Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
статья по орксэ на тему

Статья о  роли семьи  в   духовно – нравственном  воспитании личности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx69.99 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МОШИ «Катравожская школа-интернат среднего (полного)общего образования».F:\Все с камеры и все фото видео\Деньзнаний 2012г\100COACH\PICT0504.JPG

 Роль семьи  в   духовно – нравственном  воспитании личности.  

 Начиная работать по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», а в частности по модулю «Основы православной культуры», начиная подготовку к уроку,  невольно задумываешься о любви, о нравственности, о душе…  Нам, взрослым людям, не всегда понятна суть этих вещей. А как донести эти понятия до маленьких людей, которые только входят в этот мир. Где наряду с названными добродетелями существуют ненависть, зло, алчность. Мысли крутятся, путаются. И вдруг…

- Таня, Танечка, просыпайся. Вставай, моя хорошая.

  Сквозь сон слышны позывные «Пионерской зорьки» по радио. Из кухни тянется запах приготовленного завтрака. Под одеялом так тепло, уютно, спокойно. Совсем не хочется вставать. И опять тихий, родной голос:

- Мурка, а ну-ка, буди Таню.

 Чувствую мягкий прыжок на кровать. Острые коготки начинают теребить одеяло, доходят до волос. Моя любимая кошка. Она не отстанет. Открываю глаза, сажусь. И на душе светло-светло. Здравствуй, новый день!

  Сознание движется по лабиринтам памяти дальше и вот я несмело, робко первый раз держу на руках свою новорожденную дочку. Она вздрагивает, открывает свои мутные еще глазки, смотрит на меня и… такое ощущение, что заглядывает мне прямо в душу. Мурашки бегут по всему телу. Дыхание перехватывает и огромная радость, вперемешку с всепоглощающей любовью будоражит меня. Это чувство не подвластно словам. Вот оно чудо!

  Я понимаю, что эти воспоминания не случайны. Личное мое убеждение, как и многих других, в том, что основы духовно-нравственного развития личности, его истоки всегда начинаются в семье, с момента рождения ребенка.

  Ценности правильного воспитания в семье задают направление и определяют эффективность  развития ребенка в обществе. Именно в семье малыш сначала узнает что можно и чего нельзя. Именно в семье прививаются понятия: что хорошо и  что плохо.

 Духовно-нравственное развитие личности, конечно, начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей.

  Поэтому, проводя родительские собрания по выбору модуля, обсуждаем все вопросы и направления работы очень подробно. Те родители, у кого уже не первый ребенок будет изучать курс «Основы религиозных культур»,  говорят,  что и сами с удовольствием обсуждают с детьми темы, о которых не говорилось, когда они были учениками.

  Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья,  в жизни  является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.

  Поэтому и «необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»)

   Ребенок должен знать традиции, ценности, культуру и историю социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Эти знания он должен получать через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение, через понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

   Духовно-нравственное развития наших школьников так же не может происходить без изучения  культуры и духовных традиций народов Севера, в среде которых они родились и продолжают жить. При построении своих уроков мы, учителя, не можем не учитывать  этнические традиции, в которых наши дети родились и воспитываются.

  Обеспечение духовно-нравственного развития личности младшего школьника — ключевая задача современной программы образования. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности.              Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина нашей страны.

  И начинать духовно-нравственное воспитание надо с младшего возраста, пока глаза широко распахнуты и душа трепетно внимает всему, что ее волнует, пока дети еще хотят учиться. Не обрушиваться на них в этом возрасте с поэтапным формированием умственных действий, а просто душу настроить на возвышенный лад, чтобы совесть сформировалась, чтобы чувство ответственности сложилось, чтобы нравственная система укрепилась.

   Введение в школьную программу курса «Основы религиозных культур»  в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок.

   В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

   В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

  Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?

   Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни. Усилия педагогов нашей школы направлены на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса, на развитие личности ребёнка, его нравственных качеств.

 Духовно-нравственное  развитие   и   воспитание  обучающихся  на   ступени  начального общего  образования  осуществляются не только образовательным учреждением, но  и  семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры  и  спорта.

   Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного  развития   и  воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли  семьи и педагогического коллектива образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Роль семьи в формировании личности

Тематическое родительское собрание...

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Здесь говорится о роли семьи...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;2) разработка основных правил семейного восп...

Роль семьи в формировании личности ребенка

В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека....