Урок по ОРКСЭ по теме "Искусство в религиозной культуре".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Представлена технологическая карта урока "Искусство в религиозной культуре христианства и мусульманства" Модуль " Мировые религии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОРКСЭ.

Преподаватель Юсовских Л.Е.

Курс: ОРКСЭ

Модуль: основы мировых религиозных культур.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: классический

Тема урока: «Искусство в религиозной культуре» .14 урок.1 урок по теме.

Цель: создать условия для  осознания учащимися значимости искусства в разных религиозных культурах в жизни человека.

Задачи:

  • формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • развивать умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • воспитывать толерантное отношение обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира.
  • познакомить учащихся с предметами искусства, встречающихся в  церкви и мечети.

Виды деятельности: эвристическая беседа, рассказ, работа в парах и группах, работа с иллюстрациями, работа с текстами, работа со справочными материалами, игры.

Средства обучения: учебник, презентация, рисунки детей.

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД.

1.Организационно-мотивационный.

Улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем друг другу успеха.

Эмоционально настраиваются на урок.

2.Опрос-актуализация.

1. Решим кроссворд:

  1. «Дом собраний» у иудеев.
  2. Место для икон в православном храме.
  3. Росписи стен в христианских храмах.
  4. Буддийское религиозное сооружение.
  5. Переносной шатёр у древних евреев.
  6. Священная книга иудеев.
  7. Башня, с которой мусульман призывают на молитву.
  8. Направление в христианстве.
  9. Многоярусные священные строения в буддизме.

- Что же такое искусство? Группами найдём это определение в толковых словарях.

-Какие виды искусства вы знаете?

Решают кроссворд:

1)Синагога.

2)Иконостас.

3)Фрески.

4)Ступа.

5)Скиния.

6)Свиток Торы.

7)Минарет.

8)Православие.

9)Пагоды.

(ИСКУССТВО)

(Слайд)

-«Творческое отражение действительности в художественных образах» (Ожегов)

  -Живопись, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

П.-анализ объектов с целью выделения признаков, умение работать с дополнительными источниками.

Р.-принимать и выполнять учебную задачу.

К.- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3.Целеполагание.

   -Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке ОРКСЭ?

Соберём корзину идей

(договори словечко):

-Мы узнаем…

-Научимся различать…

-Будем развивать…

-Друг другу будем…

    -Мы познакомимся с некоторыми видами  искусства в различных религиях.

(Слайд)

Р.-способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания

П.- умение структуировать знание.

К.-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4.Открытие нового знания.

1)Искусство в религиозной культуре христианства.

-Наша страна многонациональна. У каждого народа свои традиции, культура и искусство. Сегодня на уроке мы познакомимся с предметами искусства в христианстве и в исламе.

  1.Искусство в религиозной культуре христианства.

 Презентация .Фотография внутреннего убранства православного храма.

 -Где мы находимся?

При входе в храм мы сразу обращаем внимание на прекрасные предметы культового  назначения.

-Христиане уверены в том, что на Земле родился Сын Божий  - Иисус Христос. О нём люди писали книги, а позже стали изображать на специальных досках и самого Иисуса Христа, и его мать Марию, и других святых.(Слайд)

 Рассмотрите иконы. В чём их особенность?

 

- Символом русского духа стала икона «Троица» Андрея Рублёва.(Слайд) Её называют светом иного мира .Тайна её до конца не раскрыта.

 -А Владимирская икона Божией матери(Слайд) считается чудотворной. Как вы понимаете это слово?

-Да! Чудесным образом она 2 раза спасалась из горящих храмов. А когда к Костроме подступило монголо-татарское войско, она своими лучами обратила их в бегство, и дружина князя Василия была спасена.

-Какие иконы знаете вы? Узнайте у своих родителей и на следующем уроке расскажите нам.

(Слайд)

-Что вы видите?

-Как вы думаете –колокола

 также произведения искусства? Они созывали христиан на ратный труд, возвещали о бедах и радостях. Послушайте голоса колоколов.

Центральное расположение образа.

Нимб вокруг головы, большие глаза, печальный и строгий взгляд. Золото, синий и белый цвета.

- Творящая чудеса.

Р.- следовать плану реализации учебной задачи.

П.-умение наблюдать и сравнивать,

делать умозаключения.

Л.- формирование чувства прекрасного и эстетические чувства;

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

5.Первичное закрепление нового материала.

Работа с учебником в парах.

1) Прочтите текст на стр.34-35. Карандашом отметьте то, о чём мы ещё не говорили на уроке.

2)  «Жужжащим чтением» прочитайте раздел «Это интересно». Поделитесь с нами приобретённым знанием.

Дети работают с текстом и выполняют задания.

Р.-контроль, коррекция.

П.-умение работать с текстом, правильно строить речевое высказывание.

К.-умение сотрудничать с товарищем.

Физкультминутка.

Продолжение п. 4                    2) Искусство в религиозной культуре ислама.

- Изображение  какого священного сооружения вы видите? (Слайд)

- Отправимся в путешествие к этим прекрасным строениям. Мы увидим роскошно украшенные дворцы, резные двери, ажурные решётки, на стенах – изразцы. Во дворах бассейны и фонтаны.

Исламская мечеть.

- Почему здесь написано слово «каллиграфия»? Что обозначает это слово? Выдвиньте свою гипотезу о связи этих понятий.

-Дело в том, что в исламе не рекомендуется изображать людей и животных. У мусульман есть священная книга – Коран, передающий прямую речь Бога. (Слайд) Поэтому это письмо должно быть очень красивым. Вот поэтому искусство каллиграфии считается  в исламе самым благородным искусством. Мухаммад сказал : «Письмо – половина знания».

 Для украшения своих священных зданий, книг мусульмане используют орнамент. Сложный орнамент, состоящий из переплетающихся узоров, называется арабески.(Слайд)

-

Выступление заранее подготовленного ученика про Тадж-Махал.

П.-формирование навыков частично-поисковой деятельности.

Л.-развитие учебно-познавательной мотивации.

6.Обобщение и систематизация.

Игра «Лови ошибку»

 Изображения ликов святых называется «арабески».

Чудотворной иконой считается «Троица» Андрея Рублёва. В Священном писании христиан Коране изображены священные животные. Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь - это каллиграфия.

Учащиеся исправляют ошибки.

Р.-умение контролировать учебную деятельность.

П.-умение обобщать изученное.

7.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Вместе с родителями найти названия самых известных икон. Попробовать самим придумать и нарисовать орнамент – арабески.

Р.- умение преобразовывать познавательную задачу в практическую

К.- умение взаимодействовать с партнёром

П.- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебного задания с помощью дополнительной информации.

8.Рефлексия.

Отметь на лестнице познания своё место (при помощи индивидуальных магнитиков.)

Р.-оценка своих достижений на уроке.

Л.-самоопределение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссворд с И н а г о г а и к о н о С т а с ф р е с К и с т У п а С к и н и я с в и т о к м и н а р е т п р а в о с л а в и е п а г о д ы

Слайд 2

Искусство в религиозной культуре

Слайд 3

Цель : создать условия для осознания учащимися значимости искусства в разных религиозных культурах в жизни человека. Задачи : - формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий ; - развивать умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий ; - воспитывать толерантное отношение обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира . - познакомить учащихся с предметами искусства, встречающихся в церкви и мечети.

Слайд 5

Икона Иисуса Христа Икона Божией Матери

Слайд 6

Троица Владимирская икона Божией Матери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с  празднованием Нового года в разных мировых религиях....

Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....

ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...