Роль семьи в формировании личности ребенка
статья по теме

Молчанова Вера Алексеевна

В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya_rol_semi_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.docx9.99 КБ

Предварительный просмотр:

     

МОУ — СОШ № 28 г. Белгорода

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

                                                                  Подготовила учитель

                                                                  начальных классов

                                                                  Молчанова Вера Алексеевна

 Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.
     Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
      С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.  
Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.

     Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались скрыть это.

     Воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель  разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его, отнюдь нет.  Воспитательный процесс происходит каждую секунду,  каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения. Всегда вспоминайте слова Макаренко: «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь». Ребенок – это    чистый лист бумаги,  готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь,  манеры,  ваш стиль в одежде, способы общения  с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно  их наличие вообще. Как вы сидите, смеетесь, как качаете ногой, как отзываетесь о том,  или другом человеке, выражение при этом вашего лица – все это и многое другое очень важно и значимо для вашего ребенка. Дети, словно губки   впитывают в себя всю информацию вашего поведения.
     Помимо всего прочего,  ребенок очень чувствителен к вашему настроению, несмотря на свой маленький возраст. Он очень наблюдателен, и любую, маломальскую перемену в вашем поведении, настроении, тоне, ребенок  чувствует с полной силой.
   Любое ваше недостойное поведение отразится на воспитании ребенка – распитие спиртных напитков при нем, курение, не цензурная брань, драки и оскорбления и подобные вещи – все воспринимается малышом и формирует его мировоззрение.
   Если в  отношениях родителей  не будет доверия, теплоты, любви, гармонии, души, спокойствия, то и ребенку нечего будет взять и вынести из своей школы семейной жизни. Если в ваших отношениях  с ребенком не будет того же самого, то не удивляйтесь, что  в вашей семье вырос трудный ребенок. Ведь вся жизнь в семье – это образовательный процесс для ребенка и педагогический для родителя. Учите своим примером! Важны любые ситуации – как вы го кормите, как вы его укладываете спать, как вы его будете, как провожаете в детский садик, школу, как расстаетесь с ним, как встречаетесь, что при этом рассказываете друг другу. Как проводите время дома.  Так же не менее важен и словесный контакт – общайтесь с ребенком с пеленок, рассказывайте ему об окружающем мире, о нем самом, о себе, о пространстве вокруг него. Наши пра-пра-пра-пра…бабушки пели повествовательные песни, без рифмы, где просто перечислялось кто и что делает, кто за что отвечает, что происходит в данный момент, именно для знакомства малыша с миром, с социумом и т.д. когда ребенок подрастет, не ленитесь спрашивать у него о каждой минуте его времяпровождения без вас – как он провел его в детском саду, школе. Как и что кушал, как спал, что делал, как себя вел. Кто и что ему сказал и многое другое. Ребенок с радостью поддержит разговор с вами. И будет рассказывать вам целые истории о том,  как они нашли Божью коровку и как отпустили ее на небо, о том, как пролил на себя компот, а сосед его смеялся….
Семья первая, кто приобщает ребенка к разным видам деятельности – познавательной предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживает  ребенка, стимулирует и развивает в нем все то,  что находится зачаточном состоянии, организовывает его.
Самое главное в этом – не забывайте поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за то или иное действие,  поступок.  Старайтесь как можно меньше ругать его, тем более не делайте это публично.

    Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

-  принимать активное участие в жизни семьи;
-  всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
-  интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
-  не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
-  иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
-  уважать право ребенка на собственное мнение;
-  уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
-  с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

     А. С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания, неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причем счастье семьи он видел не в материальном достатке, а в благополучии, связанном со сферой общения и отношений.

    Что же можно сказать в заключении? У нас у всех есть выбор. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения. 

 

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка

Здесь говорится о роли семьи...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;2) разработка основных правил семейного восп...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Материал поможет в подготовке к проведению родительского собрания. Содержит подробный план проведения родительского собрания....

Методические рекомендации «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта».

Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта»....

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Тема "Роль семьи в формировании личности ребенка" очень актуальна для родителей учащихся 1-2 классов. Многообразие отношений между её членами, обилие различных форм проявления  чувств, живая реак...

Роль семьи в формировании личности ребенка

“Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья”...

«Роль семьи в формировании личности ребенка».

Родительское собрание в начальной школе на тему: «Роль семьи в формировании личности ребенка»....