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) | 1 | 1 | ||||
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времён года | 1 | 1 | ||||
Историческое время. Что такое «лента времени»? | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 | ||||
Экологические проблемы взаимодействия человека и природы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 | ||||
Всемирное культурное наследие России | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a | ||||
Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c | ||||
Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом | 1 | |||||
Знакомство с Международной Красной книгой | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 | ||||
Всемирное культурное наследие | 1 | |||||
Охрана историко-культурного наследия | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 | ||||
О вредных для здоровья привычках | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 | ||||
Правила цифровой грамотности при использовании Интернет | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 | ||||
Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 | ||||
Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be | ||||
Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 | ||||
Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 | ||||
Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 | ||||
Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоёмов в России | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc | ||||
Река как водный поток | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae | ||||
Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте | 1 | |||||
Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 | ||||
Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e | ||||
Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 | ||||
Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce | ||||
Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac | ||||
Формы земной поверхности (на примере родного края) Проверочная работа № 1 по теме "Природные зоны" | 1 | 1 | ||||
Водоёмы и реки родного края | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 | ||||
Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов | 1 | |||||
Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) | 1 | |||||
Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) | 1 | |||||
Резервный урок. Повторение по теме "Формы земной поверхности и водоемы" Проверочная работа № 2 | 1 | 1 | ||||
Резервный урок. Повторение по теме "Природные зоны" | 1 |
| ||||
Человек - творец культурных ценностей | 1 | |||||
Труд и быт людей в разные исторические времена | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 | ||||
Резервный урок. Новое время | 1 | |||||
Резервный урок. Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | |||||
Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 | ||||
Города России. Древние города России. Страницы истории | 1 | |||||
Государство Русь. Человек – защитник своего Отечества | 1 | |||||
Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве | 1 | |||||
Образование и культура в Московском государстве | 1 | |||||
Страницы истории Российской империи. Пётр I | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 | ||||
Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту | 1 | |||||
Образование в Российской империи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa | ||||
Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) | 1 | |||||
«Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века | 1 | |||||
Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей | 1 | |||||
Страницы истории России ХХ века | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c | ||||
Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как всё начиналось… | 1 | |||||
Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 | ||||
Всё для фронта – всё для победы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 | ||||
Взятие Берлина. Парад Победы | 1 | |||||
Мы живём в Российской Федерации | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 | ||||
Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политико-административная карта России Годовая промежуточная аттестация Проверочная работа №3, по итогам обучения в 3 классе. | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 | |||
Родной край. Знаменитые люди родного края | 1 | |||||
Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение | 1 | |||||
Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea | ||||
Резервный урок. Повторение по теме "История Отечества" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 | ||||
Государственные праздники России | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 | ||||
Праздник в жизни общества и человека | 1 | |||||
Праздники и памятные даты своего региона | 1 | |||||
Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края | 1 | |||||
Наша малая Родина: главный город | 1 | |||||
Города России. Города-герои. Страницы истории | 1 | |||||
Резервный урок. Проверочная работа № 4 Повторение "Оценим свои достижения" | 1 | 1 | ||||
Общее кол-во часов по программе | 68 | 4 | 2 | |||
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код проверяемого результата | Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования |
Код проверяемого результата | Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования |
Человек и общество | |
1 | знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации |
2 | соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками и периодами истории России |
3 | рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края |
4 | показывать на исторической карте места изученных исторических событий |
5 | находить место изученных событий на «ленте времени» |
6 | проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России |
7 | соблюдать правила нравственного поведения в социуме |
8 | описывать на основе предложенного плана государственную символику России и своего региона |
9 | использовать различные источники информации об обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания |
Человек и природа | |
10 | распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире |
11 | называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного) |
12 | описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки |
13 | группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации |
14 | сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств |
15 | показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России) |
16 | проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда |
17 | использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон) |
18 | называть экологические проблемы и определять пути их решения |
19 | создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе |
20 | использовать различные источники информации о природе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы |
Правила безопасной жизнедеятельности | |
21 | соблюдать правила нравственного поведения на природе |
22 | осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека |
23 | соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
Код | Проверяемый элемент содержания |
1 | Человек и общество |
1.1 | Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства |
1.2 | Политико-административная карта России |
1.3 | Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники |
1.4 | Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним |
1.5 | Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России |
1.6 | История Отечества. «Лента времени» и историческая карта |
1.7 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация |
1.8 | Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена |
1.9 | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей |
1.10 | Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края |
1.11 | Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности |
2 | Человек и природа |
2.1 | Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений |
2.2 | Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года |
2.3 | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте) |
2.4 | Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) |
2.5 | Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком |
2.6 | Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений) |
2.7 | Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2 – 3 объекта) |
2.8 | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах |
2.9 | Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира |
2.10 | Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры) |
3 | Правила безопасной жизнедеятельности |
3.1 | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек |
3.2 | Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры) |
3.3 | Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности |
3.4 | Безопасность в сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в сеть Интернет |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Предмет___________________________ Класс_________
________ - ________ учебный год
№ урока (занятия) по плану | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | |
По плану | По факту | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год.2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год.2 класс УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по окружающему миру на 2014-2015 учебный год, 1 класс по системе РОЗанкова Л.В.
Настоящая рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2016 – 2017 учебный год для 1 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая программа по окружающему миру на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру на 2022-2023 учебный год
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»3 класс.ТемаКоличество часовКак устроен мир 6Эта удивительная природа22Мы и наше здоровье ...

