Роль семьи в формировании личности ребенка
статья по теме

Маляр Мария Александровна

Материал поможет в подготовке к проведению родительского собрания. Содержит подробный план проведения родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья начинается с детей.

Герцен А.И.

         Первой  составляющей частью общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей, родителей. Брак двух людей ещё не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи. В семье могут формироваться все личностные качества. Это важнейший институт социализации подрастающих поколений.

        Семейное воспитание, как сложная система, обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, особенно в младенчестве и в раннем детстве. Оно влияет на формирование психологического пола ребёнка, то есть набора личностных характеристик, особенностей эмоциональных реакций. Влияют и различные установки, и вкусы, и поведенческие образцы. Велика роль семьи в умственном развитии ребёнка, также семья формирует отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность, образовательный уровень семьи сказывается на интеллектуальном развитии человека, на стремлении к продолжению образования и самообразования.

         Сегодня для российского общества проблема семьи и семейного воспитания особо актуальна. Требуется комплексный подход к проблематике семьи. Семья формирует новое поколение и его духовный облик, за подрастающим поколением будущее страны.

        Существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Но современные родители – это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются разные системы воспитания детей – дедушек и бабушек и молодых родителей.

       Происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка серьёзно влияет на различия в семейном воспитании детей, на характер взаимоотношений между родителями и детьми из семей с разным материальным обеспечением. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25 до 50 % семейного дохода. В семье с большим материальным доходом не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение – это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам. Не случайно из числа пресыщенных с детства вырастают скептики, тунеядцы, искатели «острых» ощущений.

       Идёт процесс «разукрупнения» семьи – выделение молодой брачной семьи, так называемой семьи без дедушек и бабушек. Объективно, процесс «разукрупнения» семьи является благоприятным. Это обеспечивает её укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. Не отвергая мудрости, жизненного опыта старших, своих родителей, молодые супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства, индивидуальность, их вкусы, интересы. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делить и радости,  и беды. В отдельной семье складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности: бытовую неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих трудностей – предмет заботы общества.

      Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей являются также особенностями развития семьи. Типичной для города и для села является семья, воспитывающая одного - двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребёнка; большая перегрузка женщины – матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи; эгоистическое стремление родителей «пожить для себя» и др.

      Современная семья характеризуется заметным увеличением числа разводов. До 90 % разводов падает на супружеские пары первого года жизни вследствие их неподготовленности к неустроенности быта.

     Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал; интенсивная информатизация общества перестраивает пространство детства, процесс его духовного становления, влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Следует отметить, что глобальные экологические проблемы, межнациональные конфликты, обострения противоречий на религиозной почве, волна терроризма – все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности.

      В некоторых семьях нет полноценного воспитания детей. Родители утрачивают контроль за свободным временем детей и подростков. К примеру, повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка,  существенно сокращает время их общения с детьми. В некоторых семьях остаются широко распространенными алкогольные тенденции, отсутствие авторитета родителей и старшего поколения в семье, а также конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Повышаются показатели социального сиротства и числа семей, пренебрегающим свои родительским долгом.

       Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. В этом помогают родительские собрания.

      С каждым годом посещаемость родителями школьных собраний снижается. Одной из основных причин -  неинтересная и однообразная форма проведения. Я  пересмотрела отношение к родительским собраниям.  

        Готовясь к ним, разрабатываю методические рекомендации и сценарии. Собрание родителей рассматриваю не только как повышение педагогической культуры родителей, но и как сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее  выбранные мною формы общения с родителями, тем больше положительных результатов приносят родительские собрания. Если  учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье.

    Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Родительское собрание:

«Роль семьи в формировании личности ребенка»

Цели: 

  • повышение роли семьи в воспитании младших школьников;
  • рассмотрение типичных ошибок в воспитании детей;
  • рекомендации родителям по воспитанию ребёнка.

Ход собрания

1.Организационная часть.

а) Вступление

      Чтение стихотворения «В семейном кругу»

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты входишь из семьи. 
В семейном кругу мы жизнь создаем, 
Основа основ – родительский дом.

  б) Объявление темы и причины, побудившей провести родительское собрание.

2.  Родительский практикум – игра «Корзина чувств»

       Слово учителя: Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные, негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили  все Ваше существование. Опустите руку в корзину и «возьмите чувство», которое Вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.

      Родители называют чувства, которые их переполняют, которые болезненно переживают.

      Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникшие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы родительского собрания

 3. Беседа «Ошибки в воспитании, которые мы совершаем».

       Родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит её в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают.

       Ситуация 1. Детство – короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным! Не нужно нравоучений! Так прекрасно угадывать и исполнять любое желание ребенка! Мы готовы все сделать для нашего ребенка. Дети всегда должны получать самое лучшее!

       Ответ. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Ребенок, за которого все делают родители, чувствует себя совершенно беспомощным и одиноким. Скажите: «Попробуй сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу!»

      Ситуация 2. Зачем спорить, искать аргументы, что-то доказывать малышу? Ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Пусть он скорее станет самостоятельным, а вас оставит в покое!

        Ответ. Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занят. Вместо показного безразличия постарайтесь наладить с ребенком дружеские отношения, даже если вас не устраивает его поведение. Скажите: «Я с тобой не согласен, но хочу помочь тебе, потому что люблю. Я всегда могу тебе что-то посоветовать!»

      Ситуация 3. Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас как настоящий взрослый! С ним можно обсуждать любые проблемы и любые темы!

      Ответ. Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, даже   готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

     Ситуация 4.  Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать.  

     Ответ. «Любовь не купить за деньги» – звучит банально, но это так. Вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. Совсем не деньги делают ребенка счастливым, а   осознание того, что он для вас «самый – самый».

    Ситуация 5.  Многие родители мечтали в детстве заниматься музыкой, игрой в теннис, конным спортом, но у них не было такой возможности. Теперь задача мам и пап дать детям лучшее образование! Неважно, что дети этого не хотят!

    Ответ. Дети не всегда оценивают усилия родителей. Часто будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Лучше спросите у ребенка, что ему больше нравится делать. Может плавать?

     Ситуация 6. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести к проблемам в сексуальной ориентации в дальнейшем. Короче, никаких объятий и поцелуев – есть более важные  и серьезные вещи.

      Ответ. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Не навязывайте детям свою любовь слишком активно – это может оттолкнуть их.

    Ситуация 7.   Многие взрослые очень загружены на работе. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Родители итак много делают для своих детей: отводят детей в сад и школу, готовят для них, покупают все, что нужно детям, стирают для них…

     Ответ. Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать родственные души среди других. Найдите время поговорить с ребенком, почитать ему, что-то обсудить.

Итог практикума -  советы родителям «Азбука воспитания» (Приложение 1)

4. Выполнение задания родителями

      Игра «Продолжи фразу».

Учитель предлагает родителям продолжить фразу: «Воспитание – это …».

Если есть желающие продолжить, то сначала слово предоставляется им, если нет – учитель подходит к любому из участников собрания и предлагает ему продолжить фразу путём передачи какого-либо предмета. В конце беседы учитель предлагает высказывания знаменитых педагогов и мыслителей.  (Приложение 2)

5. Итог собрания.

   В конце собрания родители высказывают своё мнение по содержанию собрания  

    Заполнение анкеты «Отзыв о собрании».

     «Я узнал, что…»,  « Новым для меня стало то, …»,   «Я убедился, что…», «Меня не смогли убедить в том, что…», « Я категорически против того, что…»

Приложение 1

Памятка – советы родителям «Азбука воспитания»

  • Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.
  • Не будьте безразличными.
  • В воспитании не должно быть слишком много строгости.
  • Не балуйте детей.
  • Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.
  • Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
  • Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  • Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настроения.
  • Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения с ребёнком.

Приложение 2

Афоризмы и цитаты по теме «Воспитание»

  • Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. –

           А. Чехов

  • Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. – Конфуций
  • Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине уже не можем обрести его вновь. –

           Ж. Лабрюйер

  • Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание. - И. Кант

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка

Здесь говорится о роли семьи...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;2) разработка основных правил семейного восп...

Роль семьи в формировании личности ребенка

В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека....

Методические рекомендации «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта».

Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта»....

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Тема "Роль семьи в формировании личности ребенка" очень актуальна для родителей учащихся 1-2 классов. Многообразие отношений между её членами, обилие различных форм проявления  чувств, живая реак...

Роль семьи в формировании личности ребенка

“Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья”...

«Роль семьи в формировании личности ребенка».

Родительское собрание в начальной школе на тему: «Роль семьи в формировании личности ребенка»....