Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

«Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Пояснительная записка

      Рабочая программа по основам мировых религиозных культур  для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24», ФГОС, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе нормативно - правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ, «Программы общеобразовательных учреждений 4-5 кл.»,авт. Данилюк А.Я. ,М., «Просвещение»,2010г 

Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики».

Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

Цели и задачи курса

Цели:

  1. развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
  2. формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  3. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  5. осознание ценности человеческой жизни;
  6. воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.  

Задачи:

  1. знакомство  учащихся с содержанием курса;
  2. формирование первичных представлений о религиозных культурах, развитие интереса к этой области знаний;
  3. формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие об истории и культуре при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
  5. Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
  6. понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  7. формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  8. знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  9. укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Общая характеристика курса  «ОРКСЭ»

А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, (34 часа)

Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 учебных часа и носит культурологическую направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Это следует постоянно иметь в виду, как в процессе подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из религий. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер и включает шесть модулей:

  1.  основы православной культуры;
  2.  основы исламской культуры;
  3.  основы буддийской культуры;
  4.  основы иудейской культуры;
  5.  основы мировых религиозных культур;
  6.  основы светской этики.

Преподавание всех модулей курса ОРКСЭ строится на основе принципов толерантности, уважения к различным религиозным традициям. Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике. Формы организации учебного процесса, содержание занятий направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Приоритетной является воспитательная составляющая курса, развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей з жизни людей; обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  •  словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  •  практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  •  репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  •  индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Формы работы:

  •  работа в паре
  •  индивидуальная
  •  групповая
  •  самостоятельная

Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработки согласованных действий и единых требований.

Обязательными условиями воспитания духовно нравственной личности младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и светской этики» выступают: организация работы со средствами духовно нравственного воспитания в

рамках изучения курса как на уроке гак и во внеучебной деятельности; практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности; обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Непосредственной основой преподавания каждого из модулей курса является учебное пособие по данному модулю, рекомендованное Министерством образования РФ. Содержание пособия определяет направленность и характер обсуждения духовно-нравственных проблем, поднимаемых в рамках курса, а также примерный круг культуроведческих знаний, которые должны стать достоянием четвероклассников

В урочной деятельности предусматривается индивидуальная работа с учащимися . имеющими ограниченные возможности здоровья,  кроме того используются динамические паузы для всего класса. Упражнения для глаз.

Содержание курса «ОРКСЭ»

             Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

        Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Планируемые результаты изучения курса «ОРКСЭ)»

Личностными результатами изучения данного курса должны быть

следующие умения школьников:

– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;

– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.

Метапредметными результатами (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

– совместно с учителем составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку  зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.

Предметные результаты. 

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми  друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «ОРКСЭ» к концу  обучения

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Знать/понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь.

Уметь:

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

-готовить сообщения по выбранным тем

Место учебного предмета «ОРКСЭ» в учебном плане

На изучение курса «ОРКСЭ» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 часа.  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»:

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы мировых религиозных культур», имеющего комплексный характер и представляющего четыре национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Введение предмета «Основы мировых религиозных культур» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически

организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Включение предмета «Основы мировых религиозных культур» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

- Патриотизм;

- Социальная солидарность;

- Гражданственность;

- Семья;

- Труд и творчество;

- Наука;

- Традиционные российские религии;

- Искусство и литература;

- Природа;

- Человечество;

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны

Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  •  Основы лингвистических знаний:  фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
  • Орфография  и пунктуация;
  • Развитие  речи;
  •  Лексикография.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

        При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.        

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.

   Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку  Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования  и обеспечена:  

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

« ОРКСЭ »

Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур» подготовлено для экспериментального предмета «Основы мировых религиозной культуры» для 4 классов основной школы. Каждый ученик получает предлагаемое учебное пособие, имеющее общую структуру из четырех блоков и связанное общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки учебного пособия выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах мировых религиозных культур, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  (программа, учебники,)

Примерная программа начального общего образования по  ОРКСЭ

К

Д

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные  пособия

Таблицы к основным разделам, содержащегося в программе  

 

Словари религий , энциклопедии

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях

   

  Д

Д

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Видеомагнитофон.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Сканер, принтер, цифровая фотокамера

Д

Д

Д

Д

Д/П

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы  

Слайды, соответствующие тематике программы  

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К

Д

Д

         Д

К

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры

Ф

Методический аппарат обеспечивают:

Методические пособия для учащихся:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы миро вых религиозных культур. 4—5 классы : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / [А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов]. — М. : Просвещение, 2010. — 80 с.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват.  учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Учебно-методические пособия для учителя 

  1. Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений. 4—5 классы. — М.: Просвещение, 2012.
  2. - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).  
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — ( Стандарты второго поколения).
  4. Беглов А. Л. Основы мировых религиозных культур. / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. — М.: Просвещение.
  5. Мацыяка Е. В. Поурочные разработки «Основы мировых религиозных культур»: Метод. пособие. — М.:
  6. Словари, энциклопедии, пособия, справочники Великие сокровища мировых религий. – М.,2010. Гусейнов А. А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. — М., 2009.
  7. Основы религиозных культур и светской этики: Кн. для учителя./ Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др.; под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. — М.: Просвещение, 2010.
  8. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. — М.: Детская литература, 1989. Основные религии России. Учеб. пособие для школьников. — М., 2007.
  9. Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: Просвещение, 1980.
  10. Мифы и религии мира. — М.,2003.
  11. О’ Доннел Кевин. Религии мира. Иллюстрированная энциклопедия. — Белгород, 2007.
  12. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. — М., 1990.
  13. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам /Под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; пер. с франц. Е. А. Терюковой /Под ред. М. А. Шахнович, Т. В. Чумаковой. — СПб.: Питер, 2008.
  14. Энциклопедия для детей. Искусство, Т.7 Ч. 1, 2 /Под ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта плюс, 2000
  15. Энциклопедия для детей. Религии мира. Ч.2/Под ред. М. Аксенова, Д. Володихиной, Т. Каширина и др. 4-е изд., испр. — М.: Мир энциклопедий изд. Аванта плюс: Астрель, 2008.
  16. Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;
  17. Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....