рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Кравцова Наталья Александровна

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_orkse_4_klass.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ПРЕДМЕТУ  «ОСНОВЫ  РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 ( модуль «Основы православной культуры) в 4 классе

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету  «Основы  религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы православной культуры)

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин, утверждённые  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12 2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политике Воронежской области от 20 мая 2011 г № 441 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции».
  • Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Краснянской средней общеобразовательной школы Новохопёрского муниципального района Воронежской области на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;        
  • Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)
  • Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
  • Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
  • Национальная доктрина образования;
  • Международная конвенция о правах ребёнка 1989 г.;
  • Решение расширенного заседания правления ассоциации «Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
  • Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
  • Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).

 Программа разработана на основе авторской программы «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. 

 Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном. Преподавание ОПК в 4 классе осуществляется по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы автора А.В. Кураева.

Программа разработана на 18 часов в четвёртом классе, и на 16 часов в пятом классе, всего 34 часа.

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • - общая историческая судьба народов России;
  • - единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.

Основными задачами являются:

  • - знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  • - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
  • - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

- формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Таким образом, главной задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  4 класс.

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

5 класс  Раздел II. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 34 Ч (1 Ч В НЕДЕЛЮ)

Наименование   разделов и тем

Количество    часов

Виды  работ

Самостоятельная работа

Творческая

работа.

Словарный диктант

Презентации

1.

4 класс Введение в православную духовную традицию.

18

13

3

2

2

2.

5 класс  Православие в России

16

9

4

2

2

Всего

34

22

7

4

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

по основам религиозных культур и светской этики  к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

К концу четвёртого класса учащиеся должны:

знать:

  • важнейшие страницы священной истории Отечества,
  •  выдающиеся имена в истории России,
  • святыни земли Русской  
  • знаменитые памятники православной культуры России

иметь представление:

  • о нравственных нормах и правилах поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
  • о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

уметь:

  • соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
  • контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1.  А.В.Кураев/ Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 издание//М.: Просвещение, 2012  
  2. Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры для 4-5 классов общеобразовательных учреждений/А.В.Кураев
  3. Электронное Приложение «Основы Православной Культуры»,
  4. Дополнительные Мультимедийные (Цифровые) Образовательные Ресурсы, интернет - ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  5. Методическая/Справочная литература для учителя,
  6. Научно - популярные книги,
  7. Документальные источники,
  8. Энциклопедическая и справочная литература,
  9. Религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах)  

Приложение№1 : календарно - тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики (модуль православная культура) 34 ч

Дата

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Основные термины и понятия

Вид контроля на уроке

Стр. учебника

Дом. задание

4 класс

Россия - наша Родина

Знакомятся с историей возникновения и

распространения  православной культуры

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

4-5

4-5, вопросы пословицы о Родине

Культура и религия

Знакомятся с историей возникновения и

распространения  православной культуры

Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия

Творческая работа «Составление предложений со словами христианство, православие, культура, религия»

6-7

6-7, вопросы

Человек и Бог в православии

Изучают основы

духовной традиции

православия.

Православная культура. Внутренний мир человека

Самостоятельная работа «Выписать 2-3

предложения, в которых говорится о Боге и

мире»

8-11

8-11, вопросы

Православная молитва

Дают определения

основных понятий

православной

культуры.

Священное Писание. Священное Предание. Православие. Молитва. Благодать

Самостоятельная работа «Найти определение слов  молитва. благодать »

12-15

12-15, вопросы, молитва

Библия и Евангелие

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3

предложения, в которых идёт речь о

Священном Писании»

16-19

16-19, вопросы, притчи из Библии

Проповедь Христа

Учатся устанавливать

взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и поведением людей.

Вера. Нагорная проповедь.  Православие. Христиане.

Самостоятельная работа «Подготовить

вопросы по прочитанному тексту»

20-23

20-23, вопросы

Христос и Его Крест

Дают определения

основных понятий

православной

культуры.

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.

Самостоятельная работа «Подготовить

вопросы по прочитанному тексту»

24-27

24-27, вопросы

Пасха

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Светлое Христово Воскресение.

Словарный диктант с элементами игры «Кто

больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках»

Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится о Спасителе и победе над смертью»

28-31

28-31, вопросы, рис., поделки

Творческие работы учащихся

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Темы: «Россия – наша Родина»,

«Моя малая родина»

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

Православное учение о человеке

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Православная культура. Тело.  Душа. Внутренний мир человека.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3

предложения, в которых идёт речь о человеке в православной культуре»

32-35

32-35, вопросы

Совесть и раскаяние

Учатся устанавливать

взаимосвязь между

религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Зло. Грех. Раскаяние.

Самостоятельная работа «Найти определение слов совесть и раскаяние»

36-39

36-39, вопросы

Заповеди

Дают определения

основных понятий

православной

культуры.

Добро. Зло. Традиция. Заповедь.

Самостоятельная работа «Найти определение слов этика, заповеди, блаженство»

40-41

40-41, вопросы

Милосердие и сострадание

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Добродетели. Страсти. Отношение. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится о долге, милосердии, сострадании»

42-45

42-45, вопросы, примеры из жизни

Милосердие и сострадание

Учатся устанавливать

взаимосвязь между

религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание.

Творческая работа «Составление предложений со словами  Милосердие и сострадание »

42-45

Золотое правило этики

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.

Словарный диктант по содержанию 13-14 уроков

46-47

46-47, вопросы

Храм

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.

Самостоятельная работа «Выписать предложения со словом храм»

48-51

48-51, вопросы

Икона

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Икона. Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники Божии. Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва. Нимб.

Самостоятельная работа «Выписать из православного календаря названия праздников, посвящённых иконам по старому и новому стилю»

52-55

52-55, вопросы

Творческие работы учащихся

Темы: «Добро и Зло в православии», «Заповеди Божии», «Милосердие»  «Золотое правило этики»

Презентации творческих работ

56-57

5 класс

Как христианство пришло на Русь

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.

Творческая работа «Составление предложений со словами Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь »

58-61

58-61, вопросы

Подвиг

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.).

Подвиг. Жертва, жертва Богу. Подвижник.

Самостоятельная работа «Найти в календаре

Святых подвижников, которых почитает православная церковь»

62-63

62-63, вопросы,

пример подвига

Заповеди блаженств

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Вера. Нагорная проповедь. Блаженные

Самостоятельная работа «Выписать названия и толкование основных православных

Заповедей блаженства»

64-67

64-67, вопросы

Зачем творить добро?

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их

Святой. Самоотверженность. Радость сердца.

Творческая работа «Составить предложения

со словами добро и зло»

68-69

68-69, вопросы

Чудо в жизни христианина

Учатся устанавливать

взаимосвязь между

религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Троица. Добродетель. Вера. Надежда. Любовь.

Самостоятельная работа «Выписать из православного календаря названия двунадесятых праздников, дат по старому и новому стилю»

70-71

70-71, вопросы

Православие о Божием суде

Дают определения

основных понятий

православной

культуры.

Молитва. Икона. Бессмертие.

Творческая работа «Составление предложений со словами  Молитва. Икона. Бессмертие »

72-75

72-75, вопросы

Таинство Причастия

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Тайная вечеря. Христианские таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь. Причастие. Литургия.

Словарный диктант по материалам 23-24 уроков

76-79

76-79, вопросы

Творческие работы учащихся

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Темы: « Храмы России», «Заповеди Блаженства», « Как христианство пришло на Русь »  «Чудо в жизни христианина »

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

Монастырь

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Монах, монахиня. Послушание. Обет.

Творческая работа «Составление предложений со словами   Монах, монахиня. Послушание. Обет»

80-83

80-83, вопросы

Отношение христианина к природе

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Любовь к природе. Экология. Ковчег.

Самостоятельная работа «Выписать названия 3-4 статей из православного календаря, рассказать, о чём они»

84-85

84-85, вопросы

Христианская семья

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

86-87

86-87, вопросы

Защита Отечества

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Самостоятельная работа «Найти в календаре

Святых воинов, которых почитает православная церковь»

88-91

88-91, вопросы, Куликовская битва

Христианин в труде

Учатся устанавливать

взаимосвязь между

религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Пост. Грех.

Самостоятельная работа «Найти и выписать

предложения, в которых говорится об отношении к труду»

92-93

92-93, вопросы

Любовь и уважение к Отечеству

Учатся толерантному

отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Отечество. Любовь. Уважение. Народ. Великая сила нравственности. Патриотизм.

Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ.

94-95

94-95, вопросы, примеры из жизни

Творческие работы учащихся

Темы: « Монастыри России», «Христианская семья», «Отношение христианина к природе»  «Чудо в жизни христианина»

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

Словарный диктант по материалам  уроков

Творческие работы учащихся

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Презентации творческих работ

Приложение №2: Темы проектов, творческих работ, презентаций:

I полугодие

  1. «Россия – наша Родина»,
  2. «Моя малая родина» 
  3. «Добро и Зло в православии»,
  4.  «Заповеди Божии»,
  5. «Милосердие»  
  6. «Золотое правило этики» 
  7. «Как я понимаю православие», 
  8. «Значение религии в жизни человека и общества», 
  9. «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)»

II  полугодие

  1. « Храмы России»,
  2.  «Заповеди Блаженства»,
  3. « Как христианство пришло на Русь »  
  4. «Чудо в жизни христианина »
  5. « Монастыри России»,
  6. « Христианская семья »,
  7. «Отношение христианина к природе »
  8. «Чудо в жизни христианина »
  9. «Моё отношение к миру»,
  10. «Моё отношение к людям»,
  11. «Моё отношение к России»,
  12. «С чего начинается Родина»,
  13. «Герои России»,
  14. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
  15. «Мой дедушка – защитник Родины»,
  16. «Мой друг»,
  17. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни)
  18. Кухня народов России  
  19. Как христианство пришло на Русь.
  20.  Христианское отношение к природе.
  21.  Святые в отношении к животным.
  22.  Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых   благоверных  князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)
  23. Святой, прославившийся в нашем крае. 

Приложение №3: Основные термины и понятия

РОССИЯ.

РОДИНА.

ПАТРИОТ.

ОТЕЧЕСТВО.

СТОЛИЦА.

ПРЕЗИДЕНТ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ.

ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ

РОДИНА.

ХРИСТИАНСТВО.

ПРАВОСЛАВИЕ.

КУЛЬТУРА.

РЕЛИГИЯ

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ.

ПРАВОСЛАВИЕ.

МОЛИТВА.

БЛАГОДАТЬ.

БИБЛИЯ.

ЕВАНГЕЛИЕ.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.

НОВЫЙ ЗАВЕТ.

ХРИСТИАНИН.

ОТКРОВЕНИЕ.

ВЕРА.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ.  

ХРИСТИАНЕ.

БОГ.

ТВОРЕЦ.

МИР.

ЛЮБОВЬ.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.

ТЕЛО.  

ДУША.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.

СПАСЕНИЕ.

СОВЕСТЬ.

БЫТЬ В ЛАДУ СО СВОЕЙ ДУШОЙ.

ЗЛО.

ГРЕХ.

РАСКАЯНИЕ.

ДОБРО.

ТРАДИЦИЯ.

ЗАПОВЕДЬ.

ДОБРОДЕТЕЛИ.

СТРАСТИ.

ОТНОШЕНИЕ.

МИЛОСЕРДИЕ.

СОСТРАДАНИЕ.

БЛИЗКИЙ.

ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ.

МИЛОСТЫНЯ.

ДОЛГ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

НРАВСТВЕННОСТЬ.

БЛИЖНИЙ.

ЛЮБОВЬ.

ХРАМ.

ИКОНА.

ИКОНОСТАС.

ЦАРСКИЕ ВРАТА.

АЛТАРЬ.

ФРЕСКА.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА.

СВЯТЫЕ УГОДНИКИ БОЖИИ.

ИКОНОПИСЕЦ.

МОЗАИКА.

НИМБ.

ЦЕРКОВЬ.

КРЕЩЕНИЕ.

СВЯТАЯ РУСЬ.

ПОДВИГ.

ЖЕРТВА,

ЖЕРТВА БОГУ.

ПОДВИЖНИК.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ.

БЛАЖЕННЫЕ

СВЯТОЙ.

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.

РАДОСТЬ СЕРДЦА.

ТРОИЦА.

ДОБРОДЕТЕЛЬ.

ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ.

БЕССМЕРТИЕ.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ.

ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА.

КРЕЩЕНИЕ.

МИРОПОМАЗАНИЕ.

ИСПОВЕДЬ.

ПРИЧАСТИЕ.

ЛИТУРГИЯ.

МОНАХ,

МОНАХИНЯ.

ПОСЛУШАНИЕ.

ОБЕТ.

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ.

ЭКОЛОГИЯ.

 КОВЧЕГ.

СЕМЬЯ.

ЦЕННОСТИ.

ЛЮБОВЬ.

ВЕНЧАНИЕ.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.

УВАЖЕНИЕ.

ПАТРИОТИЗМ.

ДОБРОДЕТЕЛИ.

СТРАСТИ.

ОТНОШЕНИЕ.

ТРУД.

ПОСТ.

ГРЕХ.

НАРОД.

ВЕЛИКАЯ СИЛА НРАВСТВЕННОСТИ.

ПАТРИОТИЗМ.

Приложение №4:

1 Общечеловеческие ценности

Наиболее общим является определение, согласно которому под общечеловеческими понимаются ценности, принимаемые всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития. Ценность рассматривают как цель. К ней стремятся ради неё самой. Она идеал. Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе, к другим людям, к самому себе. Общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты могут выступать в качестве такой основы. Если условно воспроизвести иерархию ценностей или «вершину ценностной пирамиды» (Н. Е. Щуркова) как систему того, что значимо для жизни человечества на Земле, то выделяются те ценности, чьё присутствие в жизни обуславливает саму жизнь: Человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, гармония, счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство, труд, познание, общение.

Ценность жизни бытия означает позитивное отношение человека к космосу, планете Земля, природе, другим людям как носителям бытия, к самому себе, как части космоса, планеты, природы, человечества. Эта ценность выступает как одна из основных мировоззренческих ценностей (ценность человеческой жизни вообще и ощущение себя частью природного мира) и проявляется в бережном отношении человека к окружающей природе, другим людям, самому себе, в способности и желании преумножать природные богатства, подразумевающие не пассивное, созерцательное отношение к природе и окружающей действительности, а активную работа по ее сохранению и улучшению, приумножению ее богатств. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье, с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения, условия выживания человечества.

Ценность добра представляет собой альтруистическую направленность человека, сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви. «Возлюби ближнего» как одна из основ гуманизма и тезис «спешите делать добро» являются важнейшим жизненным правилом организации социальных отношений.

Ценность красоты, гармонии — это ценности совершенства, гармонизации, стремление к соответствию идеалу.

Гражданственность — осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Понятие «гражданин страны», «гражданин России» означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией. Формирование гражданских ценностей — это пробуждение в человеке с самых ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, ее народу. Воспитание патриотизма является стержнем гражданского воспитания. Освоение национальной культуры в общем контексте мировой культуры, знание истории своей страны, понимание национальных традиций и обычаев и уважение к ним, любовь к Родине — все это проявляется в активной гражданской позиции, чувстве гордости, а иногда и страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине означает и умение использовать знания о ней в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий.

Любовь к Родине — это и готовность защищать ее от любых посягательств, служить ей. Патриотическое воспитание не противоречит интернациональному, космополитическому — оно есть целенаправленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как жителя Земли.

Свобода человека определяется свободой воли, т. е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода вероисповедания, свобода определения жизненного пути — свобода быть самим собой. В то же время понимание этой ценности означает уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой.

Труд как ценность рассматривается как естественное условие человеческой жизни, восприятие любой человеческой деятельности (в том числе и учёбы) как труда. Воспитание отношения к труду как к ценности подразумевает формирование основных трудовых действий, создаёт предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия.

Знание как ценность — это понимание ценности познания, знания, учения. Формирование приоритетности знания, отношения к нему как к ценности, стремление к преумножению знаний и обучению в течении всей жизни является важнейшей задачей образования. Особую роль для школьников играет их учебная деятельность. Она связана с отношением к учёбе, к знаниям, с отношением к знаниям как ценности. В этой же ценностью связано отношение к учителю — воспитание уважения и чувства признательности к нему.

Семья как ценность и ценности семейной жизни, семейные традиции. Семья является моделью тех отношений, в которые вступает ребёнок, появившись на свет и которые служат ему первым и последующим опытом отношений, помогает освоиться в окружающем его мире. В семье формируется отношение человека не только к своим близким, но и к себе — его самооценка на основе оценки взрослых.

2 Ценности православной культуры

В христианской культуре в основании представлений о человеке лежит идеал нравственного и духовного совершенства — Богочеловек Иисус Христос. Этот идеал свидетельствует о высочайшем призвании человека — возможности и необходимости приближения его к Богу. От истин (догматов) о Боге-Творце берет начало учение о христианской нравственности, этике, морали, которое самым тесным образом связано с ответом на вопросы о том, в чем смысл человеческой жизни, как христиане должны жить, согласно исповедуемой ими религии, и к чему должны стремиться.

Христианские ценности обращают внимание, в первую очередь, на внутренний мир человека, на формирование его духовной сущности на основе веры (почитание Бога), разума (познание человека, мира, Бога), воли (служение Богу и ближнему) и смирения (мир внутри себя).

Внимание к человеку и его душе является важным в этическом учении христианства: человек предстаёт как существо не только биологическое, но и, в первую очередь, духовное, обладающее не только телом, но и бессмертной душой. Человек рассматривается как храм. Библии говорится, что человек создан «по образу и подобию» Божию. Подобие это, по христианскому учению, проявляется в том, что человеку дан разум, сознательная свободная воля и способность к творчеству. И, наконец, Бог, открывающийся как абсолютное совершенство, приобщает человека к процессу вечного самосовершенствования. Он несёт в себе знак высокого предназначения, ибо он создан как образ и подобие Творца. Человек в христианском учении обретает некую самоценность, он рассматривается как высшая цель мироздания. Все явления действительности воспринимаются с точки зрения ценностей и духовного опыта человека.

Христианская культура признает в человеке тело, душу и дух. Христиане верят, что дух образует человеческое «Я» и те высшие свойства человека, в которых отражён «образ и подобие Божие». Духом обладает только человек.

Особое внимание в христианской религии уделяется душе. В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою» (Мк. 8,36). Дух, как принято считать в христианстве, проявляется через личность, живущую во взаимосвязи с другими личностями. В христианской культуре человеческая личность трактуется как безусловная ценность, подчёркивается ее духовное начало, утверждается, что изначально человек был прекрасно устроен в разумной гармонии души и тела. Христианство говорит о бесконечной ценности каждой отдельной личности, но при этом указывает на необходимость единения между человеческими личностями, образующими в своём единстве высшее духовное Целое. В христианстве это называется «соборностью», т. е. таким состоянием Целого, в котором все части сохраняют свою индивидуальность и ценность, не нивелируются. В соборном единении людей, включённых в живой организм Церкви (понимаемой не только как социальный институт, а как единство духовной жизни верующих), и восполняется неизбежная ограниченность индивидов. В том и состоит для христиан значение церковной жизни, что она не только открывает людей навстречу друг другу, но преображает внутренний строй человеческой души, когда она раскрывается в служении ближним.

Свобода также понимается как свойство духа. Только человек несёт ответственность за свои поступки. В христианстве считается, что человек способен реализовать свою потенциальную свободу только благодаря самосовершенствованию и Божьей помощи. Христианское понимание свободы человека заключается в том, что она есть всегда свобода выбора, свобода решать поступать так или иначе. По сути, это свобода выбора между добром и злом. Однако свобода в православии неразрывна с ответственностью, человек несёт нравственную ответственность перед своей совестью и перед Богом за нарушение требований нравственного закона,

Реализацией духовного начала выступает, как считают христиане, и стремление к творчеству, неотделимому от истории человеческой культуры. В процессе творчества проявляется богоподобная сущность человека.

Главными этическими ориентирами человеческой жизни для христианина являются:

  • стремление и навык помогать всем окружающим в самых обычных обстоятельствах (не научившийся помогать ребёнок не будет стремиться к этому и вообще не узнает радости помогать и служить людям);
  • воспитание в себе умения подчиняться как преодоление самости (послушание родителям и воспитателям, учителям; неумение же слушаться вредит любому общему делу);
  • воспитание сострадания к больным и нуждающимся людям (даже небольшая, но постоянная забота о нуждающихся будет помогать правильному формированию личности, без сострадания воспитывается ущербная личность);
  • воспитание личной ответственности за свои слова, поступки, за свою семью, родных и близких людей, за всех других людей: за свой класс, школу, за все окружающее. Ответственность научит не разрушать, но сохранять и украшать;
  • воспитание умения просить прощения и прощать (неумение просить прощения показывает отсутствие критического отношения к себе, а без этого не может быть правильного отношения к другим людям. Тот, кто не прощает, наносит вред себе самому);
  • воспитание благодарности Богу и людям (неблагодарность искажает жизнь человека и всегда препятствует установлению правильных отношений с окружающими);
  • воспитание благожелательности ко всем людям (надо научить детей не смеяться над другими, не осуждать людей, ведь осуждение и злословие обнаруживают недостаток добра в нас самих).

Трудолюбие, ответственность, почтительное отношение к родителям, сострадание, благодарность и благожелательность — вот те качества, которые должны быть воспитаны в человеке согласно христианской морали.

Основой православия является любовь. Любовь одухотворяет, наполняет смыслом и глубиной человеческое существование. В христианском понимании любви, обозначающемся греческим термином «агапе», вкладывается и готовность жертвенного служения, основанная на сопереживании. Гранями любви в христианском понимании являются милосердие, целомудрие, смирение, совесть, стыд, кротость, терпимость.

Смирение, совесть, послушание, служение людям и Богу, ответственность, долг — вот важнейшие ценностные ориентиры православного учения.

Большая роль отводится в православии семье и институту брака, семейным ценностям. Будучи в равной степени носителями образа Божия мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт, 2.24).

Дружба со сверстниками рассматривается в православии как потребность человеческого сердца.

В контексте православной культуры человек находится в постоянной борьбе с главными, согласно православной антропологии, врагами человека — грехами и страстями. Грех в переводе с древнееврейского — «промашка», «непопадание в цель». И это очень точное раскрытие духовного смысла греха. Грех сопровождается особыми состояниями души, именуемыми страстями, а страсти выражают собой ситуацию внутренней несвободы человека.

Одними из наиболее значимых нравственных недостатков и первопричинами многих других страстей в православии считаются гордыня, гнев, памятозлобие (злопамятность), ложь, уныние, которое тесно связано с леностью, а леность не позволяет человеку делать доброе, она «есть мать всех пороков». Православие учит видеть свои грехи и бороться со своими страстями, постоянно преодолевать их. Вся жизнь христиан посвящена этому.

Молитва, соблюдение поста, раскаяние, покаяние, общая организация религиозной жизни (обязательные регулярные посещения церкви, соблюдение престольных и иных церковных праздников и т. д.) играют важнейшую роль в жизни христиан. В качестве средств воспитательного воздействия можно рассматривать разные формы взаимоотношений верующих и священнослужителей: благословение, послушание, внушение, утешение. Важную роль в жизни верующих играют церковные таинства: крещение, исповедь, миропомазание, причащение, соборование, священство. Сама церковная служба, порядок и красота богослужения, убранство храма — все это также имеет огромное ценностное значение и смысл для христиан, воздействуя на эмоциональную и эстетическую сферу личности.

Православные свято чтят и стараются соблюдать пост прежде всего как совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Для православных христиан пост — не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Путь спасения в христианстве — это путь самоограничения и самосовершенствования. Этот путь многотрудный, но дающий и много радостей, особенно духовных, возвышенных.

Приложение №5: Итоговые задания по курсу  «Православная культура».

  1. Темы для исследовательских работ

 Возможные баллы за исследовательскую работу: от 30 до 50.

  1. Темы сочинений
  1. Крещение Руси как начало великой русской культуры.
  2. Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.
  3. Может ли  христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?
  4. Какие  есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?
  5. Возможен ли подвиг в мирное время?
  6. Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?
  7. В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.

Возможные баллы за сочинение: от 5 до 15.

За каждое остальное задание начисляется 1 балл. Для зачёта нужно набрать не менее 15 баллов.

1.Закончите предложение

Год крещения Руси - _______

Русь крестил _____________

 Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________

 Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________

2.На месте пропуска вставьте слово

 Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:

                    _______________ пустынь

                    _______________Посад

                    Киево-_________лавра

                    _______-Невская Лавра

ИТОГОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее

                      - бескорыстие

                      - любовь к Отечеству

                      - защита близких

                      - восстановление справедливости

                      - нажива

     2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)

                               - чтобы было убито побольше врагов

                               - чтобы была взята большая добыча

                               - чтобы меньше людей погибло

                               - о победе

     3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

                               - личное покаяние

                               - подаяние нищим

                               - совершение только хороших дел

                               - вера во Христа

 4. Что бывает только у монахов?

                               - чётки

                               - клобук

                               - постриг

                               - обет

                               - молитва

5. Венцы в таинстве венчания символизируют:

                               - вечность

                               - богатство

                               - долгую жизнь

                               - единство любви и испытаний

   6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

                         - любовь ко Христу

                         - молитва ко Христу

                         - защита природы

                         - защита Отечества

                         - милосердие

                         - честный труд        

7. Заповедей блаженства

            - пять

            - восемь

            - девять

8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва  Мея «Слепорождённый»

  … истое блаженство

 Себе наследует лишь тот,

 Кто духом нищ, кто слезы льёт,

 Кто правды алчет, правды жаждет,

 Кто кроток был и незлобив,

 Кто сердцем чист, миролюбив…                                         

9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого

           Любовью к ближним пламенея,

       Народ смиренью Он учил,

       Он все законы Моисея

       Любви закону подчинил

       - о Христе

       - об Андрее Первозванном

       - о Петре 1                                 

  10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?

        - болгарские танцы

        - греческая икона

        - немецкий орган

11. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своём суде? Допишите фразы из его притчи:

Я был голоден -

Я жаждал -

Я был в темнице -

Я был болен -

Я был странником -

Я был наг -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе   методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах ...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"

Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена на основе: 1.      Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. 2....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочие программы по ОРКСЭ 4 класс и ОДНКНР 5-8 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)»ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы духовно...