Урок- семинар "Общая характеристика имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сальникова Светлана Анатольевна

Обобщить и закрепить знания детей о грамматических особенностях имени существительного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yaz._ude.docx161.81 КБ
Office presentation icon urok_seminar.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок – семинар по русскому языку

Тема: Общая характеристика имени существительного.        

Цель урока: обобщить         и закрепить знания детей о грамматических особенностях имени существительного.

Задачи урока:

Учебно-познавательные:                                                         формирование языковой и речевой компетенций;

совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;

обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом;

интеллектуальные:

развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать;

развивать творческий подход;

развивать самостоятельность при подготовке к уроку;

воспитывающие:

формировать у учащихся коммуникативные умения;

воспитывать интерес к урокам русского языка;

воспитывать положительные черты характера.                        

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения: семинар.

                        План урока:

I.Организационный момент.

II.Постановка целей и задач.

III.Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).

IV.Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).

        Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Снегом все запорошило

И деревья и дома

Это значит наступила

Белоснежная…(зима)

Все поют и веселятся

Водят шумный хоровод

Потому что это праздник

Что за праздник?.....(новый год)

-Сегодня у нас необычный урок, потому что он проходит в преддверии новогоднего праздника и к нам, как и на любой праздник, приехали гости.

-Откроем тетради и запишем сегодняшнее число

II.Постановка целей и задач урока.

- Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Давайте уточним еще раз значение этого слова. (слово ученику)                                                   Ученик. Семинар – это практические занятия в группе, которые ведет преподаватель учебного заведения.

-Наш семинар будет состоять из двух частей: теоретической и практической. В теоретической мы будем слушать и обсуждать ваши выступления по теме урока, а затем вы будете выполнять разные практические задания.

Итак, наш семинар начинает свою работу.

  1. Основной этап урока.

-Каждый ряд – это группа. Каждая группа получит карточки с заданием для выступления. После подготовки каждая группа выступит с докладом, а совместно мы подкрепим эти утверждения практически.

Давайте начнем работу все вместе .- Что такое имя существительное?

- В ходе ваших выступлений нами будет заполняться блок-схема по обобщению об имени существительном. У каждого также есть данная схема.

Сам-ая часть                 Имя существ-ое                Обозначает                кто?

речи.                                                                Предмет                что?

        

                                                                              Явления природы, процесс действия,      событие, жив.    и раст. мир                

Постоянные признаки                                        Непостоянные признаки

Одушев.   Неодуш.        Собств.      Нарицат.                  изменение

                              Ж. р.         Ср.р.                        по  числам              по падежам

                           М.р.                        

                      Общий род                                 Ед.ч.    мн.ч.            И.п. …    П.п.

 Вопрос: « Что такое имя существительное?»

1ученик:  Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?                         Например: книга – это слово отвечает на вопрос что? и обозначает предмет книгу.                                                                                                А слово кошка отвечает на вопрос  кто? И обозначает предмет кошку. Это живой предмет.

2 ученик:  Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы. Например:  снег, пурга, ветер, затмение. А еще обозначает процесс действия – бег, прыжок, ходьба. Это может быть событие – праздник. К существительным относятся также животный и растительный мир.                                                                                                         3 ученик: В предложении имя существительное может быть подлежащим, а может быть и второстепенным членом предложения.

-Последнее утверждение мы сейчас проверим, выполнив следующее задание. Пользуясь схемой, составьте предложения.

На ветках елки висели  фл…жки,  ш…ры, хл…пушки.        ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН                                                                                        

Ветки елки украсились флажками, шарами, хлопушками. ВТОР.ЧЛЕН

                                                                         

-Какой вид предложений записали? (простое с однородными членами)                

- О каком грядущем празднике они нам рассказывают?( о Новом годе)

Ученик: Раньше Новый год на Руси праздновали 1 сентября. Но в 1700 году российский император Петр Первый издал указ, в котором говорилось, что Новый год считать следует не с 1 сентября, а с 1 января. И праздник этот нужно встречать весело, шумно, с песнями и танцами. Друг друга поздравлять и детей веселить.

- Вопрос к ДРУГОЙ ГРУППЕ  группе. Кому из ребят можно дать снежинку за хороший ответ?

2). – Теперь выслушаем доклад 2 группы. У них вопрос: «Какие постоянные признаки есть у имени существительного?»

1 ученик:

К постоянным признакам имени существительного относится одушевленность и неодушевленность имени существительного. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? Например: овца,лошадь,  Дед Мороз, дети. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? Например: снег, санки, сладости.

2 ученик: Также к постоянным признакам имен существительных относятся имена собственные и нарицательные.  К собственным именам относятся существительные, которые пишутся с заглавной буквы. Это названия городов, рек, имена людей, названия книг, улиц, гор и другое. Все остальные слова – это нарицательные имена существительные.

- Молодцы! Закрепим свои знания по данному вопросу. Кто является главными героями на елке? (Дед мороз и Снегурочка)

И   и   голка  ,    Б    б    армалей   ,    Б     б   аба     Я    я    га ,     С с негурочка  ,  

 Г    г    ирлянда  ,     С    с    неговик

С    с    алют ,      Ё     ё     лочка .

- Какие слова написали с большой буквы? С маленькой буквы? Почему? Объясните свой выбор.

- Что еще можно отнести к постоянным признакам существительного?

3 ученик: К постоянным признакам имен существительных относится еще и род. Существительные в русском языке бывают мужского, женского и среднего рода. Их можно определить так:                                        мужской род – вспомогательное слово он, мой и вопрос чей?                        Женский род – вспомогательное слово она, моя и вопрос чья?                        Средний род – вспомогательное слово оно, мое и вопрос чье?                        ( ответ сопровождается работой со схемой).        

- Вернемся к предыдущему заданию. Укажите род слов, которые вы уже записали. Докажите.

                        Физминутка.

- Что еще может добавить 2 группа по вопросу?

4 ученик: В русском языке есть и такие существительные, у которых общий род, то есть нельзя назвать род конкретно. Например: забияка, сирота, неряха, обжора, кривляка и другие.

- Кто из ребят заработал снежинку?

3) Работает 3 группа. – У вас был такой вопрос: «Какие непостоянные признаки имени существительного вы знаете?»

1 ученик: У имени существительного есть такой непостоянный признак, как число. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы, сказка – сказки. В русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

- Следующее задание. Восстановите деформированные предложения о зиме. Каждой группе по предложению. У доски работают учащиеся от группы.         1. В, декабре, холсты, стелет, зима, а , наводит, мороз, мосты. (В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.)         

2. Январь – батюшке, метели, морозы, февралю. (Январю – батюшке морозы, февралю – метели.)

- Что вы записали? О чем они?

-У существительных укажите число.

2 ученик: У имени существительного есть еще один непостоянный признак – это падеж. Падежей в русском языке шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

- Какие вопросы имеет каждый падеж? ( один ученик перечисляет падежи и вопросы)

- У всех ли падежей есть предлоги? Почему у Именительного падежа нет предлога? ( является главным членом предложения – подлежащим.)

- У вас на столах задание. Прочитайте его и выполните. На выполнение 2-3 минуты.

В школе, за лесом, от ели, к сосне, по снегу, о празднике, про сугроб, иней, на окнах.

- Какая особенность у Дательного падежа? ( предлоги по, к.)

- Кто из ребят 3 группы заработал снежинку?

IV. Подведение итогов.

- Итак, какую тему мы повторили и обобщили?

-Какое время года нас сопровождало на уроке? Чем замечательно это время?

Рефлексия: Расскажите по данной схеме, как вы оцениваете свою работу на уроке.

        

                узнал, открыл для себя…

Сегодня на уроке я                         научился, смог…

Могу похвалить себя и своих    одноклассников за…

- На этом урок окончен. Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных...

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...

Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.Деятельностная цель: исследовать пр...