«Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика)»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Мне искренне хочется делиться своими профессиональными находками — конспектами уроков и педагогическими задумками. За время работы собралась целая коллекция материалов, где каждая строчка — это не только труд, но и размышления о том, как по-настоящему увлечь учеников. Я уверена: когда мы делимся опытом, мы создаём пространство для взаимного роста. Возможно, мои идеи станут для коллег полезной подсказкой, а их взгляд, в свою очередь, поможет мне увидеть новые грани в привычном.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 21.11.2024
Время: 9.00-9:45
Место: МАОУ «Привольненская СОШ»
Класс: 4
Целевой компонент урока:
Тема: «Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика)»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: сформировать представления обучающихся о водоемах и прудах, ознакомить с искусственными водоёмами, со значением водоемов и
их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать; воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к родному краю.
Задачи:
Дидактические: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности; формированию представлений о водоёмах и прудах.
Развивающие: способствовать развитию кругозора обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, умению выделять главное, делать выводы, формирование учебно-информационных умений; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса, умению анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно делать выводы, мыслить логически; развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
Воспитательные: способствовать развитию воспитания чувства ответственности и бережного отношения к природе, умению анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно делать выводы, мыслить логически.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создавать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), проводить физминутки.
Планируемые результаты.
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умению проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование активного участия в учебно-познавательной деятельности класса; формирование самоанализа и самоконтроля результата.
Метапредметные:
Познавательные: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; сопоставлять иллюстрацию с описанием; развитие умение применять имеющиеся знания.
Регулятивные: развитие умение ставить перед собой задачи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умение учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и находить необходимую информацию, умение осуществлять саморегуляцию.
Коммуникативные: формирование умения слушать других, задавать вопросы; сотрудничать с взрослыми, находить дополнительную информацию, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке, отстаивать свою точку зрения.
Предметные: развитие образного и логического мышления; понимание необходимости здорового образа жизни и соблюдение соответствующих правил.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: рабочая тетрадь, презентация.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
- Организация начала урока.
1) Приветствие.
У.: Здравствуйте! Меня зовут Нарине Гайковна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
1) Проверка готовности к уроку.
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.
Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
1) Мотивация к обучению и познанию.
У.: Ребята, начинаем урок окружающего мира.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
- Актуализация знаний и умений обучающихся.
Фронтальная беседа
У.: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
О.: Мы изучали «Моря, озёра и реки России».
У.: Давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал. Для этого ответим на вопросы, правильные ответы запишите в тетрадь. (слайд 2)
1. Моря какого из океанов не омывают берега России?
а) Тихого; б) Атлантического; в) Индийского.
2. Моря какого океана почти полностью покрыты льдом?
а) Тихого; б) Атлантического; в) Северного Ледовитого.
3. Чем особенны моря Тихого океана?
а) Они самые тёплые; б) В них больше всего рыбы; в) Над ними часто дуют суровые ветры.
4. Укажите самое большое озеро России.
а) Каспийское; б) Ладожское; в) Онежское.
5. Какова наибольшая глубина Байкала?
а) 1642 метра; б) 1564 метра; в) 1462 метра.
6. Какое из озёр - самое крупное в Европе?
а) Байкал; б) Ладожское; в) Онежское.
7. Укажите крупную реку, протекающую в России.
а) Сена; б) Темза; в) Волга.
8. Как образно называют озёра?
а) Бриллианты человечества; б) Голубые уши планеты; в) Голубые глаза Земли.
9. Какое море особенно глубоко вдаётся в сушу?
а) Берингово; б) Азовское; в) Красное море.
У.: Молодцы! Вы хорошо знаете тему.
Анализ учебной деятельности обучающихся (на каждом этапе).
- Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Наша сегодняшняя гостья, приготовила для вас интересные задания. А зовут ее «Капелька». Поиграем с ней?
О.: Да.
У.: Тогда мы начинаем. Итак, первое задание — это кроссворд. (слайд 3)
в | о | д | о | р | о | с | л | и | ||||
о | з | е | р | о | ||||||||
п | р | у | д | |||||||||
б | о | л | о | т | о | |||||||
б | е | р | ё | г | а | |||||||
м | о | р | е | |||||||||
1. Водные растения.
2. Водоем, окруженный со всех сторон сушей.
3. Искусственное углубление на
поверхности суши, заполненное водой.
4. Вязкая суш покрытая водой
5. У реки есть правый и левый.
6. Кругом вода, а с питьем беда.
У.: Какое главное слово было зашифрованное?
О.: Водоем
У.: Молодцы. Вы подготовились к сегодняшнему уроку. И Капельке тоже понравилось, как вы дружно справились с ее заданием.
У.: Давайте с вами вспомним что такое водоем?
О.: Водоем — это скопление воды в природе.
У.: А как вы думаете, одинакова ли вода на вкус?
О.: Нет. Вода бывает пресная и соленая.
У.: Где вода соленая, а где пресная?
О.: В морях, океанах- соленая, в речках, озерах- пресная.
У.: Вы догадались, какая тема нашего урока? Тема нашего урока…
О.: «Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика)».
У.: А как вы думаете, какие цели на уроке мы перед собой поставим?
О.: Ответы обучающихся.
У.: Молодцы, ребята!
- Открытие новых умений, знаний.
У.: Ребята, я поделила водоемы на две группы. Как, одним словом, мы можем назвать 1 группу водоемов?
О.: Естественные. Правильно.
У.: А как вы думаете, как мы можем назвать вторую группу водоемов?
О.: Искусственные. (слайд 5)
У.: Правильно. Мы сегодня с вами познакомимся с
искусственными водоемами, а именно водохранилищами и прудами. Дадим
характеристику и рассмотрим их на примере нашего города.
У.: Ребята, мы с вами поделили на группы водоемы:
искусственные и естественные. Как вы считаете, что такое искусственные водоемы?
О.: Искусственные водоемы – это водоемы, созданные
человеком.
У.: Верно! Теперь давайте дадим характеристику водохранилищу, пруду и каналу.
О.: Характеристика водохранилища: искусственный водоём, созданный для накопления и хранения воды в целях ее использования в хозяйстве. (слайд 6)
Характеристика пруда: искусственный водоем, созданный для разведения рыб и водоплавающей птицы. (слайд 7)
Характеристика канала: искусственный водоем, имеющий вытянутое,
искусственно ограниченное пространство, созданное для сокращения водных маршрутов и для перенаправления потока воды. (слайд 8)
У.: Ребята, а наша Капелька снова приготовила для нас задание, давайте посмотрим на доску и выполним задание. (слайд 9)
О.: Ответы обучающихся.
У.: Молодцы, а как вы думаете, в нашем области есть искусственные водоемы?
О.: Да, пруды.
У.: Правильно, Молодцы! Давайте теперь окунемся немного в историю создания этих водоемов. (слайд 11)
- Физкультминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
У.: Хорошо, садитесь.
- Закрепление.
1) Беседа
У.: Что такое искусственные водоемы и какой роли искусственных водоемов была наше тема сегодняшнего урока?
О.: Искусственным водоемом называют скопления воды, созданные людьми для дальнейшего использования. Является важнейшим источником пресной воды, и использование ее в хозяйстве.
У.: Давайте теперь с вами поговорим о положительном влиянии искусственного водоёма на природу. Как вы
считаете, какое положительное влияние имеет искусственные водохранилища?
О.: Ответы обучающихся.
У.: Молодцы! А какое отрицательное влияние?
О.: Ответы обучающихся.
У.: Молодцы! Всё верно!
- Рефлексия и самооценка.
У.: Вы сегодня хорошо потрудились. Оцените свою работу.
Ребята отвечают на вопросы.
1) Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше…
2) Думаю, что эти знания мне еще понадобятся…
3) Пришлось подумать, отвечая на вопросы…
4) На уроке я работал в полную силу…
5) У меня больше нет вопросов…
6) И всё-таки я не понял(а) ...
У.: Учитель оценивает учащихся.
- Домашнее задание.
Вашим домашним заданием будет подготовить сообщение об искусственном водоёме.
- Итог урока.
У.: Ребята, вы сегодня молодцы, активно работали на уроке! Не забывайте, что природа - наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и тогда она отблагодарит вас. Спасибо вам за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ"
Статья предназначена родителям слабоуспевающих младших школьников, с целью повышения эффективности логопедических занятий....

Общая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР
ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй....

Исследовательская работа учащихся 4 б класса ГБОУ Лицея № 281 Адмиралтейского района Ивановой Дарьи, Гребельной Елизаветы Тема: «Создание и содержание искусственного водоёма в домашних условиях»
Исследовательская работа учащихся 4 класса по теме: "Создание и содержание искусственного водоёма в домашних условиях"...
Общая характеристика учебного предмета русский язык.
В данном материале дается характеристика предмету русский язык....

Урок- семинар "Общая характеристика имени существительного"
Обобщить и закрепить знания детей о грамматических особенностях имени существительного...

Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Учитель в статье раскрывает основные психологические связи общей характеристики учебной деятельности в младшем школьном возрасте...

