кейс-метод притча" Возвращение блудного сына"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Новикова Любовь Алексеевна

Работа с притчей.Развитие творческого мышления, умения вести дискуссию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon притча40 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант проблемно-информационного поля «кейса»

Притча «Возвращение блудного сына»

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселитьсячто брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Материалы для решения

1.    Символы и значения, использованные в притче:

«Блудный» – старинное слово, означающее «заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение».

2.    Задания для работы в группах:

I группа:

Внимательно прочитайте текст; осмыслите для себя содержание притчи и решите проблему от лица отца. Представьте вариант решения.

II группа:

Проанализируйте перечень заданий, выполнение которых позволит решить задачу с точки зрения блудного сына. Представьте вариант решения. 

III группа:

Решите проблему с точки зрения старшего сына.

IV группа:

Определите критерии оценки решения задачи с позиции главных действующих лиц. Какой урок-заповедь может извлечь для себя человек, прочитав эту притчу? Чему она учит?

Вопросы - задания, которые приведут к решению

  1. Как Вы понимаете значение слова «блудный»?
  2. С какой просьбой обращается младший сын к отцу? Что он сказал при этом? Что за этим стоит?
  3. Какую библейскую заповедь нарушает сын при этом?
  4. Почему отец не наказывает сына?
  5. Почему веселая, полная наслаждения жизнь сына оказалась недолговечной?
  6. Что потерял младший сын в далекой стране?
  7. Что заставило его избрать жизнь, а не продолжать путь к смерти?
  8. Почему сын решает вернуться к отцу?
  9. Что чувствовал, о чем думал сын, возвращаясь домой?
  10. Какую встречу ожидал?
  11. Как отец встретил сына? Как Вы думаете, что чувствовал отец, когда увидел возвращающегося домой сына?
  12. Что заставило отца с почестями принять опозорившего сына?
  13. Почему отец не наказывает сына? (Почему не накажет сына, не сделает его своим рабом, хотя бы на время, ведь сын провинился?)
  14. Как Вы понимаете слова отца: «…был как бы мертв и ожил»?
  15. Почему старший сын обиделся?

Методическая подсказка

  1. Внимательно прочитайте текст задачи; осмыслите  для себя ее содержание
  2. Выделите, какую задачу требуется решить
  3. Оцените свои возможности, свою профессиональную компетентность для решения данной задачи. Определите, опираясь на какое теоретическое знание, Вы сможете решить эту задачу. Особое внимание обратите на то, насколько Вы владеете теоретической базой, необходимой для решения задачи
  4. Сформулируйте проблему с различных точек зрения и назовите причины проблемы
  5. Обратите внимание на то, в виде какого «продукта» можно представить решение поставленной задачи
  6. Проанализируйте данные в тексте задачи условия как контекст реальности, который необходимо учитывать при решении конкретной задачи
  7. Разработайте вариант решения задачи, опираясь на перечень вопросов или собственный план действий
  8. Обсудите возможный вариант решения поставленной задачи со своими  коллегами
  9. Оформите окончательный вариант решения задачи и представьте его в аудитории в виде определенного «продукта»: алгоритма действий, модели, проекта
  10. Определите критерии оценки решения проблемы или воспользуйтесь уже готовыми  критериями

Беседа по тексту

  1. Как Вы думаете, за что можно простить? Почему простил отец младшего сына?
  2. Кто по- вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
  3. Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой они делают вывод?
  4. Как обращена эта притча к нам? На чьем месте мы можем оказаться или уже  оказывались в жизни? (Митрополит Антоний: «Какой это нам пример! Как часто, когда мы с кем-то поссоримся, человек к нам приходит с трепетом в душе, стесняясь, не зная, как мы его примем, лишь в надежде, что когда мы откроем дверь на его стук, то лицо наше просияет радостью». И как часто бывает, что мы открываем дверь своего сердца или своей квартиры и  смотрим на него сурово и говорим: «Что, вернулся? С чем же ты вернулся? Понял свою вину?»)
  5. В чем общечеловеческий смысл притчи? Почему она важна для каждого из нас? О каком нравственном законе напоминает притча?
  6. Репродукция картины голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына»:

  1. Какие слова отца могли бы стать названием этой картины?
  2. Что заставило отца именно так встретить своего младшего сына?
  3. О чем думает старший сын? Сделает ли он шаг навстречу своему брату, протянет ли он ему руки? Обнимет ли он его, как это сделал отец? Последует ли он примеру отца или отвернется от своего брата, исполненный чувства злости и отвращения?
  4. Часто ли Вы задумываетесь о чувствах своих родителей, когда совершаете необдуманные поступки, которые сильно ранят ваших родителей?
  5. Почему именно эта притча вдохновила многих художников на создание прекрасных произведений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

Выступление на методобъединении учителей начальных классов «Кейс-метод или метод конкретных ситуаций»

Работа раскрывает осноные понятия нового метода работы. Данная работа поможет вовлечь учителей начальных классов в новую деятельность, используя при этом кейс-метод - метод ситуаций. К выступлению дан...

Методическая разработка занятия "Притча о блудном сыне"

Занятие  по библейской притче о блудном сыне...

Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

При  работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые  формы п...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

Доклад на тему: "Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения."

Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе ф...

Кейс - метод (кейс-технология)

В приложенном материале содержится информация о целесообразности применения технологии кейса во время урочной и внеурочной деятельности....