Методическая разработка занятия "Притча о блудном сыне"
план-конспект занятия (4 класс)

Голутвина Людмила Степановна

Занятие  по библейской притче о блудном сыне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_4._pritcha_o_bludnom_syne.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 4

Притча о блудном сыне

Методическая разработка занятия 4

Тема: «Притча о блудном сыне. Сила любви»

Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям

Задачи занятия:

Образовательные:

  • научить младших школьников читать Священное Писание, ориентироваться в Его содержании;
  • формировать у учащихся представление о жизни, обычаях людей во времена Иисуса Христа;
  • раскрыть учащимся содержание таких понятий как «любовь Агапе», «прощение», «почитание родителей».

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
  • ознакомить детей с творчеством русских поэтов, использовавших тему блудного сына в своем творчестве;
  • ознакомить детей с репродукциями картин русских и зарубежных художников.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся почтительное, бережное отношение к родителям;
  • воспитывать любовь и уважение к ближнему, умение мирно разрешать конфликты;
  • задуматься о причине страданий людей.

Оснащение (оборудование) занятия:

  • презентация репродукций картин Рембрандта Ха́рменс ван Рейна, Альбрехта Дюрера, Александра Иванова, Ивана Макарова, Поля Гюста́ва Доре;
  • Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
  • рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;
  • томики стихов лорда Байрона, А.С. Пушкина, Н. Языкова, В. Брюсова;
  • кассета с классической музыкой (слушаем органную музыку), проигрыватель.

Тип занятия: открытие нового знания

Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание, выполнение творческих заданий), работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся, рисование по впечатлению.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Однажды я увидела в Эрмитаже картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» (Слайды 2, 3). Обратите внимание на репродукцию этой картины. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника блудный сын стоит на коленях и прячет лицо на груди старика.

Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившийся к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвёрдые руки ласково лежат на спине сына. Перед ними обоими, наверное, в этот момент проходят годы, проведённые ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Таинственный свет озаряет их обоих…  Все это буквально захватило меня.

Так я пришла к библейской притче о блудном сыне.

И в связи с этим вспоминаются строки, написанные Байроном (Слайды 4, 5), с творчеством которого вы соприкоснетесь в 8-9 классах:

«Блажен, кто Библии страницы пробегая,

Высокий смысл их разумел,

Но лучше во сто крат, о, смертный, не родиться,

Чем строки дивные надменно отвергать».

А знаете ли вы, что Байрон к восьми годам, по его собственным словам, уже прочёл всю Библию «от корки до корки»?

Но обратимся к притче о блудном сыне, которую не без основания называют величайшим рассказом всех времен и народов.

Мы уже знаем, что притча – это особая манера разговора Иисуса Христа с народом. Спаситель говорил о событиях и явлениях обыденной жизни и через них вводил людей в мир духовный. Такой приём помогал людям понять, о чём говорил их великий Учитель. Притча – это земная история с небесным смыслом.

Иисус Христос избрал метод притч для того, чтобы заинтересовать людей, побудить их к слушанию. Он обращался не к собравшимся в синагоге людям, которые так или иначе должны были оставаться на своих местах до окончания службы. Он обращался к толпе людей, которые были свободны и могли разойтись в разные стороны в любой момент. Поэтому так важно было вызвать в людях интерес.

Предлагаю ученикам прокомментировать репродукции картин А. Иванова, И. Макарова, Доре, посвященные проповедующему Спасителю (Слайды 6, 7, 8).

В чём величие притчи о блудном сыне? Она даёт ответ на вопрос, в чём смысл жизни, указывает на причину страданий человека. Притча раскрывает суть понятий «прощение» и «любовь Агапе».

Учитель: как вы понимаете, что такое прощение?

Ученик: Простить – значит перестать сердиться на того, кто тебя обидел.

Учитель: Правильно. Мы живём в мире, где нас окружают несовершенные люди – такие же, как мы. И в процессе нашего взаимодействия с людьми мы постоянно сталкиваемся с обстоятельствами, когда кто-то поступает с нами неправильно.

Простить – значит забыть обиду, т.е. «отпустить» человека, обидевшего тебя.

Представим себе, что у берега стоит привязанная лодка. Если мы её отвяжем, она уплывет. Так символически можно описать прощение. Прощение – это способ избавления от горечи в душе.

Учитель: А кто может сказать, что такое любовь Агапе?

Рассуждения учащихся

Учитель: Мы знаем, что есть любовь «сторге» - семейная любовь, обусловленная родственными узами. Известна и любовь «эрос» - любовь мужчины к женщине. Дружеская любовь - это любовь «филиа». А что же такое любовь «Агапе»?

Учитель: никто не может ответить.

С проявлением Агапе я впервые столкнулась благодаря леснику Никифору, когда работала лесопатологом (лесным врачом) в сибирской тайге. Жил он в сибирской деревушке, а соседом его был человек по имени Иван. Этого Ивана за вздорный характер в деревне иначе как «вредный мужичонко» и не звали. Однажды он подмел свой двор, а груду мусора под покровом ночи свалил у ворот Никифора. Когда Никифор открыл ворота и увидел мусор, он сразу понял, в чём дело.

Учитель: Как вы думаете, что он сделал?

Реплики с места: Закинул ему мусор обратно. Отругал его как следует.

Учитель: Никифор молча убрал мусор, запряг свою лошадь и поехал на рынок. Там он купил два больших арбуза (купить арбузы в Сибири – это дорогое удовольствие), привёз их и отдал детям своего обидчика, т. к. самого Ивана дома не было.

Вечером, когда Иван пришёл домой, дети с радостью рассказали ему, какие сладкие арбузы принёс им сосед. Тогда Иван пошёл к Никифору и попросил прощения. Он сказал буквально следующее: «Прости меня, дурака». Теперь – они хорошие друзья.

«Агапэ» - это способность любить тех, кто нам не нравится, и кому мы не нравимся. Это - глубокое нравственное чувство, возникающее не спонтанно, как порыв, а сознательно, на основании моральных принципов, чувства долга.

Никифор руководствовался наставлением из Библии: «Никому не воздавайте злом за зло, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17,21). Добро обладает невидимой силой.  Он простил, сделал доброе дело, как это повлияло на Ивана»?

Ученик: Иван, задумался над своими поступками и, может быть, изменит свою жизнь.

Учитель: А если бы Никифор отругал Ивана, поссорился с ним – как бы отреагировал Иван?

Ученик: Он стал бы ещё злее.

Учитель: Любовь «Агапе» – это непоколебимая доброжелательность, безусловная любовь, которая любит независимо от того, совершенен объект любви или нет. В христианстве – это любовь Бога к человеку. Именно любовь Агапе побудила Иисуса Христа сойти на землю в образе Человека ради нашего искупления.

Бог любит всё человечество любовью Агапе. «Бог есть любовь» (1Ин.4:8).

Агапе любит, потому что не может не любить – такова природа любви. Здесь уместно провести аналогию (сравнение) с солнечным сиянием.

Солнце в одинаковой степени светит и прекрасным садовым цветам, и сорнякам, потому что такова природа солнца. Оно не может не светить.

Священное Писание говорит, что смысл нашей с вами жизни состоит в стяжании любви Агапе. Написано: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор. 13:2).

Учитель: а сейчас найдите в Библии Евангелие от Луки главу 15, стихи 11-32.

(Дети поочередно вслух читают притчу с паузами для обсуждения содержания стихов).

«Ещё сказал: у некоторого человека было два сына;

И сказал младший из них отцу: отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение».

Учитель: По иудейскому закону после смерти отца старшему сыну полагалось 2/3 наследства, младшему – 1/3.

Младший сын обратился к отцу с требованием немедленно разделить имение. Написано: «Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал.6:7). Это - духовный закон.

Давайте посмотрим, какой духовный посев сделал, младший сын, обратившись с таким требованием к своему старому отцу. Что он посеял -  послушание, доброту, способность проявлять заботу, милосердие? Или может быть страдание и боль»?

Ответы:

Ученица: Младший сын посеял непослушание, нарушил заповедь о почитании родителей.

Ученик: Он не захотел заботиться о старом отце.

Ученица: Он поступил ужасно, по-хамски.

Учитель: Вы помните, что одного из трёх сыновей Ноя звали Хамом. Он совершил недостойный поступок по отношению к отцу, и с тех пор человека, проявляющего грубость, неуважение к другому человеку, называют хамом.  

Вы правы, он заставил отца страдать, причинил ему боль. Требование младшего сына просто бессердечно: «Дай мне мою часть, которую я всё равно получу, когда ты умрёшь, и позволь мне уйти».

Фактически он сказал отцу: «Умри для меня». Сын посеял страдание. Таков был его «посев», далее мы увидим, каков же был его «урожай».        

Отец терпеливо перенёс удар. Любовь даёт силу любить даже в болезненных обстоятельствах. Он отдаёт сыну его долю ещё при жизни. Это говорит о необыкновенной доброте отца.

Почему отец отпустил сына? Какие чувства при этом он испытывал? Гнев? Облегчение? Радость? Жалость»?

Ответы:

Ученица: Он испытывал жалость к сыну. Отец был мудрым и понимал, что сын растратит все деньги, а потом будет страдать.

Учитель: Правильно. Отец понимал, что лишь в нужде и лишениях сын чему-то научится. Что ответил бы обычный отец в соответствии с общепринятыми обычаями?

Ученик: Мог бы отругать его и выгнать из дома.

Учитель: Конечно, мог. Не почитание родителей в Израиле всегда считалось большим грехом. Отец мог лишить сына наследства, проклясть его. Но отец с горечью поддался требованию сына, т к. любил его. Продолжим чтение притчи:

«По прошествии немногих дней, младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».

Учитель: Что означают слова «… расточил имение своё»?

Ученик: Это значит, что он растратил всё, что имел.

Учитель: А как вы думаете, на что он растратил деньги?

Ученик: Дом себе купил красивый, одежду. Но, в основном, на всякие там пирушки, наверное. В общем, он развлекался.

Учитель: Какой же «урожай» начинает собирать сын, посеявший боль и страдание?

Ученица: Он сам начинает страдать. Ему никто не помогает.

Ученик: Младший сын всё растратил. Он стал нищим. Ему нечего было одеть, он голодал.

Учитель: А какую работу он себе нашёл?

Ученики хором: Он стал свинопасом.

Учитель: Да. Блудный сын отправился из отчего дома в страну, очевидно, языческую, где разведение свиней было делом обычным и распространённым. У евреев, считавших свинью животным нечистым, разводить свиней запрещалось. Таким образом, пасти свиней на чужбине считалось особенно унизительным.

К тому же, как мы видим, хозяин свиней почти и не кормил своего работника, ведь в стране был голод, так что младший сын, живший когда-то в обеспеченном отцовском доме, дошёл до самого позорного унижения. Не имея никакой пищи, он рад был есть рожки, предназначенные для свиней.

Иисус Христос в этом рассказе как бы нагнетает степень падения персонажа своей притчи.

Читаем далее:

«Пришед же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!

Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою,

И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему».

Учитель: Что означают слова «пришед в себя?

Ученица: Опомнился!.

Учитель: Правильно. Обратите внимание на репродукцию картины Альбрехта Дюрера (Слайд 9), которая посвящена именно этим словам из притчи. Сын находится на скотном дворе хозяина, к которому он нанялся в услужение. Поблизости пасутся свиньи. Блудный сын - что он делает? Обратите внимание на положение его рук. Да, он молится. Он обратился к сокровищам внутри себя. Те достоинства, которыми обладает Создатель, человек несёт в своем внутреннем мире из-за своего подобия Ему.

Мы находим Создателя во внутреннем мире человека, самого драгоценного Божиего творения во вселенной. «Господь Бог твой среди тебя» (Соф. 3:17).

Наше истинное «Я» глубоко предано добру, любви. Мы несём в своём внутреннем мире радость, прощение, жертвенность. Именно эти качества составляют нашу истинную духовную сущность. Иисус Христос сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Увы! – человек способен действовать в этом мире противно его истинной духовной сущности, и, как только он делает это, он погружается в страдание. Зависть, ненависть, ложь, непрощение - всё это искусственные типы поведения. Ими мы подменяем естественные – терпимость, доброту, прощение, любовь.  

Учитель: Какие слова младшего сына говорят о том, что он осознал всю неправедность своей жизни?

Витя: «Я согрешил перед небом и перед тобою». Сын понял, что жил неправильно, что бросил старого отца ради развлечений.

Учитель: Да, он осознал свою вину. А ведь блудный сын мог сказать: «Отец, ты сам виноват, что поддался на уговоры разделить имение. Меня, такого вот глупого, отпустил далече, в другую страну». Или он мог сказать: «Старший брат мой вместо того, чтобы уговаривать и удерживать меня, занимался своим делом, трудился ради накопления имущества, две трети которого ему потом и достанутся».

В Библии говорится о том, что «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13). Блудный сын осознал свои ошибки, и он был помилован отцом.

Учитель: а что означают слова блудного сына «Я согрешил против неба»?

Ученики хором: Грех перед Богом.

Учитель: Итак, сын решил вернуться домой и просить отца принять его назад уже не как сына и даже не как раба, а как наёмного слугу, поденщика. Обычный раб был, так сказать, членом семьи: хозяин должен был одевать, кормить и лечить его. Наёмный же слуга мог в любой день оказаться выброшенным на улицу - он не имел никаких прав в семье.

Продолжим чтение притчи:

«И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

И приведите откормленного теленка, и заколите: станем есть и веселиться,

Ибо этот сын мой был мёртв и ожил. Пропадал и нашёлся. И начали веселиться».

Учитель: Какие слова говорят о том, что отец терпеливо ожидал возвращения сына?

Ученик: Отец увидел сына, когда тот был ещё далеко. Значит, он каждый день выходил на дорогу и смотрел вдаль, не появится ли сын.

Учитель: Сын потерял всё, что имел, но при встрече отец не сказал: «Так, так, так…– явился!». Он простил его, ни в чём не упрекая.  Отец любил своего заблудшего сына и вернул ему его положение – статус сына, горячо любимого отцом. Когда человек чувствует себя любимым, он чувствует себя эмоционально полноценным. Стабильная и сильная отцовская любовь много значит – если ребёнок вырос в ней, у него будет чувство защищенности всю жизнь.

Отец целует и обнимает его, выражая прощение и любовь. Он восстанавливает самооценку споткнувшегося сына. Сила любви помогает поддержать человека эмоционально, поддержать его достоинство. Это и есть любовь «Агапе». Она всегда сопровождается щедростью. Любящий человек предпочитает отдавать. В чём проявилась щедрость отца?

Ученик: Отец дал сыну лучшие одежды, дал ему обувь.

Учитель: «лучшая одежда» в еврейском быту ещё называлась «первой», то -есть, одеждой знатных людей.

Ученица: Он устроил праздник, чтобы сын видел, как ему рады.

Учитель: Отец подарил вернувшемуся сыну перстень. Отдать другому своё кольцо с печатью означало передать ему свои права и полномочия.

Мне кажется, эту притчу следовало бы назвать притчей о любящем отце, ибо в ней больше говорится о любви отца, нежели о грехе сына.

Но притча на этом не кончается. Появляется старший сын, который глубоко огорчен тем, что вернулся брат.

Обратите внимание на репродукцию знаменитой картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» (Слайд 2). Художник изображает блудного сына в лохмотьях, стоящим на коленях перед отцом. Сзади, в полутьме, стоит старший сын, и лицо его не выражает радости.  Лицо старшего брата выражает неприязнь и надменность и на картине Юлиуса Шнорра (слайд 10).

Давайте продолжим чтение Евангелия от Луки:

«Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда

приблизился к дому, услышал пение и ликование;

И призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол

откормленного телёнка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед, звал его.

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и

никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами,

пришёл, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё;

А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк. 15:11 – 32).

Учитель: Какое впечатление произвёл на вас старший сын? Что вы можете сказать о нём?

Ученик: Он молодец, отца не бросил.

Ученик: Он работал на поле, пока его брат развлекался.

Ученик: Конечно, старшему сыну обидно, что он трудился в поте лица, а отец никогда не устраивал в его честь такого пира.

Учитель: Вы правы, старшего сына переполняют гнев, возмущение и обида. Скажите, а разделяет ли он радость, ликование отца по поводу возвращения родного брата?

Ученик: Нет, он, наоборот, расстроился. Наверное, подумал, что брат растратил свою долю наследства, а теперь его деньги будет тратить.

Учитель: А не осуждает ли он и родного брата, и отца?

Ученица: Да, старший сын недоволен и отцом, и братом.

Учитель: Складывается впечатление, что у него отсутствуют родственные чувства. А испытывает ли он жалость к настрадавшемуся брату?

Ученица: Нет, наоборот. Он, наверное, подумал: «И зачем ты только вернулся? Лучше бы остался на чужбине».

Учитель: да, поведение старшего брата указывает на полное отсутствие сочувствия в его сердце. Он называет блудного сына не «мой брат», а «этот сын твой». У старшего сына эгоистическая жалость только к себе самому. Может быть, он неправильно понял отца, подумал, что отец больше любит младшего сына. А как вы думаете, он работал на поле из-за любви к отцу или воспринимал эту работу как тяжкую повинность?

Полина: Наверное, как повинность, иначе он не стал бы упрекать отца, что вот, мол, я столько лет на тебя работаю.

Учитель: Конечно. Его поведение показывает, что он рассматривал годы послушания как выполнение неумолимого долга, а не служения любимому отцу.

Учитель: Можно ли старшего сына назвать праведным?

Андрей: Нет, он праведный только снаружи, а внутри – грешный.

Учитель: Ты хорошо сказал, Андрей. У старшего сына только мнимая праведность, внешняя. Он тоже оказывается блудным сыном, который не хочет войти в дом отца.

Кто из сыновей лучше – тот, что ушёл, промотал деньги, но покаялся или тот, что остался, но злился?  

Ответ хором: Блудный сын.

Учитель: А на самом деле для прощения это не имеет значения.

А кто блудный сын – младший или старший брат? Старший сын тоже оказался блудным сыном. Он не захотел войти в отчий дом, дом, где был устроен пир в честь его вернувшегося брата. Отцу пришлось его уговаривать. Пир – это всегда образ Царствия Небесного. И вот здесь становится понятным, почему не все грешники (а грешат все) оказываются принятыми в Царствие Божие. Они не хотят придти.

В чём смысл притчи? Кого подразумевает Иисус Христос, говоря о блудном сыне, отце?

Полина: Блудный сын – это грешные люди, а любящий отец – это Бог.

Учитель: Смысл притчи заключается в неизбежности возвращения человека (через падения, искупление) к истоку, к Богу - Отцу, это – тот путь, который должен проделать каждый человек.

Ельчанинов говорит: «Слово о том, что мы созданы по образу и подобию Божию, - вот наше мерило, наша совесть, путь, по которому надо идти. Всякий иной путь – потеря себя, извращение личности, и только в преобразовании себя в образ и подобие Божие, в возвращение к тому, чем мы созданы и что исказили в себе, - истинный путь человека».    

Учитель: Тема блудного сына используется в творчестве русских поэтов. Наши мальчики приняли участие в подготовке урока и сейчас прочтут нам стихи.

Ученик: Я прочту отрывок из элегии русского поэта Николая Языкова:

«Печальный, трепетный и томный

Назад, в отеческий мой дом,

Спешу, как птица, в куст укромный

Спешит забитая дождём».

Ученик: Я прочту отрывок из стихотворения Брюсова Валерия Николаевича: «Блудный сын:

«Ужели, перешедши реки.

Завижу я мой отчий дом

И упаду, как отрок некий,

Повергнут скорбью и стыдом»!

Ученик: Я прочту отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Воспоминания о Царском Селе»:

«Воспоминаньями смущенный,

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой.

Так отрок Библии, безумный расточитель,

До капли истощив раскаянья фиал, увидев, наконец, родимую обитель, главой поник и зарыдал».

Ученик: А что означает «фиал»?

Учитель: Фиал - это чаша, чаша раскаяния. Пушкин говорит о раскаянии.

3. Творческая работа учащихся. Школьники выполняют рисунки. Они могут рисовать всё, что у них ассоциируется с любовью Агапе, прощением.

(Во время выполнения рисунков тихо звучит классическая музыка).

4. Домашнее задание для заинтересовавшихся.

Учитель: Объявляется конкурс на лучший «семейный» рисунок на тему о блудном сыне. Расскажите дома своим родным и близким содержание притчи и попросите их принять участие в конкурсе.

5. Подведение итогов занятия:

  • позитивная оценка учителем работы учеников
  • благодарность учителя ученикам за участие в подготовке урока и заинтересованную, активную работу.
  • просьба к ученикам высказать кратко своё мнение о том, пригодятся ли им в жизни полученные в процессе изучения притчи знания.

Ребята, я благодарю вас за интересную работу,  и до новой встречи.

Стр.  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

кейс-метод притча" Возвращение блудного сына"

Работа с притчей.Развитие творческого мышления, умения вести дискуссию....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Презентация (в двух частях) к методической разработке "Блудный сын".

Презентация иллюстритрует  содержание притчи о блудном сыне....

Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"

23 февраля – это День защитника Отечества. Это  особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали  в защите Родины. Это пра...