Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа предназначена для учителей, ведущих занятия по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_orkse.docx57.62 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное образование

 Озёрская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

на заседании МО (кафедры)

________________________

Протокол № _____________

от «___» _______ 20______

Руководитель МО

Добренькова О.С/Ф.И.О./

«Утверждаю»

Директор  школы

___________/Леоненко Н.И./

 Приказ № _______________

«___» __________ 20______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по курсу «Основы религиозных культур  и светской этики».

Модуль « Основы православной культуры» для 4 класса

Срок реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

второй квалификационной категории Чупрына Светлана Сергеевна

с. Озёрки 2014г

2. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

3. Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм
  • Социальная солидарность
  • Гражданственность
  • Семья
  • Труд и творчество
  • Наука
  • Традиционные российские религии
  • Искусство и литература
  • Природа
  • Человечество

Основными методами преподавания являются проблемный, проектировочный, исследовательский и другие.

Формы работы:

  • - индивидуальные, групповые;
  • - самостоятельная работа;
  • - консультирование.

Формы контроля:

  • - промежуточные: рефлексивный анализ содержания практикума, выполнение диагностических заданий.
  • - итоговые (по выбору слушателей): разработка проекта урока, представление пакета методических материалов по организации образовательной деятельности учащихся.
  • Основные принципы, положенные в основу построения программы модуля – научности, системности, связи теории с практикой, индивидуализации, субъектности, рефлексивности.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

          Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Учащимися  изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится всего 34 часа, состоит из 4-х общих тематических блоков. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом.

4 Место курса в учебном плане  

На изучение курса «основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на  34 ч:

5 Ценностные ориентиры содержания курса  

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

 6. Планируемые результаты изучения курса

В результате освоения содержания модуля обучающиеся будут:

понимать – современные концептуальные и методологические основы введения нового учебного курса «ОРКСЭ»;

- структуру нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

владеть – мониторингом результатов собственной педагогической деятельности по художественно-творческому развитию учащихся;

 – основными подходами в реализации содержания нового учебного курса;

уметь – выстраивать собственную траекторию для развития духовно-нравственной культуры в рамках собственного образовательного пространства;

-ключевые профессиональные компетенции учителя.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

 Методы оценки результатов образовательной деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ 

Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?  Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской

Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается. Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта , а не объяснения или оценки. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации. Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ. Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях. Другими словами, выбор методологических подходов преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности учащихся будет продиктован теми данными, которые зафиксированы в портфолио (или карте наблюдения) вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:

Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия

В ходе проекта я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

Таблица 2. Лист самооценки урока

 [Тема урока или внеклассного мероприятия]

1. На уроке мне больше всего понравилось…______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. На уроке мне не понравилось… _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Из урока мне запомнилось…__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Мне захотелось узнать больше о….____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной традиции. Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и, в ряде случаев, может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития учащихся.

 Таблица 3. Рабочий лист участника экскурсии

Меня зовут_______________________________________________________________

Я посетил________________________________________________________________

Я работал в группе с ______________________________________________________

У меня хорошо получилось_________________________________________________

_____________________________________________________________________

Мне понравилось_________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Мне не понравилось_______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Главные идеи экскурсии___________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Я увидел_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Я узнал__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Я услышал_______________________________________________________________

____________________________________________________________________

Меня удивило,что________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Мне нужно больше узнать о_______________________________________________

Мои вопросы_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Среди других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:

- мозговой штурм;

- работа по методу TASC (см. выше);

- концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал),

- составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);

- расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);

- анализ артефактов и проч.

7 Содержание тем учебного курса

п/п

Наименование модуля

Количество часов

1

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1 ч

2

Основы традиционных религий и светской этики.

16 ч

3

Традиционные религии и этика в России

13 ч

4

Духовные традиции многонационального народа России

4 ч

Всего:

34ч


8  Тематическое планирование

«Основы православной культуры»

1 ч в неделю (34 часов)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

        Из них

Лаборат и практич

Контр.и диагност.

Экскур

сии, оборудование

Характеристика

Деятельности

учащихся

Примечание

Домашнее

задание

1.

Введение.

Цель: формировать духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Валеологические задачи:

1

1.1

Россия  - наша Родина.

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: что такое духовный мир человека.

Что такое культурные традиции и для чего они нужны.

Назвать традиции вашей семьи.

2

Основы религиозных культур.

Цель: формировать понятие о основах религиозных культур народов России. развивать коммуникативные навыки. развивать коммуникативные навыки.

Валеологические задачи:

16

2.1

Культура и религия

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: как человек создаёт культуру. О чём говорит религия.

С.7 №4 подготовить сообщение.

2.2

Человек и бог в православии

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

С.11 №4 подготовить выступление.

2.3

Православная молитва

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: Что такое православие. Что значит слово «Благодать».

Кто такие святые.

Познакомиться с молитвой «отче наш»

С. 15 отв. На вопросы.

2.4

Библия и Евангелие

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: Кто такие христиане, что такое Библия, Евангелие.

Подготовить сообщение «что такое завет?»

2.5

Проповедь Христа

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь и какое сокровище нельзя украсть.

Нарисовать православный крест.

2.6

Христос и его крест

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни и какова символика креста.

Подготовить сообщение «как в моей семье празднуют пасху»

2.7

Пасха

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: что воскресенье не только день недели. Что такое пасха и как её празднуют.

Подготовить сообщение: «что такое внутренний мир человека»

2.8

Православное учение о человеке

1

Компьютер, экран, проектор

Знать чем Бог одарил человека и что такое образ Бога в человеке. Понимать, что значит -  болит душа.

Подготовить мини-сочинение « Что такое душа?»

2.9

Совесть и раскаяние

1

Компьютер, экран, проектор

Научиться понимать и «слышать» подсказки совести и как исправлять ошибки. Познакомиться с понятием «грех, добро, раскаяние, покаяние»

Подготовить сообщение «Заповеди Христа»

2.10

Заповеди

1

Компьютер, экран, проектор

Узнать :какие заповеди даны людям. Как зависть гасит радость. Понимать, что общего у убийства и воровства.

С. 41 отв. На вопросы

2.11

Милосердие и сострадание

1

Компьютер, экран, проектор

Понимать, чем милосердие отличается от дружбы. Узнать кого называют ближним и как хритианин должен относиться к ближним.

Назвать какие милосердные дела ты сделал

2.12

Золотое правило этики

1

Компьютер, экран, проектор

Знать главное правило человеческих отношений и что такое неосуждение.

Составить памятку «золотых» правил этикета.

2.13

Храм

1

Экскурсия

Храм Христа Спасителя с. Озёрки

Знать, что люди делают в Храмах и как устроен православный Храм.

Написать сочинение «мои впечатления после  Храма»

2.14

Икона

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: почему икона так необычна и зачем изображают невидимое.

Назвать какие иконы есть у тебя дома.

2.15

Творческие работы учащихся.

1

Компьютер, экран, проектор

Уметь самостоятельно работать с информацией, готовить сообщение и проекты. Уметь представлять свою работу.

Выбрать тему и подготовить творческую работу.

2.16

Подведение итогов

1

Компьютер, экран, проектор

Уметь самостоятельно работать с информацией, готовить сообщение и проекты. Уметь представлять свою работу.

Подготовить сообщение « как христианство пришло на Русь».

3

Основы религиозных культур и светской этики.

Цель: Формировать понятие о основах религиозных культур и светской этики народов нашей страны. развивать коммуникативные навыки.

Валеологические задачи:

12

3.1

Как христианство пришло на Русь

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: что такое Церковь и что такое крещение.

Подготовить сообщение «Знаменитые подвиги»

3.2

Подвиг

1

Компьютер, экран, проектор

Знать и понимать: что такое подвиг и человеческая жертвенность.

С. 63 вопрос №3 подготовить рассказ.

3.3

Заповеди блаженств

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: как плачь может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым

Когда христиане бывают счастливыми.

Вспомнить и записать « какие добрые дела я сделал и для чего?»

3.4

Зачем творить добро?

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: как подражают Христу?

Чему радуются святые?

Найти притчи о добре.

3.5

Чудо в жизни христианина

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: что есть Святая Троица и Христианские добродетели?

С. 71 вопрос №3

3.6

Православие о божием суде

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: как увидеть в людях Христа и почему  христиане верят в бессмертие?

Подгоовить сообщение « что такое причастие?»

3.7

Таинство Причастия

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: Что такое причастие и Церковное таинство. Как Христос передал себя ученикам.

Подготовить сообщение (презентацию) «Монастыри России»

3.8

Монастырь

1

Компьютер, экран, проектор

Знать6 что такое монастырь. Почему люди идут в монахи и от чего отказываются монахи.

Подготовить сообщение «Экологический кризис и человек?»

3.9

Отношение христианина к  природе

1

Компьютер, экран, проектор

Знать6 что делает человека выше природы и какую ответственность несёт человек за сохранность природы.

Найти информацию «что такое венчание?»

3.10

Христианская семья

1

Компьютер, экран, проектор

Знать понятие «семья, венчание» и  понимать,  что означает кольцо.

Подготовить сообщение о Знаменитых Защитниках Родины.

3.11

Защита Отечества

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: о святых защитниках Родины и когда война бывает справедливой.

Подготовить сообщение: что такое пост?

3.12

Христианин в труде

1

Компьютер, экран, проектор

Знать: какой труд напрасен и каков был первый грех людей.

Написать сочинение

 « Моя Родин!»

3.13

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

1

Компьютер, экран, проектор

Знать такие понятия как «любовь, отечество, патриотизм»

Выбрать тему для творческого проекта.

4

Творческие работы учащихся

Цель:Формировать умение самостоятельно работать с информацие и готовить творческие, поискове проекты. развивать коммуникативные навыки.

Валеологические задачи:

5

4.1

Подготовка творческих проектов

1

Уметь самостоятельно работать с информацией и готовить творческие проекты.

Подготовить защиту творческого проекта

4.2

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие. «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Компьютер, экран, проектор

Уметь представлять свои проекты.

Подготовить защиту творческого проекта ( по группам)

4.3

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

Компьютер, экран, проектор

Уметь представлять свои проекты.

Подготовить защиту творческого проекта( по группам)

4.4

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

1

Компьютер, экран, проектор

Уметь представлять свои проекты.

Подготовить защиту творческого проекта( по группам)

4.5

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

резерв

1

Компьютер, экран, проектор

Уметь представлять свои проекты.

Всего за год:

35ч


9  Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса

Средства обучения:

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей.

Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики.  «Основы православной культуры.  4-5 классы». Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010 г.

Основы религиозных культур и светской  этики.  «Основы православной культуры». Методические рекомендации для учителей.

Медиаресурсы:

1. Мультемидийные презентации по темам.

10 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

Предмет ОРКСЭ

Ф.И.О. учителя: Чупрына С.С.

№ п/п

Дата

внесения

изменений

Характеристика

изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись

сотрудника,

внесшего

изменение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ для 4–5 классов

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

Рабочая программа по учебному предмету "Православная культура" 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Православная культура" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры"

Программа по курсу «Основы  православной культуры» рассчитана на учащихся 4, 5 классов, в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"

В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

         Проблема воспитания толерантности и нравственной позиции подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мир. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными...