урок ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок ОРКСЭ по теме "Храм".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_khram.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»

Тема урока:

«Храм»

Разработала: М.В.Гугучкина,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №17»

Цель урока:
Формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.

Тип урока: изученного нового материала.

Вид урока: урок-исследование, заочное путешествие в храм.

Форма работы: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, канун, престол.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор.

- Толковые словари Ожегов, Даль

- Видеоигра «Храм».

- Приложение 1, 2



Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты  и деятельность учащихся

Личностные результаты

Узнают  о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах.

Научатся  различать храмы от других строений, части православного храма, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом».

Познавательные: ориентироваться  в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.  

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Учить детей осмысливать нравственные ценности  и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

1.Подготовите

льный

1.1.Организационный момент

1. Приветствие

2. Эмоциональный настрой:

Учитель показывает детям радиоприемник и спрашивает, что произойдет, если он его включит. Учитель включает радиоприемник. И что же? Раздается шум!
Что нужно сделать, чтобы что-то услышать? Настроиться на нужную волну! Вот и мы давайте настоимся на нужную волну.

  1. Приветствие
  2. Настраиваются на работу:

Дети высказывают свои предположения: будет играть музыка, будет говорить радиоведущий и т.д.

1.2.Актуализация знаний

1.Подведение к теме урока

Тема нашего урока заключена в загадке:

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.

2.Формулировка темы урока

  1. Что мы можем узнать на уроке о храме?

Маршрутный лист

1. Отгадывают загадку – определяют тему урока.
2. Участвуют в формулировке темы и целей урока

(раскрыть понятие «храм», познакомиться с внешним и внутренним строением храма, роль храмов в истории православных христиан …)

Слайд 2 режим демонстрации

Слайд 3

Заполнение маршрутного листа

2.Основной

2.1.Словарная работа

Что в вашем понимании можно назвать «храмом»?

Все свои помыслы и представления о высшей Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом Храма – воплощением Царства Божия на Земле.
                                      Л.А. Рапацкая

Как вы понимаете это высказывание?

Рассмотрим понятие по словарям Даля и Ожегова.

Ожегов: 

1. Здание для богослужения, церковь.

2.Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.).

Даль: 

1.стар. хоромы, жилой дом, храмина.

2.Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь.

1.Опираясь на личный опыт, объясняют понятие (дом, в котором происходит молитва, дом Божий и т.д.)

2.Работа со словарем

2.2.Изучение нового материала

Беседа:

 ???Кто из вас видел православный храм?

Среди иллюстраций найдите православный храм (показ иллюстрации)

???В чем отличие храма от других строений? Какие внешние атрибуты вы можете выделить? Вы правы, у храма обязательно должны быть: купол,  крест, перед входом – икона.

Рассказ учителя:

Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. Это греческое слово (кириаки) означает «жилище Господне» и пришло к нам после принятия христианства.

   Каждый храм имеет свое имя, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, храм Пресвятой Троицы, храм святителя Николая Чудотворца и т. п. Так первый храм на Руси, упоминаемый в Повести временных лет в 10 веке, носил имя почитаемого пророка Илии.  

В храме нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Попробуем разобраться в символике храма.

Рассмотрите иллюстрации.

???Похожи ли храмы друг на друга?

Выделим основные отличия:

1. Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы? Как вы думаете, почему?

           Форма: (иллюстрации)

Форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.

2. Какое внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях?
          Количество куполов

???Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?

А ещё количество куполов имеет символический смысл:

1 - купол символизирует единство Бога,

2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая),

3 – Святая Троица,

5 – Христос и 4 апостола евангелиста,

13 – Христос и 12 учеников.

???Как вы думаете, почему крест венчает главу храма?

Еще один важный атрибут Храма – колокол.

???Как вы считаете, с какой целью звонят в колокола?

1.Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.

2.Выделяют основные атрибуты: купола, кресты, колокол и т.д.

3.Изучают материал на основе рассказа учителя и наглядного материала.

4.Проводят анализ иллюстраций, делают выводы об основных отличиях:

Форме

Дети отмечают, что храмы имели форму:

  • Восьмиугольника;
  • Корабля;
  • Креста;
  • Круга

Количество куполов – выдвигают свои предположения.

Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13) и то, что связано это с размерами храмов

Крест – символ спасения у христиан.

Возвестить о начале службы; в честь церковного праздника…

Слайд 4 режим демонстрации

Слайд 5 режим демонстрации

Слайд 6-7 режим демонстрации

Слайд 8 режим демонстрации

Физминутка

Виртуальная экскурсия в храм

Чтобы лучше разобраться в строении храма, предлагаю вам совершить экскурсию в храм.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь. 

Притвор -  славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много икон у которых православные молят о здравии своих близких. Икона это изображение Бога, Божией Матери, святых или какого-то религиозного сюжета.  

За умерших ставят свечи и молятся у столика, который называется канун. На нем мы видим распятие и место для 40 свечей.

???Что нового вы встретили во время экскурсии? Что вам было знакомо?

??? Как вы думаете, какое значение имеет храм в жизни православного христианина?

Текст

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Принимают участие в игре «Храм», совершая последовательное путешествие по храму и знакомясь с основными религиозными предметами и атрибутами.

Работа с текстом. Самостоятельная  работа.

Находят ответ на поставленный вопрос

(Приложение 1)

Слайд 9-10

Интерактивная игра «Храм» - экскурсия

2.2.Закрепление

Рассмотрите иллюстрации. Соедините картинки с соответствующими понятиями

Коллективная работа

Слайд 11

Тест – фронтальная работа

Раздел «Это интересно»:

Храмы-памятники

Множество древних храмов является памятниками далеких побед.

Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава.

В 1380 году после победы над татарами на Куликовом поле князем Дмитрием Донским в память погибших воинов строится в Москве храм во имя Всех Святых "что на Кулишках".

Наиболее известным в мире московским храмом, «лицом» российской столицы является собор Василия Блаженного (называемый так по имени святого, похороненного на месте храма), или храм Покрова на Рву. Покровский храм был построен в середине 16 века в ознаменование победы русского войска над Казанским ханством, в то время входившим в Золотую Орду. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в день Покрова Божией Матери, и закончился победой русских воинов, после чего царь Иван Грозный издал указ о строительстве собора, чтобы увековечить эту славную победу и выразить благодарность небесным покровителям.

Казанский собор в Петербурге, построенный в 1736 году специально для чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном.

После Крымской войны 1853-1856 годов в Севастополе по повелению императора Александра II построены два храма-памятника в составе мемориального комплекса "Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг." и музея обороны Севастополя на Малаховом кургане.

Владимирский собор назван "собором адмиралов".

Слайд 12-17 режим демонстрации

Давайте проверим, как вы запомнили материал. Выполните задание:

Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.

Работа в группах

(Приложение 2)

Защита

Слайд 18

Тест – работа в группах. Защита.

3.Заключи

тельный

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом.  Воцерковляясь, т.е. приучаясь жить в Церкви, христианин очищает  свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.

Рефлексия        -

Метод незаконченного предложения.

Что мы с вами интересного и нужного вынесли с урока.

Закончите предложения.

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

Дом.задание по выбору:

  1.  Выполнить макет православного храма и сформулировать правила поведения в храме.
  2. Подготовить сообщение о храме-памятнике

На партах листочки с предложениями.

По окончании работы листочки сдаются.

Слайд 19 режим демонстрации

Слайд 20 

 

        Приложение 1

Какое значение имеет храм в жизни православного христианина?

Выделите главное.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

        


Приложение 2

Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.

алтарь, звонница, иконостас, канун, корабль, крест, купол,  притвор,  паперть, Царские,  иконы

ОБ УСТРОЙСТВЕ ХРАМА

Храм Божий даже внешне отличается от обычных зданий. Часто храм имеет в основании форму                 , ибо им Спаситель избавил людей от власти диавола. Нередко храм устраивается в виде                         , потому что Церковь ведет людей по бурному морю жизни к тихой пристани Царства Небесного. Иногда в основании лежит круг – знак вечности, или восьмиугольная звезда, так как Церковь направляет людей к спасению подобно путеводной звезде.

Здание храма венчает                 , изображающий небесный свод, и глава, на которой ставится крест.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или                          , то есть стенообразное сооружение, на котором висят колокола. Колокольный звон зовет верующих на молитву и возвещает о важнейших моментах богослужения.

Внутри православный храм имеет три части. Первая часть –                  – символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В третьей части – __________ – в первые века христианства стояли оглашенные, то есть люди, которые готовились к Таинству Крещения.

Перед входом в храм устраивается возвышенная площадка –                 .

Алтарь – это самая важная часть храма. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник»; он и устраивается обычно на возвышении.

Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется                            . В нем трое врат. Средние, самые большие, называются                  вратами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.

В храме имеется еще                 , то есть невысокий стол с изображением Распятия и местом для свечей. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.

На стенах храма находятся ___________. Перед ними возжигают лампады и свечи.


Используемые источники

  1. А.В.Кураев «Основы православной культуры  4-5» Москва «Просвещение» 2010
  2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
  3. http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?group_id=209&grouptopic_id=7781
  4. http://www.yugopolis.ru/news/social/2011/11/17/25775/pravoslavie-ufsin-eparhiya-cerkov-kolonii
  5. http://vestnik-rm.ru/news-14-1270.htm
  6. http://photopolygon.com/posts/19087
  7. http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=905
  8. http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=241
  9. http://pravoslavie.kharkov.ua/page/15/
  10. http://www.karkas-dom.ru/muranovo/umilenie.html
  11. http://rupor.od.ua/news/Tvori-dobro-po-vsej-zemle--FOTOREPORTAG-017896/
  12. http://feodorovskaya.cerkov.ru/2013/10/14/igra-ustrojstvo-xrama/

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

  1. Информация об  авторе (ах) и предметной направленности разработки

Фамилия, Имя, Отчество автора

Гугучкина Мария Валерьевна

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики

Класс

4

УМК (программа)

А.В.Кураев «Основы православной культуры  4-5»

  1. Пояснительная записка и описание занятия

Аннотация разработки

Урок по теме  «Храм» - представляет собой урок –исследование. Данный урок способствует формированию у учащихся представлений о храмовой архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают учебный материал, опираясь на личный опыт и различные источники знаний,  коллективно обсуждают результаты наблюдений. Эта форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Учащиеся в игровой форме знакомятся с внутренним строением храма, с историей храмовой культуры. Данная работа помогает познакомить, расширить, углубить знания детей и позволяет учителю использовать данный материал на уроках окружающего мира, литературы…

Раздел учебной программы, тема

Тема «Храм», урок 14

Тип урока

Изученного нового материала.

Цели и задачи

 Цель урока:
Формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

Узнают  о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах.

Научатся  различать храмы от других строений, части православного храма, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом».

Метапредметные результаты  и деятельность учащихся:

Познавательные: ориентироваться  в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.  

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты:

Учить детей осмысливать нравственные ценности  и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

Формы контроля и оценки результатов урока

Фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Учет специфики новых стандартов***

Применение системно-деятельностного подхода

Необходимые предварительные знания и умения

 Представления о  христианстве, как мировой религии,  Боге, молитве …

Рефлексия учебной деятельности

Метод незаконченного предложения.

Дополнительные задания

Домашнее задание по выбору:

  1.  Выполнить макет православного храма и сформулировать правила поведения в храме.
  2. Подготовить сообщение о храме-памятнике

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Оборудование

 Оборудование ACTIV (интерактивная доска Smartboard)

 Компьютер

 Проектор    

Программное обеспечение

 Компьютерные программы (KMPlayer)

 SMART Notebook

Дидактическое обеспечение ACTIV

 Электронный конспект-флипчарт

 Тест

Дидактические материалы

 Слайды (Храмы, структура храма, колокола)

 Видео (Видеоигра «Храм»)

 Карточки-задания (текст Приложение 1;

                                      тест Приложение 2)

Ключевые понятия

 Храм

 Икона

 Иконостас

 Царские врата

 Алтарь

 Канун

 Престол

Литература

Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

Толковые словари Ожегов, Даль

Список литературы, используемой для разработки занятия

  1. А.В.Кураев «Основы православной культуры  4-5» Москва «Просвещение» 2010
  2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
  3. http://pravznak.msk.ru/group_discussion_view.php?group_id=209&grouptopic_id=7781
  4. http://www.yugopolis.ru/news/social/2011/11/17/25775/pravoslavie-ufsin-eparhiya-cerkov-kolonii
  5. http://vestnik-rm.ru/news-14-1270.htm
  6. http://photopolygon.com/posts/19087
  7. http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=905
  8. http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=241
  9. http://pravoslavie.kharkov.ua/page/15/
  10. http://www.karkas-dom.ru/muranovo/umilenie.html
  11. http://rupor.od.ua/news/Tvori-dobro-po-vsej-zemle--FOTOREPORTAG-017896/
  12. http://feodorovskaya.cerkov.ru/2013/10/14/igra-ustrojstvo-xrama/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...