Роль семьи в формировании личности ребенка
методическая разработка (3 класс) по теме

Постнова Светлана Юрьевна

Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":

1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;

2) разработка основных правил семейного воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роль семьи в формировании личности ребенка

Цели:

  1. выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
  2. разработка основных правил семейного воспитания.

Участники: классный руководитель и родители учащихся 3 класса.

Подготовка: анкетирование учащихся: «Моя автобиография»,  «Ребенок и его семья»

Оборудование: презентация к теме собрания, бланки с анкетами, чистые листы, ручки.

Ход собрания

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том какую роль в их воспитании играют семья и школа, т.к. семья и школа – это два союзника, от согласованности действий которых зависит эффективность воспитания ребенка.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не умеет управлять своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих способностей и талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Но «Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и многих мыслей», -  говорил Януш Корчак.

Слайд № 1

Чтобы воспитывать ребенка, нужно хорошо его знать, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания с ними.

Для решения этого вопроса предлагаю вам несколько мини-анкет.

  1. «Общение детей и родителей в лицах» Слайд № 2

а) С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

б) С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

в) Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

Дайте себе правдивые ответы на поставленные вопросы, и если где-то столкнётесь с несоответствием между желаемым и действительностью,  попробуйте проанализировать, почему оно возникло и как найти выход из противоречия.

Я хочу поближе познакомить вас с вашим детьми. С этой целью провела среди ребят анкету «Моя автобиография». Попробуйте предположить, какое  самое сокровенное желание у вашего ребенка. А сейчас сверьте свои предположения с ответом вашего ребенка.

  1. Знакомство  родителей с автобиографиями их детей.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

 Но выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их»  Слайд № 3

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

- любовь умиления;

- любовь деспотическая;

- любовь откупа

Слайд № 4

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления не знает, что в человеческих отношениях есть понятия  «можно», «нельзя», «надо». Ребенку кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. Не чувствует, что у тех, кто его окружает, есть свои потребности, желания, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская любовь не должна подавлять волю ребенка, а должна поощрять его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь  - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то делает ребенка игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то несущественное. Главное, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. В таких семьях, как правило,  нет духовной близости между родителями и детьми. Родители не  знают интересов ребенка, его круга общения. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей. Им совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.  

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других;

и неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения. Сейчас я предоставлю вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами наших детей. Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.

Сравните свои ответы с ответами детей, проанализируйте результаты сравнений.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки  не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда оказывается в определенных ситуациях. Закончите предложения: Слайд № 5

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь.  Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

И напоследок еще одна цитата: «Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы…»  А.С.Макаренко. Слайд № 8

Литература:

  1. «Калейдоскоп родительских собраний». Методические разработки. Выпуск 2. / Под редакцией Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн.для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в формировании личности Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и многих мыслей. Януш Корчак

Слайд 2

Общение детей с родителями в лицах 1 2 3 4 1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком? 2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок? 3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

Слайд 3

Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их. В.А.Сухомлинский

Слайд 4

Разновидности неразумной любви любовь умиления; любовь деспотическая; любовь откупа

Слайд 5

Чему учится ребенок у жизни? Если: ребёнка постоянно критикуют, он учится .. ребёнок живёт во вражде, он учится … ребёнок растёт в упрёках, он учится … ненавидеть быть агрессивным жить с чувством вины

Слайд 6

ребёнок растёт в терпимости, он учится … ребёнка хвалят, он учится … ребёнок растёт в честности, он учится … ребёнок растёт в безопасности, он учится … понимать других быть благодарным быть справедливым верить в людей

Слайд 7

ребёнка поддерживают, он учится … ребёнка высмеивают, он учится … ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится … ценить себя быть замкнутым находить любовь в этом мире

Слайд 8

Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы… А.С.Макаренко



Предварительный просмотр:

Моя автобиография

1. Моя фамилия __________________________________

2. Моё имя _______________________________________

3. Мне _____ лет.

4. Мой любимый цвет ______________________________

5. Расположи на солнышке и его лучиках свою семью

6. Если бы у тебя остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он был бы  __________________цвета, а последнее желание загадал, чтобы _________________________________________________________________ 

                                                                                                                                                                                         

7. Мои любимые слова                                                                                                                                                                                                                                     

  1. Мое любимое место дома        _______________________________________________________________

9. Мне не нравятся такие слова:

…………………..…………..………..

……………………

………………………



Предварительный просмотр:

Анкета «Я и моя семья»

Высказывания

Ответы

1. Меня почти во всём поддерживают

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры

3. Мне бывает трудно дома

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе

5. Меня во многом ограничивают

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами

7. Мне дают карманные деньги

8. У нас дома бывают одноклассники, мои друзья

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности

10. Родители заняты только собой

Варианты ответов:

- практически всегда;

- иногда;

- почти никогда

Анкета «Я и моя семья»

Высказывания

Ответы

1. Меня почти во всём поддерживают

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры

3. Мне бывает трудно дома

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе

5. Меня во многом ограничивают

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами

7. Мне дают карманные деньги

8. У нас дома бывают одноклассники, мои друзья

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности

10. Родители заняты только собой

Варианты ответов:

- практически всегда;

- иногда;

- почти никогда

Анкета «Я и моя семья»

Высказывания

Ответы

1. Меня почти во всём поддерживают

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры

3. Мне бывает трудно дома

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе

5. Меня во многом ограничивают

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами

7. Мне дают карманные деньги

8. У нас дома бывают одноклассники, мои друзья

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности

10. Родители заняты только собой

Варианты ответов:

- практически всегда;

- иногда;

- почти никогда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка

Здесь говорится о роли семьи...

Роль семьи в формировании личности ребенка

В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека....

Роль семьи в формировании личности ребенка

Материал поможет в подготовке к проведению родительского собрания. Содержит подробный план проведения родительского собрания....

Методические рекомендации «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта».

Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта»....

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Тема "Роль семьи в формировании личности ребенка" очень актуальна для родителей учащихся 1-2 классов. Многообразие отношений между её членами, обилие различных форм проявления  чувств, живая реак...

Роль семьи в формировании личности ребенка

“Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья”...

«Роль семьи в формировании личности ребенка».

Родительское собрание в начальной школе на тему: «Роль семьи в формировании личности ребенка»....