Священные сооружения в мировых религиях.
учебно-методический материал (орксэ, 4 класс) по теме

Священные сооружения в христианстве, мусульманстве, буддизме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyashchennye_sooruzheniya.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ. Основы мировых религий.

Священные сооружения в мировых религиях.

                                                                  Выполнил:    Брянская Е. И.

                                                                   МОУ СОШ № 10

                                                             г. Жуковский

                                                                                       учитель начальных классов

2014г

Людей разных религиозных культур объединяет обращение к Богу через молитву. Для обращения к Богу люди собираются в разных местах. Эти места называют священными.

Для верующего человека посещение храма сродни празднику. Он ощущает умиротворенность души, бодрость тела и бесконечное счастье от возможности прикосновения к чему-то более высокому. Он ищет любви, защиты и благословения на добрые начинания. Люди молятся об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о сердечной радости, о даровании благочестия и милосердия.

Благослови, Господь, мою молитву

И помоги предстать перед Тобой

Мне без рассеянья: и телом, и душой

Почувствовать себя с Тобою слитно.

Ты утверди меня в священной вере.

Даруй любовь чистейшую к Тебе,

Молиться научи. В моей судьбе

В приобретенье каждом и потере

Дай распознать Твою святую волю,

Мои дела и мысли освети,

Пошли мне силы всё перенести:

Успех и радость, скорбь и боли.

Замкни уста мои для слова злого,

Избавь от прихотей нечистых плоть,

Десницу удержи мою, Господь,

От всякого деяния дурного.

Для каждого, с кем повстречаюсь ныне

Источником добра лишь дай мне быть

И научи, как душу сохранить

От лени, осужденья и гордыни.

         Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Первые священные места наших предков имели вид палатки, шатра. Скиния (·греч. skene - шатер) по библейскому сказанию - переносный храм в шатре, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. Либо были сделаны из камня, уже позднее появились  храмы.

          Самое древнее и загадочное религиозное сооружение  находится в Англии и называется Стоунхендж. Оно состоит из огромных камней, находящихся под открытым небом. До сих пор учёные не смогли объяснить, как люди без помощи машин смогли сотворить такие сооружения.

         Позднее люди стали строить храмы (Др. Греция, Др. Египет). Эти храмы были посвящены отдельным богам.

Храм – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

         В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.

В иудаизме может быть только один храм Иерусалимский Храм на всей планете. Сегодня официально храма нет, а синагога в иудаизме храмом не является, и во многом сходна по культовым функциям с христианской часовней.

Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху свой неповторимый характер.

          В дни гонений христиане сходились для молитвы и Литургии в частных домах или в подземных усыпальницах - катакомбах.

          Продолговатый стол, за которым верующие тех времен возлежали за братской трапезой, постепенно был заменен гробницей мученика. Саркофаг с горящими на нем свечами стал прообразом алтаря западно-христианского стиля.

            Дохристианские храмы считались обиталищем божеств. Обычно люди молились и приносили жертвы во дворе, перед входными вратами. Внутрь же допускались только служители. Это правило было соблюдено и в ветхозаветном Иерусалимском храме.

           Первые христианские храмы строились по образцу римских общественных зданий - базилик. Они представляли собой прямоугольные постройки с рядами колонн, разделяющих помещение на "нефы," или "корабли." Все здание должно было символизировать корабль града Божия, плывущий по волнам истории. Наружному декору базилики уделялось мало внимания, зато внутри ее украшали мрамором и мозаикой.

          Эту же черту - художественное богатство интерьера при весьма скромном, даже суровом внешнем виде храма - сохранило и византийское искусство. Но в Византии идея "корабля", "дома собрания" дополнилась идеей космоса, которая присутствовала еще в убранстве ветхозаветного Храма. Он предназначен для народа и одновременно является своего рода "космическим ковчегом" для пребывающего в нем Творца. Купол, означающий "твердь небесную", образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты - все это соединялось в единую симфонию: Бог, царства Неба и земли, Священная история.

           В Византии сложилось искусство иконописи, целого мира образов, подчиненного собственным законам

           Из Византии иконопись пришла в Болгарию, Румынию, Сербию, но высочайшего расцвета достигла на Руси. Правда, с 17го века это поразительное искусство пришло в упадок, и только наше столетие как бы заново открыло его художественную и духовную ценность.

          Космическая символика храма получила свое развитие и на Западе - в романском и особенно готическом искусстве. Готика одела храмы в каменные кружева, в которые вплетено все многообразие творений: люди и духи, растения и драконы, аллегория страстей и добродетелей; витражи наполняли храм радугой цветов, а устремленные ввысь линии окон, порталов и башен словно возносили всю эту мощную симфонию к небу.

        Если киевская София была еще вполне "греческой," то с 12 века церкви Руси приобретают самобытный характер.

          Сравнительно небольшой одноглавый древнерусский храм 12-15 веков отличался изяществом и строгостью внешнего облика. Возвышаясь среди деревянных домов, словно конный витязь среди пеших дружинников, он  невольно напоминал, что каждый христианин - воин духа.

             Внутри такого храма, как и в Византии, изображали все бытие, Вселенную, человека и историю его спасения. Так же глядел с вышины строгий лик Вседержителя, так же предстояли Ему сонмы святых и бесплотных сил. На четырех сторонах центрального свода писали четырех евангелистов. По стенам разворачивались картины библейских и церковных событий, а на западной стене в огромной многоплановой композиции нередко находилась фреска Страшного суда. Свою включенность в Церковь, видимую и невидимую, молящийся ощущал, едва переступив порог храм.

           По-другому выглядели многоглавые соборы 16-17 веков с их галереями, приделами, нарядной изукрашенностью. Здесь, как и в готике, идея соборности, единства мироздания была воплощена в праздничной декоративности, вынесенной наружу.

         Все церковные здания делятся на алтарное пространство, которое занимает полукруглую апсиду, где помещаются алтарь и "горнее место" для епископа, на сам храм, или место для молящихся, и притвор, где в древности стояли неофиты (оглашенные), ожидавшие крещения. По образцу синагог храм имеет амвон.

          В алтаре престол, имеет в православных храмах кубическую форму (библейский символ "вселенскости"). Позади него находится семисвечник. Многие века алтарное пространство оставалось открытым (как и теперь на Западе). Его отделяла лишь низкая каменная ограда. В период между 4 и 7 веками на этой ограде начали сооружать колонны, к ним крепилась "завеса," которую после службы задергивали. В эпоху победы над иконоборцами вверху и между колоннами стали помещать иконы Христа и Богоматери. Постепенно к ним прибавились другие. В древней Руси возник второй ряд икон, а с 14-15 веков появилось еще несколько рядов. Таким образом, образовалась стена, именуемая иконостасом и доходящая почти до потолка. Подобные иконостасы в известной степени повторяли роспись алтарной апсиды, скрытой от молящихся.

          Царские врата, расположенные перед алтарем, первоначально представляли собой низкие створки, которые не загораживали престол и священника. Позднее они превратились в настоящие "ворота." Во многих храмах они наглухо изолируют алтарь от молящихся. Справа и слева от царских врат находятся северные и южные двери.

          Амвон, то есть возвышение для чтеца, предстоятеля, проповедника, был известен еще в синагогах. В христианских храмах он находился посредине.

          Средняя часть храма предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас. Именно средняя часть носит название собственно храма. В церкви принято сохранять тишину. Мужчины, входя в храм, снимают головные уборы, а женщины покрывают головы. Во время богослужения его участники не поворачиваются спиной к алтарю

      К церкви  часто пристраивается колокольня или звонница, на которых находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.

Обыкновение называть церковь в честь какого-нибудь святого ведет свое начало с эпохи гонений, когда под алтарем находился саркофаг мученика. Позднее храмы строились не только во имя святого, но и во имя Христа Спасителя или в воспоминание праздников (Рождества, Воскресения, Покрова и т. д.).

Войдя в любую церковь, легко узнать, кому она посвящена, поскольку "храмовая" икона обычно помещается в особом киоте справа.

Когда в церкви пристраивали ("приделывали") дополнительное помещение с алтарем, его называли приделом. Необходимость в приделах возникла в связи с восточным обычаем служить на одном престоле только одну Литургию в течение суток. Дополнительные приделы позволяли совершать служение дважды и трижды.

           Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение,и где хранятся Святые Дары. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.
         Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).
        Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются.
        При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.
        Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.
        В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося.

        Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй. Это происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

         Мечеть – молитвенное, но не святое здание у мусульман. Это не храм в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам  - «запретная мечеть», (Мекка, Саудовская Аравия). В центре Масджид аль-харам стоит Кааба - главная святыня мусульман.
      В исламе огромное значение придается понятиям «джамал», «джалал» и «сыфат». Первое из них означает совершенную, божественную красоту, оно находило воплощение в куполе мечети. Джалал по-арабски значит божественное величие, возвышенное начало бытия. Оно олицетворяется в минаретах. Наконец, сыфат - божественное имя, божественное слово - выражают письмена, надписи на стенах мечети, прежде всего рядом с михрабной нишей или внутри нее.

      Почти сомкнутый полумесяц стал применяться в архитектуре мечетей около 665 лет назад. Значительную лепту в утверждение полумесяца как символа ислама внесло руководство османского халифата, бывшего влиятельной мировой державой на протяжении более пяти веков. Религиозное подтверждение необходимости использования полумесяца на куполах мечетей отсутствует. Знак полумесяца использовался разными народами и цивилизациями. Его считали признаком возвышенности и превосходства. Одной из предположительных причин появления именно полумесяца на зданиях мечетей является то, что мусульманское летоисчисление происходит по лунному календарю.

        В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий. 
Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться. Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами. 

        Буддизм – одна из самых практичных религий, это, по сути и не религия, а инструкция, руководство или самоучитель видения мира.  Бога – нет, церкви и храма как таковых – нет. Если и религия - то очень гуманная, человеческая такая, религия, в центре которой стоит человек – Будда Гаутама Шакьямуни, которому удалось достичь Просветления. 

       Неукоснительное соблюдение всех предписанных учением правил этического поведения (в частности, не убивать живое, не употреблять мясной пищи, не причинять страданий другим, работать над своим положительным сознанием) и выполнение созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий. Таким образом, вектор сознания в буддизме направлен внутрь человека, соответственно, внешний мир – и пространство как таковое – умозрительно. Это хорошо отражает и архитектура – буддистская ступа.

      Там иногда только маленькая коробочка для пепла или еще какой-нибудь реликвии, но в подавляющем большинстве случаев – там вообще нет ничего, даже и пустоты – только камни или земля – просто могильный холм со значением места преобразования смерти в новую жизнь, места зарождения, потенциальных возможностей, Космоса и множества миров…

       При разных вариантах конструкции ступы сооружались по единому замыслу. Кирпичный ствол её отожествлялся с осью мира или стержнем «мировой горы» Меру. На дне ствола, в центре ступы, в небольшом реликварии, часто вырезанном из хрусталя, хранятся останки Будды или других буддийских святых. Купол отожествляется со сводом воздушного пространства. Реликварий вместе с куполом называется дагоба, что к востоку от Индии произносится как пагода.

      Существует предание: Будда Шакьямуни, объясняя, как нужно строить ступу, расстелил на земле свой плащ – квадратный кусок материи, поставил на него перевернутую патру (горшок для сбора подаяния), а сверху укрепил свой зонтик.

       Большая ступа в Санчи была перестроена во II веке до н. э. и расширена за счет возведения новой ограды. Была добавлена терраса, балюстрада, крытая галерея для совершения прадакшины (ритуального обхода в буддизме). В ступе заложена космическая символика буддизма: высокий круглый цоколь представляет собой землю, куполообразное тело ступы – небо; четырехугольная хармика – гору Меру в центре Земли; а центральный шпиль символизирует небесный мир – царство абсолютной Истины в Буддизме. На шпиле три зонта, это атрибуты царских церемоний, обозначающие три драгоценности буддизма – Будду, Сангху (общину) и Дхарму (учение). Как космическая гора, ось Вселенной, ступа символизирует в буддизме совокупность бытия, персонифицированного в Будде. На рельефах ограды и ворот Большой ступы в Санчи - различные эпизоды юности Просветленного. Мастера, украшавшие ступы Бхархута и Санчи, отвергали изображение Будды в человеческом облике. На этих рельефах Просветленный всегда представлен символами и никогда антропоморфно. Так, Великий Исход всегда обозначается конем без всадника, выходящим из городских ворот. Великая Проповедь символизируется Колесом Закона, а Паринирвана – ступой. Ступы и каменные ограды украшались рельефом и скульптурой. Так, один из крупнейших рельефов каменной ограды ступы в Бхархуте рассказывает о чудесном происхождении Будды. Сцены, в которых участвует царица Махамайя и её служанки, решены в реалистическом ключе живо и естественно. Ступа в Амаравати украшена каменной резьбой на два яруса самого купола. В камне передана история того, как принц Гаутама становится Буддой.

Особенно интересны композиции четырёх встреч принца и его странствий по свету. Здесь же, в Амаравати, есть изображения последователей Будды – монахов, одетых в одинаковую оранжевую одежду. Один из них, любимый ученик Ананд, по завещанию учителя разделил его прах и передал его людям.

На фоне яркой тропической зелени или сухих древесных ветвей белокаменная ступа была ярким, впечатляющим символом ухода великого учителя в нирвану.               

Ступы и изображения ступ или «дерева просветления» (около которого на принца Гаутаму снизошло озарение) служат объектами поклонения верующих.

       Образы Будды, иногда гигантских размеров, расставленные по миру - создают чувство присутствия самого учителя, что в свою очередь, вдохновляет верующих следовать его примеру. Буддисты не молятся Будде, а посредством цветов и благовоний отдают дань уважения учителю и его учению. Реликвии также не являются необходимостью, но они помогают, концентрировать внимание верующих на учении. Сам Будда не поощрял поклонения себе, говоря: "Тот отдает мне дань уважения, кто претворяет в жизнь мое учение. Кто видит и понимает учение, то видит и понимает меня".

Раннебуддийское искусство лицо самого Будды обычно не изображало. Он вышел за пределы жизни  и оставил в ней только свой след. А чтобы подпитаться его энергией, достаточно созерцать ступу.

И только с начала нашей эры начали изображать Будду – в камне, в живописи – особенно в северных районах Индии, в Средней и Центральной Азии. Именно там, на северо-западе Индостана, в Гандхаре, сложился изобразительный канон Будды. Сложился он на основе народного искусства и, несомненно, под влиянием скульптуры греческих мастеров, пришедшей в Азию во времена Александра Македонского.

Выработались три канонических изображения Будды – сидящего, стоящего и лежащего на смертном одре. Сидящий Будда символизирует достижение бодхисатвой состояния «просветления». Руки его, ладони и пальцы сложены в одном из ритуальных жестов.

Стоящий и идущий Будда несёт своё учение людям. Он обязательно обращён лицом к смотрящим на него, одет в одежды с вертикальными складками. Фигура обычно плотная, коренастая, вполне земная. И – одухотворённое, красивое и отстранённое лицо.

На рельефах часто изображали умирающего Будду. Он лежит на правом боку, опираясь на руку. Выглядит он не умершим, а словно спящим, умиротворённым. Вокруг него маленькие фигурки людей – монахов и мирян.

Кроме изображений Будды много скульптур бодхисатв, т.е. тех, кто в будущем, возможно, тоже может стать Буддой; посредников между богом и людьми.

     Это всё  про классический буддизм, "по Гаутаме", требующий для Просветления как минимум – монашества. Но перемешиваясь, больше всего, конечно, с индийским язычеством, возникло множество течений, заметно облегчающих и украшающих жизнь простых мирян. Пространство современного буддизма, таким образом – уже почти языческое: вот интересно это наблюдать на «эволюции» ступы.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/85/56085665_1267891792_buddarch2.png

Литература:

  1. Лайне С. В. Основные религии России.
  2. Интернет ресурсы Википедия
  3. Селим Гаибов. Мечеть – главный религиозный атрибут мусульман.
  4. Православная энциклопедия, Бондаренко-Варфоломей
  5. Искусство средневекового Востока, Каптерева Т.П., Виноградова Н.А

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно правос...

Презентация к материалу "Священные сооружения в мировых религиях"

Презентация к материалу "Священные сооружения в мировых религиях"...

Основы мировых религиозных культур.Проектная работа "Священные сооружения.Церковь Грузинской иконы Божией Матери. с.Осиново ЗМР РТ"

О священных сооружениях ислама, христианства, иудаизма, буддизма. Конспект урока-экскурсии по теме: "Церковь Грузинской иконы Божией Матери в с. Осиново Зеленодольского района РТ". Материал будет поле...

"Священные сооружения религий мира"

Уважаемые коллеги! Это конспект для обучающихся 4 класса. Дисциплина ОРКСЕ: по теме "Священные сооружения религий мира"....