Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Саутина Вера Алексеевна

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.

Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой

Тема урока: Понятие об имени существительном.

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.

Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных

Задачи урока:

- актуализировать знания учащихся об имени существительном, полученные во 2 классе;

- совершенствовать умение находить в языковом материале имена существительные по их грамматическим признакам (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

или явление природы, но и другие тематические группы;

- расширить представления детей о тематических группах имён существительных;

- способствовать развитию орфографической зоркость обучающихся;

- способствовать обогащению и уточнению словарного запаса учащихся.

Метапредметные УУД формируемые на уроке:

Познавательные УУД.

  1. Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов.
  2. Выявлять сущность, особенности объектов.
  3. На основе анализа объектов делать выводы.
  4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД.

  1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Прогнозировать предстоящую работу.
  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД.

  1. Развивать умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в группе.

Личностные УУД.

  1. Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, учебник «Русский язык» 3 класс, презентация к уроку, плакат «Покори вершину» (закреплён до урока), флажки для обозначения этапов маршрута.

У учащихся на партах: цветные круги в коробочках для самооценки (зелёные, жёлтые, красные), маршрутные листы, карточки для работы в группах (3 вида для каждой из групп), флажки индивидуальные для подведения итога урока,

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Постановка темы и цели урока.

-  В школе мы каждый день идём по дороге знаний, поднимаясь всё выше и выше. А сегодня нам предстоит сложное и интересное путешествие, мы идём покорять вершину. Кем мы будем? Кто покоряет вершины? (Альпинисты)

А какую вершину мы будем покорять, вы скажете сами после того, как прочитаете отрывок из стихотворения С.Я. Маршака.  (ВАРИАНТ На каких уроках Вы встречаетесь с детскими поэтами? А сегодня на русском языке вам поможет стихотворение определить тему урока)

А в дальнем краю, среди горных вершин,

Куда не проникнут колёса машин,

Осёдланный конь быстроногий

Бежит по отвесной дороге. (С.Я.  Маршак)

- Понятен ли смысл стихотворения?

- Какие слова спрятались?

- Какая это часть речи?

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Дети сами формулируют тему урока.) – Да, мы будем покорять вершину Имени существительного

- Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете?

- Как вы полагаете, вы уже всё знаете об имени существительном?

- Как вы считаете, а что ещё можно узнать об имени существительном?

- Прочитаем в учебнике на странице 50 цель сегодняшнего урока и посмотрим, совпала ли она с нашими предположениями.

III. Актуализация имеющихся знаний.

1) - У всех настоящих путешественников есть путевые журналы, куда они записывают свои наблюдения. Нашими путевыми журналами будут ваши рабочие тетради. Давайте их подготовим. Помните, что путевые журналы заполняются чётким, красивым почерком. Старайтесь писать аккуратно! Сначала отметим дату нашего путешествия.

Запись числа в тетрадь.

- Итак, всё готово. В путь! «Двигаться» будем группами по намеченному на плане маршруту. (Висит на доске). Этот же маршрут намечен в ваших маршрутных листах, в которых вы будете оценивать цветными кружками, как ваша группа преодолела каждый пункт нашего восхождения.

2) - Наше путешествие начинается на Стартовой площадке. Здесь необходимо выполнить следующее задание:

- Выписать из стихотворения С. Я. Маршака имена существительные. (Край, вершины, колёса, машины, конь, дорога).

- Так как восхождение вы будете совершать в группах, то при возникновении трудностей, вы можете советоваться со своими товарищами. Только так, чтобы не мешать работе остальных групп.

Выполнение задания. Затем – проверка.

- Докажите, что это имена существительные? (Отвечают на вопросы КТО? ЧТО?, ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТ.) Вспомните правило, что же такое существительное? (Повторяют правило 2 класса)

- Как вы думаете, какое из выписанных слов можно назвать «лишним»? Почему? (конь)

 (Это существительное отвечает на вопрос КТО?, оно одушевлённое)

- Молодцы! А теперь решите, как ваша группа справилась с эти заданием и оцените себя в маршрутных листах.

3) – Теперь мы  с вами, ребята, подошли к  туннелю Превращения. Как вы думаете, почему так назван? (Происходят превращения). Посмотрите, что здесь происходит: было слово ЛИПА…

- Что вы можете сказать про это слово? (Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, неодушевлённое)

-  А стало слово ЛИСА…

- Что вы можете сказать про полученное слово? (Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос КТО?, одушевлённое)

- Верно. Вспомните и расскажите, что вы знаете об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. (Повторяют правило 2 класса)

- А как слово «липа» превратилось в слово «лиса»? (Поменяли одну букву в слове)

- А теперь, возьмите у себя на столах карточки №1 с заданием. Прочитайте слова. Что у них общего? (Это существительные, отвечают на вопрос ЧТО?, неодушевлённые)

- Превратите их по образцу. Что надо сделать? (Формулируют задание сами: Изменить в словах одну букву так, чтобы слово отвечало на вопрос КТО?)

- Выполняйте задание прямо на карточках коллективно. Когда закончите выполнение задания, поднимите карточку.

Выполнение задания в карточке. Карточка №1

коса -        (предполагаемые ответы) коза

сок -  (предполагаемые ответы)        сом

рот -    (предполагаемые ответы)      кот

мак -   (предполагаемые ответы)      рак

полк -   (предполагаемые ответы)    волк

капля -   (предполагаемые ответы)  цапля

лес –    (предполагаемые ответы)    лев

соль -    (предполагаемые ответы)  моль

       

-  Выполним проверку в игре «Топни – хлопни». По очереди от каждой группы будете называть по одной паре слов. Остальные группы проверяют у себя,  и если согласны, то хлопнуть в ладоши; нет – топнуть ногой. (Проверка, рассмотреть все представленные детьми варианты)

-  Что общего у получившихся имён существительных? (Одушевлённые)

- Молодцы! Оцените свою работу в маршрутном листе кружком нужного цвета. Тоннель Превращения позади.  (Поставить флажок на плане) 

Физкультминутка

- Пока идём к следующему пункту нашего маршрута, поиграем в игру  «Внимательный турист». Встаньте. Я буду называть имена существительные. Если существительное одушевлённое, то в ладоши над головой, если неодушевлённое – то садимся на корточки.

Учитель называет слова: медведь, болезнь, ветер, слон, пассажир, тень, спортсмен, мебель, цветок, сосед, смех, цапля, лень.

- Молодцы!

IV. Работа по теме урока.

1) -  Впереди нас ждёт холм Выбора, как вы думаете, что надо будет делать (Выбирать).  

- На этом холме нас ждёт следующее. Каждая группа берёт карточку №2. Внимательно читает своё задание и выполняет его в группе. Когда задание выполнено, лист с выбранными словами надо прикрепить  на доску.  

Карточка №2

Список лов для всех групп одинаковый, а задания разные.

Тетрадь, туман, стул, учитель, смелость, тракторист, гроза, книга,  снегопад, вежливость, радуга, повар, трусость, космонавт, пенал, честность.

Задание  для 1 группы: Из данных слов выберите и выпишите те, которые называют  ПРЕДМЕТЫ (то, что можно взять в руки).

Ответы 1 группы: тетрадь, стул, книга, пенал.

Задание  для 2 группы: Из данных слов выберите и выпишите те, которые называют ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

Ответы 2 группы: снегопад, радуга, гроза, туман

Задание  для 3 группы: Из данных слов выберите и выпишите   те, которые называют ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ.

Ответы 3 группы: тракторист, учитель, космонавт, повар.

Задание  для 4 группы: Из данных слов выберите и выпишите  те, которые называют НЕ предмет, НЕ явления природы, НЕ профессии людей.

Ответы 4 группы: смелость, трусость, вежливость, честность.

Самостоятельная работа в группах с последующей проверкой.

- Проверим, какие слова вы выбрали. Каждая группа зачитает свои слова, а остальные группы должны будут угадать, что называют выбранные имена существительные (какая тематическая группа). (ЕСЛИ не отгадывают, то сама группа зачитывает своё задание)

ДОПЛНИТЕЛЬНЫЙ вопрос каждой группе: - Какие слова ещё вы смогли бы добавить добавили в свою группу?

Итог после 1 группы – знали, что существительные называют предметы.

Итог после 2 группы – во 2 классе говорили, что существительные называют явления природы.

Итог после 3 группы – НОВОЕ! Существительные  могут называть людей по профессии.

Итог после 4 группы – НОВОЕ! Существительные могут называть черты характера человека.

- Итак, по какому грамматическому признаку можно отличить существительное от других частей речи? (Обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)

- Что же ещё могут называть имена существительные? (В какие группы по темам можем их объединить?) (Предметы, явления природы, профессии людей, черты характера человека) 

2) - А знаете, тематические группы могут быть и другие. Чтобы узнать, какие, выполним упражнение 4 на странице 51 в тетради.

- Прочитаем слова. Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные)

- Прочтите задание. Какие существительные надо выбрать и выписать по заданию? (Выделите и запишите существительные, которые обозначают предмет, затем существительные, которые обозначают явления природы.)

Выполнение упражнения 4, стр.51, потом – проверка.

- Какие слова остались «лишними»?

- Как вы думаете, как их назвать? (Это имена существительные, так как отвечают на вопрос что?)

- А как можно назвать эту группу существительных? (Слова обозначают выполняемое действие, процесс)

- Подведём итог этой работе. (РАБОТА ПО СХЕМЕ)

Имена существительные:

Обозначают предмет

(кто? что?)

      предмет                                                                                                            процесс

                          явления природы        черты характера    профессии людей

   

-  Какие грамматические признаки существительного повторили? (Обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)  

- Какие группы существительных выделяли во 2 классе, т.е. что могут называть существительные? (Предметы и явления природы).

- Что сегодня для себя выявили новое? (Существительные могут ещё называть профессии людей, черты характера человека и процессы).

- А как вы считаете, это всё, что могут называть существительные или нет? Верно, изучая русский язык, вы ещё познакомитесь со многими тематическими группами существительных.

- Вот  мы  с  вами  и  поднялись  на  холм  Выбора, удачно  выбрав различные имена существительные. Оцените работу своей группы на этом этапе маршрута. (Отметить флажком маршрут на карте)

         

Физкультминутка.

- Ребята, мы прошли уже большую часть нашего пути. А что устанавливают альпинисты на вершине, достигнув её? (Флажок) А у вас есть флажки? Найдите каждый себе флажок. (Флажки прикреплены к стульям, на обратной стороне парты и т.д.)  

                     

V.  Закрепление изученного материала. 

1) - Впереди у нас тропа Почемучек. Что будет на это тропе? (Задавать вопросы, объяснять ПОЧЕМУ). Вас ждёт новое задание из учебника. Выполним упражнение 5 на странице 52.

- Прочитайте слова. Похожи ли слова по смыслу, по своему лексическому значению,  в каждой паре? Почему? (Ответы детей)  Так слова совсем одинаковые или отличаются друг от друга? (Отличаются) Почему можно сказать, что они отличаются? (Первое – глагол, а второе – существительное. Отвечают на разные вопросы и разное обозначают).

- Выполните письменное задание в тетради по образцу.

Выполнение задания упражнения. Взаимопроверка по слайду презентации.

- Почему вы выписали эти слова? Что называют эти существительные? (Процесс, выполняемое действие)

- Молодцы! Вы хорошо справились  с этим заданием. Оцените работу своей группы на этом этапе маршрута, прежде, чем мы отправимся дальше. (Отметить на карте флажком) 

2) – Вперед, к водопаду Радости! А когда в учебё может быть радость? (Когда решен поставленный вопрос, когда выполнил трудное задание и у тебя получилось!).

Вам надо выполнить ещё одно задание. Возьмите слова № 3, распределите их по тематическим группам. Подумайте сами, сколько и какие группы у вас получатся.

Выполнение задания по группам. Карточка №3

Ненастье, школа, писатель, белизна, прыжок, ручка, художник, снегопад, стук, желток, синева, бег, трактор, половодье, заморозки, краснота, осина, врач, езда, программист.

Предполагаемые ответы:

  1. явления природы: ненастье, снегопад, половодье, заморозки.
  2. Предметы: школа, ручка, трактор, осина.
  3. Профессии: писатель, художник, врач, программист.
  4. Процесс: прыжок, стук, бег, езда.
  5. Цвет: белок, синева, краснота, желток.

Проверять по ходу выполнения: - Молодцы, у … группы уже есть объединённые существительные. (На доске составляют группу) и т.д.

- Оцените свою работу на последнем этапе восхождения к намеченной вершине. (Самооценка фишкой, флажок на карте)

VI.  Заключительная часть. Итог урока.

- Вот мы и покорили вершину горы Имени существительного. Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня повторили и узнали об имени существительном.

- По какому грамматическому признаку существительные можно отличить от слов других частей речи?

- Какую цель урока поставили? (Узнать новое о существительном)

- Достигли ли мы цели?

- Что, кроме предметов и явлений природы, могут называть имена существительные?

- Как вы думаете, всё ли вы узнали об имени существительном? Действительно, далеко не всё. Ведь это – огромная гора, а сегодня мы поднялись лишь по одному  маршруту. Изучая до 11 класса русский язык, вы ещё многое узнаете об этой части речи.

- Чтобы вы рассказали дома о своём путешествии?

- Молодцы! Но чтобы и дальше вы успешно путешествовали по дороге Знаний, надо работать и дома.

VII.  Домашнее задание.

Учебник «Русский язык», страница 53, упражнение 8. Правило на стр…..

VIII Оценивание.

- Наше путешествие подошло к концу.

- Установите свой флажок на том пункте маршрута, до которого вы дошли с удовольствием и радостью, даже преодолевая трудности, но с запасом сил, чтобы идти дальше.

- Я рада, что вы показали себя умными, смышлеными, грамотными, настойчивыми ребятами, настоящими покорителями вершин. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Гармония". Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко.Тема урока. "Обозначение мягкости согласных звуков."

данный урок расчитан на формирование умений обозначать мягкость согласных двумя способами: гласными Е,Ё,Ю,Я,И; Ь....

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Самоанализ урока русского языка в 3 классе по учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов, поэтому он был спланирован в игровой форме «Покорения вершины имени существительного» и опирался на знания, ...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова....