Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

 

Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.

Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики и традиционных для нашей страны религиозных культур, с их общими ценностными основами, с представлениями о значении нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.

Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики и традиционных для нашей страны религиозных культур, с их общими ценностными основами, с представлениями о значении нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Религиозная культура и этика рассматриваются в содержании учебников в историческом аспекте, через историю зарождения, становления и распространения традиционных религий и этических учений. Большое место отводится рассмотрению роли религиозных культур в развитии культуры и истории России, становлении гражданского общества и российской государственности, а также вопросу о межконфессиональном диалоге и диалоге культур в современном мире.

Программа базируется на теоретическом материале, поэтому не ведет к перегрузке учащихся. Значительное количество времени, отведенное на отработку материала в уроках-диалогах, мультимедийных уроках поддерживает и стимулирует интерес учащихся к изучению предмета, позволяет усилить коммуникативную направленность курса, визуализировать ценностное содержание, а использование здоровьесберегающих технологий помогает предупредить переутомление.

Программа учитывает основные принципы развивающего обучении и содержит в себе:

  • Направленность на комплексное решение задач образования, развития, воспитания
  • Научность обучения
  • Доступность
  • Направленность на установление эффективной коммуникации обучающихся с изучаемым материалом и друг другом
  • Активность и самостоятельность учащихся в обучении
  • Направленность на совершенствование и развитие универсальных учебных действий
  • Создания личностно значимых учебных ситуаций и получение индивидуального образовательного результата

Реализация программы будет способствовать развитию познавательной и творческой активности обучающихся, а также развивать взаимопонимание и находить согласие учащихся друг с другом.

Учебная программа предназначена для занятий во второй половине дня. Она включает в себя объяснение таких понятий, как этика, мораль, культура, добродетель, порок, добро, зло, справедливость, и пр. Программа рассчитана на 34 часа.

Направленность программы

Программа призвана обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

Учебный курс, в содержании которого представлена светская этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна:

Проблема этического образования, воспитания этической толерантности и самоидентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом  в мире, и в нашей стране в частности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу этического аспекта обучения, рассматриваемого  в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и  ее отношениями с социальным окружением.

В то же время преподавание основ этико-нравственной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего важнейшие национальные духовные традиции и светскую этику в общем.

Цели курса:

Программа преследует следующие цели:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами светской этики в России;
  • развитие представлений о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

Задачи курса:

Обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Возраст детей

Программа  рассчитана на учащихся 4 класса (10-11 лет)

Сроки реализации программы

1 год: 4 класс

Форма и режим занятий

Программа составлена из расчета 34 часа на учебный год (по 1 учебному часу в неделю).

В программе предлагаются следующие формы занятий:

  • Творческие работы
  • Семинары
  • Практические занятия

Планируемые результаты освоения обучающимися курса

В процессе изучения данного курса учащиеся познакомятся с основами светской этики, с их общими ценностными основами, с представлениями о значении нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Светская этика также рассматривается в данном курсе в  историческом аспекте, через историю зарождения, становления и распространения традиционных этических учений. Большое место отводится рассмотрению роли традиции в развитии культуры и истории России, становлению гражданского общества и российской государственности, а также вопросу о межконфессиональном диалоге и диалоге культур в современном мире.

Способы проверки ожидаемого результата

  • Творческие работы
  • Домашние задания

Формы текущего контроля

  • Тестирование
  • Анализ продуктов деятельности (сочинений, рисунков, творческих работ и т.д.)

Содержание модуля  «Светская этика»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные  традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм  школьников.

В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый и проблемный характер

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за  свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального  российского общества;
  •  формирование целостного, социально ориентированного  взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур  и религий;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках   образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умение выделять  признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы  религиозных культур и светской этики»;
  • высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и  явлений  действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с  использованием компьютера).

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской морали, понимание их  значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и  общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений. – М.: Просвещение, 2012
  • М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений – М.: Русское слово, 2012
  • Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику.

Для учителя: 

  • Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.
  • Учебные видеоматериалы к урокам.
  • Ресурсы школьной библиотеки.
  • Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику.

Для родителей:

Данилюк А. Я.   Основы  религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.


Календарно-тематическое планирование

Общая тема

Кол-во часов

№ № п\п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

По плану

Факт

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1 ч

1

Россия – наша Родина.

Знакомятся  с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества  о морали  и нравственности.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали.

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку  в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в  произведениях  литературы и искусства.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций.

Осуществляют поиск необходимой  информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме).

Основы религиозных культур и светской этики

28 ч

2

Что такое светская этика?

3

Мораль и культура.

4

Особенности морали.

5

Добро и зло.

6

Добро и зло.

7

Добродетель и порок.

8

Добродетель и порок.

9

Что значит «быть нравственным» в наше время.

10

Свобода и моральный выбор человека.

11

Свобода и ответственность.

12

Моральный долг.

13

Справедливость.

14

Альтруизм и эгоизм.

15

Дружба.

16

Что значит быть моральным?

17

Трудовая мораль.

18

Смысл жизни и счастье.

19

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

20

Нравственный поступок.

21

Золотое правило нравственности.

22

Стыд, вина и извинение.

23

Честь и достоинство.

24

Совесть.

25

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

26

Джентльмен и леди.

27

Образцы нравственности в культуре Отечества.

28

Что такое этикет.

29

Этикетная сторона костюма.

Духовные традиции многонационального народа России

5 ч

30

Семейные праздники.

31

Государственные праздники.

32

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

33

Любовь и уважение к Отечеству.

34

35

Презентация по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....