«Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика)»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Акопян Нарине Гайковна

Мне искренне хочется делиться своими профессиональными находками — конспектами уроков и педагогическими задумками. За время работы собралась целая коллекция материалов, где каждая строчка — это не только труд, но и размышления о том, как по-настоящему увлечь учеников. Я уверена: когда мы делимся опытом, мы создаём пространство для взаимного роста. Возможно, мои идеи станут для коллег полезной подсказкой, а их взгляд, в свою очередь, поможет мне увидеть новые грани в привычном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 21.11.2024

Время: 9.00-9:45

Место: МАОУ «Привольненская СОШ»

Класс: 4

Целевой компонент урока:

Тема: «Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика)»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: сформировать представления обучающихся о водоемах и прудах, ознакомить с искусственными водоёмами, со значением водоемов и

их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать; воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к родному краю.

Задачи:

Дидактические: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности; формированию представлений о водоёмах и прудах.

Развивающие: способствовать развитию кругозора обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, умению выделять главное, делать выводы, формирование учебно-информационных умений; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса, умению анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно делать выводы, мыслить логически; развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные: способствовать развитию воспитания чувства ответственности и бережного отношения к природе, умению анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно делать выводы, мыслить логически.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создавать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), проводить физминутки.

Планируемые результаты.

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умению проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование активного участия в учебно-познавательной деятельности класса; формирование самоанализа и самоконтроля результата.

Метапредметные:

Познавательные: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; сопоставлять иллюстрацию с описанием; развитие умение применять имеющиеся знания.

Регулятивные: развитие умение ставить перед собой задачи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умение учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и находить необходимую информацию, умение осуществлять саморегуляцию.

Коммуникативные: формирование умения слушать других, задавать вопросы; сотрудничать с взрослыми, находить дополнительную информацию, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке, отстаивать свою точку зрения.

Предметные: развитие образного и логического мышления; понимание необходимости здорового образа жизни и соблюдение соответствующих правил.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: рабочая тетрадь, презентация.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У.: Здравствуйте! Меня зовут Нарине Гайковна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
1) Проверка готовности к уроку.

У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.

Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.

1) Мотивация к обучению и познанию.

У.: Ребята, начинаем урок окружающего мира.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

  1. Актуализация знаний и умений обучающихся.

Фронтальная беседа

У.: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

О.: Мы изучали «Моря, озёра и реки России».

У.: Давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал. Для этого ответим на вопросы, правильные ответы запишите в тетрадь. (слайд 2) 

1. Моря какого из океанов не омывают берега России?

а) Тихого; б) Атлантического; в) Индийского.

2. Моря какого океана почти полностью покрыты льдом?

а) Тихого; б) Атлантического; в) Северного Ледовитого.

3. Чем особенны моря Тихого океана?

а) Они самые тёплые; б) В них больше всего рыбы; в) Над ними часто дуют суровые ветры.

4. Укажите самое большое озеро России.

а) Каспийское; б) Ладожское; в) Онежское.

5. Какова наибольшая глубина Байкала?

а) 1642 метра; б) 1564 метра; в) 1462 метра.

6. Какое из озёр - самое крупное в Европе?

а) Байкал; б) Ладожское; в) Онежское.

7. Укажите крупную реку, протекающую в России.

а) Сена; б) Темза; в) Волга.

8. Как образно называют озёра?

а) Бриллианты человечества; б) Голубые уши планеты; в) Голубые глаза Земли.

9. Какое море особенно глубоко вдаётся в сушу?

а) Берингово; б) Азовское; в) Красное море.

У.: Молодцы! Вы хорошо знаете тему.

Анализ учебной деятельности обучающихся (на каждом этапе).

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Наша сегодняшняя гостья, приготовила для вас интересные задания. А зовут ее «Капелька». Поиграем с ней?

О.: Да.

У.: Тогда мы начинаем. Итак, первое задание — это кроссворд. (слайд 3)

в

о

д

о

р

о

с

л

и

о

з

е

р

о

п

р

у

д

б

о

л

о

т

о

б

е

р

ё

г

а

м

о

р

е

1. Водные растения.

2. Водоем, окруженный со всех сторон сушей.

3. Искусственное углубление на

поверхности суши, заполненное водой.

4. Вязкая суш покрытая водой

5. У реки есть правый и левый.

6. Кругом вода, а с питьем беда.

У.: Какое главное слово было зашифрованное?

О.: Водоем

У.: Молодцы. Вы подготовились к сегодняшнему уроку. И Капельке тоже понравилось, как вы дружно справились с ее заданием.

У.: Давайте с вами вспомним что такое водоем?

О.: Водоем — это скопление воды в природе.

У.: А как вы думаете, одинакова ли вода на вкус?

О.: Нет. Вода бывает пресная и соленая.

У.: Где вода соленая, а где пресная?

О.: В морях, океанах- соленая, в речках, озерах- пресная.

У.: Вы догадались, какая тема нашего урока? Тема нашего урока…

О.: «Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика)».

У.:  А как вы думаете, какие цели на уроке мы перед собой поставим?

О.:  Ответы обучающихся.

У.: Молодцы, ребята!

  1. Открытие новых умений, знаний.

У.: Ребята, я поделила водоемы на две группы. Как, одним словом, мы можем назвать 1 группу водоемов?

О.: Естественные. Правильно.

У.: А как вы думаете, как мы можем назвать вторую группу водоемов?

О.: Искусственные. (слайд 5)

У.: Правильно. Мы сегодня с вами познакомимся с

искусственными водоемами, а именно водохранилищами и прудами. Дадим

характеристику и рассмотрим их на примере нашего города.

У.: Ребята, мы с вами поделили на группы водоемы:

искусственные и естественные. Как вы считаете, что такое искусственные водоемы?

О.: Искусственные водоемы – это водоемы, созданные

человеком.

У.: Верно! Теперь давайте дадим характеристику водохранилищу, пруду и каналу.

О.: Характеристика водохранилища: искусственный водоём, созданный для накопления и хранения воды в целях ее использования в хозяйстве. (слайд 6)

Характеристика пруда: искусственный водоем, созданный для разведения рыб и водоплавающей птицы. (слайд 7)

Характеристика канала: искусственный водоем, имеющий вытянутое,

искусственно ограниченное пространство, созданное для сокращения водных маршрутов и для перенаправления потока воды. (слайд 8)

У.: Ребята, а наша Капелька снова приготовила для нас задание, давайте посмотрим на доску и выполним задание. (слайд 9)

О.: Ответы обучающихся.

У.: Молодцы, а как вы думаете, в нашем области есть искусственные водоемы?

О.: Да, пруды.

У.: Правильно, Молодцы! Давайте теперь окунемся немного в историю создания этих водоемов. (слайд 11)

  1. Физкультминутка.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

У.: Хорошо, садитесь.

  1. Закрепление.

1) Беседа

У.: Что такое искусственные водоемы и какой роли искусственных водоемов была наше тема сегодняшнего урока?

О.: Искусственным водоемом называют скопления воды, созданные людьми для дальнейшего использования. Является важнейшим источником пресной воды, и использование ее в хозяйстве.

У.: Давайте теперь с вами поговорим о положительном влиянии искусственного водоёма на природу. Как вы

считаете, какое положительное влияние имеет искусственные водохранилища?

О.: Ответы обучающихся.

У.: Молодцы! А какое отрицательное влияние?

О.: Ответы обучающихся.

У.: Молодцы! Всё верно!

  1. Рефлексия и самооценка.

У.: Вы сегодня хорошо потрудились. Оцените свою работу.

Ребята отвечают на вопросы.

1) Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше…

2) Думаю, что эти знания мне еще понадобятся…

3) Пришлось подумать, отвечая на вопросы…

4) На уроке я работал в полную силу…

5) У меня больше нет вопросов…

6) И всё-таки я не понял(а) ...

У.: Учитель оценивает учащихся.

  1. Домашнее задание.

Вашим домашним заданием будет подготовить сообщение об искусственном водоёме.

  1. Итог урока.

У.: Ребята, вы сегодня молодцы, активно работали на уроке! Не забывайте, что природа - наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и тогда она отблагодарит вас. Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ"

Статья предназначена родителям слабоуспевающих младших школьников, с целью повышения эффективности логопедических занятий....

Общая характеристика учебной деятельности

Роль учебной деятельности в современном обществе...

Общая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР

ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй....

Общая характеристика учебного предмета русский язык.

В данном материале дается характеристика предмету русский язык....

Урок- семинар "Общая характеристика имени существительного"

Обобщить и закрепить знания детей о грамматических особенностях имени существительного...

Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Учитель в статье раскрывает основные психологические связи общей характеристики учебной деятельности в младшем школьном возрасте...