"Священные сооружения религий мира"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Бондаренко Елена Сергеевна

Уважаемые коллеги! Это конспект для обучающихся 4 класса. Дисциплина ОРКСЕ: по теме "Священные сооружения религий мира".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по ОРКСЕ35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу ОРКСЕ

На тему: «Священные сооружения религий мира»

                                                         Подготовила: Бондаренко Елена Сергеевна

                           Учитель начальных классов

              ГБОУ Школа №329

Москва 2015

Цель:

Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

  • Познакомить детей с внутренним и внешним устройством священных сооружений разных мировых культур;
  • Сравнить священные сооружения разных мировых религий;
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к духовным и художественно-эстетическим традициям религиозных культур;
  • Актуализировать личный опыт детей в области формирования нравственных ценностей;
  • Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Предметные: осознание ценности понятий: «храм», «часовни», «соборы», «церковь», «алтарь», «молитва».

Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: воспитание уважения к различным культурам и религиям; развитие этических чувств.

Основные термины и понятия: храм, церковь, собор, часовня, Синогога, религия, ступа, алтарь.

Основные средства наглядности: иллюстративный ряд в электронном приложении к учебнику.

Вопросы для обсуждения:

  • В чем заключаются особенности сооружений религий мира?
  • В какой из мировых религий своё священное сооружение?
  • Какое отношение должно быть у человека к культурам и религиям?

Оборудование

У учителя: мультимедийный проектор, компьютер,  презентация к уроку, электронное приложение (CD) к учебному пособию «Основы мировых религиозных культур. 4 класс».

У учащихся: Учебник для общеобразовательных учреждений: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.: Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Учебник в 2-х частях. ФГОС. - Витана-Граф, 2014.-304 с.

Используемая литература: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.: Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Учебник в 2-х частях. ФГОС. - Витана-Граф, 2014.-304 с.

Ход урока.

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

1.Организация деятельности учащихся.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке мы узнаем много нового и интересного. А я желаю вам хорошего настроения и надеюсь, что наш урок пройдёт очень плодотворно.   На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.

Назовите, какие мировые религии вам известны и их расположение по мере их возникновения?

(Ответы  детей: иудаизм, буддизм, христианство, ислам)

Вспомните, кто считается основателями мировых религий.

На прошлом уроке вы получили задание подготовить сообщение о человеке в религиозных традициях мира. Прослушаем эти сообщения. (Выступление детей по подготовленным сообщениям).

Хорошо, вы молодцы!

2.Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.

Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю вам посмотреть, как же они выглядят  и чем отличаются друг от друга.

(Фотографии на слайде различных  священных сооружений)

Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться). Не простая задача? Но мы с вами предполагали,  а ведь нам нужно знать это точно. Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая поможет нам познакомиться с священными сооружениями и узнать о них много нового. И так приступим!

  1. Священные сооружения христианства.

Храмы называют по-разному: соборы, церкви, часовни. Этими словами определяются разные виды храмов:

Соборы - это те храмы, где богослужение совершается священниками нескольких храмов.

Часовни - небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря.

Есть кафедральные храмы города, которые имеют особое значение. Там служит правящий архиерей.

Це́рковь (от греческого— дом Господа) — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов в православии, католицизме.

Со времени Крещения Руси  и принятия Русью Православия, то есть с 988 года начался процесс активного храмового строительства. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, так как в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева. Поэтому благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Потребность в храмах во время становления и расцвета Православия на Руси была огромной, и намного быстрее и легче было построить деревянный храм, чем каменный. В деревянном зодчестве русские мастера достигли совершенства: строили быстро, красиво, без единого гвоздя, все элементы здания скреплялись только деревом.

Большое внимание уделялось при строительстве церкви купалам. Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя - шлемовидная форма купола.
Как вы думаете, почему она носит такое название?
Древняя Русь довольно часто подвергалась нападениям со стороны различных племён, кочевых народов, с которыми вынуждена была воевать. Поэтому шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях - защитниках Отечества. Луковичная форма купола появилась намного позже и символизировала пламя свечи. Такие луковичные главки напоминают огненные языки, устремлённые ввысь, к небесам.

Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов - Христа и четырёх евангелистов, семь глав - семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати.

Рассмотрим внутреннее убранство храма. Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлучённые за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой на милость Божию.

Самое священное место в  храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостас ставятся иконы – изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата.

  1. Священные сооружения иудаизма.

В середине 10 века до н.э., на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос, был построен Иерусалимский храм. Он стал центром  религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смоли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается  святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен.

Однако их совместные молитвы не прекратились. Еще раньше, расселившись по разным странам, группы евреев использовали для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» - Синагоги. В отличие от православной церкви и мусульманской мечети, синагога – это не храм, а только помещение для общественной молитвы.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). И в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к Храму.

В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш). В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги. В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Часто на куполе или на стене синагоги можно увидеть шестиконечную звезду. Она именуется «звездой Давида». Гексаграмма  стала еврейским символом совсем недавно, и ее широкое распространение объясняется стремлением евреев найти простой символ для иудаизма и обусловлено не внутренним смыслом, а внешними причинами.

  1. Буддийские священные сооружения.

Ступа (с древнего литературного языка Индии - «макушка, куча земли, камней») — в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. Впервые сооружение возникло в Древней Индии. Ступа первоначально представляла собой холм земли, курган над захоронением. Чтобы сохранить холм в период дождей, его стали обкладывать камнем, возводили на постаменте, на вершине сферического сооружения помещали реликвией кубической формы, увенчанный дисками-зонтиками.

Потом стали строить все более сложные ступы, они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды. Ступа - модель Вселенной: классическая полусферическая форма символизирует небосвод или же гору Меру (по представлениям древних индийцев, центр мироздания); шпиль представляет собой мировую ось; квадратная платформа или ступенчатая терраса вокруг ступы символически приглашают верующего начать восхождение к божественной вершине. Зонтичное на вершине - древний символ верховной власти .

Ступа ориентирована по сторонам света, взойти на нее или на террасу, ее окружающую, как правило, можно с четырех сторон, однако самая священная лестница находится на востоке. Форма многоярусного культового сооружения, закрытого для входа, под которым или внутри которого замурованы реликвии – священные тексты, части одежды, волосы или частицы останков Будды.

Буддийский храм внутри - это обычно большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы.

Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шелковые платки, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета. Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор. В храме можно сидеть на скамейках или на полу. Считается, что лучше всего во время службы совершать обход храма по ходу солнца, т.е. слева направо, стараясь при этом не поворачиваться спиной к алтарю.

Закрепление материала.

Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились?

(Ответы детей)

Я думаю, теперь вы легко сможете определить, какие священные сооружения находятся перед нами.

В чём особенность каждого из сооружений?

А сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. В паре заполните таблицу. Если кто-то затрудняется, то вы можете открыть учебник.

(Два ученика работают у доски, чтобы можно было, потом сверить работу ребят)

Священные сооружения религий мира

Православная

культура

Иудейская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Священные сооружения исламской культуры

Священные сооружения православной культуры

Священные сооружения иудейской культуры

Священные сооружения буддийской культуры

Мечеть

минарет

Церковь

Алтарь

Икона

фреска

Синагога

менора

Ступа

пагода

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопните в ладоши, а если нет – встанете со своих мест.

Вопросы к игре.

  1. У пагоды есть колокола? – нет
  2. У православного храма много куполов? – нет
  3. Ступа это место для молитвы? – нет
  4. Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет
  5. Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да
  6. В синагоге прихожане сидят на полу? – нет
  7. В православном храме мы увидим иконы? – да
  8. Минарет похож на перевернутую чашу? – нет
  9. Синагога – это здание где молятся иудеи? – да
  10. Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да
  11.   У пагоды два купола? – нет

Домашнее задание.

Определите, к какой религиозной культуре относится сооружение и подготовьте дома сообщение об этом сооружении из учебника. Это и будет ваше домашнее задание.

 Подведение итогов урока.

1.Какие священные сооружения религий мира мы знаем? (мечеть, церковь, пагода, ступа)

2.Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные и т.д.)

3. Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей)

4.Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять и т.д.)

5.Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

6.Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы)

 Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. У нас с вами пока это заочные путешествия, но и они позволяют нам узнавать много нового. Вспомните тему нашего урока – «Священные сооружения».

Вот и закончилось наше первичное знакомство со священными сооружениями религий мира.  На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. Какое  впечатление у вас осталось от этого «знакомства»? (Ответы детей)

Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях? (Ответы детей)

На этом наш урок подошёл к концу, вы были внимательны, активны и заинтересованы. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 6 "Священные книги религий мира"

урок 6 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

Конспект урока по теме "Священные книги религий мира: Тора. Библия. Коран".

На уроке школьники продолжают знакомиться со священными книгами религий мира: Торой, Библией, Кораном.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Священные книги религий мира

Конспект урока "священные книги религий мира" можно испотльзовать на уроках "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе. На этом уроке учащиеся знакомятся с культовыми книгами мировых религий - То...

Методическая разработка Священные книги религий мира. Часть 1. "Священные книги иудаизма и христианства".

Речь пойдёт о необычных книгах. Священные книги разных религий были написаны в глубокой древности. Верующие люди считают, что чтение священных текстов делает их добрее, нравственнее.Понят...